Статья Применение инновационных методов обучения информатике и информационным компьютерным технологиям в образовательном процессе средней школы


Применение инновационных методов обучения информатике и информационным компьютерным технологиям в образовательном процессе средней школы.
Современный динамичный, быстро меняющийся мир, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия, требует обновленной системы образования, использующей инновационные методы и технологии.
В связи с информатизацией современного общества назрела необходимость внедрять в процесс образования активные методы обучения, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизацией познавательной и творческой деятельности обучающихся в средней школе при решении поставленных задач. Внедрение и использование активных методов обучения (АМО) позволяет получить хорошо подготовленных, коммуникабельных и эрудированных учащихся (абитуриентов).
Рассмотрим некоторые способы применения активных методов обучения в учебном процессе, которые дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.
1. Применение активных методов обучения (АМО) на теоретических занятиях по информатике и ИКТ (обязательное использование мультимедийного оборудования, использование презентаций, учебных фильмов и т.д.)
Урок – беседа, когда в процессе преподнесения нового материала используется не монотонное чтение, пусть даже очень интересного и актуального материала, а метод беседы преподавателя с учащимися, когда в процессе преподнесения нового материала задаются вопросы по уже пройденному материалу. Это позволяет активизировать внимание учащихся на новом материале, стимулирует к изучению и повторению перед каждым уроком пройденного материала, а при использовании поощрительной системы за самостоятельную работу, вызывает интерес к получению поощрительных баллов.
Урок – доклад, когда преподаватель дает темы докладов учащимся по изучаемым разделам преподаваемой дисциплины для самостоятельной проработки и выделяет на каждом уроке по 10-15 минут на прочтение учеником (или группой учащихся) доклада, с использованием подготовленной им презентации на заданную тему. Это стимулирует учащихся на самостоятельное изучение нового материала, использованию поисковой работы в сети Интернет, позволяет проверить знания учащихся не только по изученному материалу, но и в области создания презентаций, включая использование мульти-медийной техники, а также проверить навыки правильного создания текстового документа (доклад представляется в распечатанном и в электронном виде). Здесь также отрабатываются ораторские способности учащихся, правильная лексика, глубокое изучение представляемого материала, позволяющее отвечать ему на вопросы аудитории. Такой урок захватывает слушателей аудитории, заставляет быть их внимательными и активными в течение всего урока, мотивирует аудиторию на дальнейшую самостоятельную работу и получение дополнительных баллов при поощрительной системе обучения.
Урок – игра, когда преподаватель, после преподнесения нового материала, выделяет 15-30 минут на его повторение и закрепление в игровой форме. Здесь можно разбить аудиторию на две команды и предложить каждой команде составить кроссворд с вопросами на пройденную тему, а затем, обменявшись составленными кроссвордами, разгадать кроссворд соперника. Такой урок способствует вовлечению обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). А получение поощрительных баллов за самостоятельную работу способствует устойчивому вниманию аудитории. Урок – игра позволяет отрабатывать навыки творческой выработки решений, повышать степень мотивации и эмоциональности обучаемых.Урок – диспут, когда в конце урока выделяется время для проведения состязательной дискуссии по представленным вопросам. Сопоставляя противоположные мнения участников, можно увидеть проблему с разных сторон и уточнить взаимные позиции.
2. Применение активных методов обучения (АМО) на практических занятиях по информационным технологиям (ИТ).
Наибольший эффект для усвоения теоретического материала дают деловые игры, применяемые на практических занятиях, как итоговые семестровые (четвертные), или итоговые, проводимые после изучения определенной темы. В этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.
Основным назначением компьютерных деловых игр является проверка устойчивых знаний и умений, получаемых участниками игры в процессе обучения, формирование профессиональных навыков в области информационных технологий, а также приобретение навыков работы в коллективе, проявление взаимовыручки и взаимопомощи. В их основе заложена прогрессивная технология обучения, основанная на активном диалоговом режиме «человек-компьютер».
Литература:
Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр.//Деловые игры в мире. – СПб:СПбИЭИ,1992
Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов. – Самара, 2006