Статья Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса по созданию безопасной среды для обучения

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №684 г. Москвы




Сергеева Анна Дмитриевна
руководитель структурного подразделения социально-психологической службы



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательного процесса по созданию безопасной среды для обучения общеобразовательный школа воспитательный контроль












Москва 2014
Проблема психолого-педагогического сопровождения образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды. Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, В.И. Панов, А.Н. Тубельский.
Г. Бардиер, Т.В. Дворецкая, И.В. Дубровина, Н.Т. Ромазан, Т.С. Черед-никова, A.M. Прихожан, А.И. Захаров, М. Раудсепп, А.У. Хараш изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности. Научные исследования Е.В. Алексеевой, В.В. Бойко, С.Л. Братченко, С.Г. Вершловского, У. Глассера, Е.И. Казаковой, Г.А. Ковалева, М.А. Котик, Н.Ф. Радионовой, Л.В. Симоновой, Л.В. Тарабакиной свидетельствуют о том, что в образовательных учреждениях не только часто отсутствуют психолого-педагогические возможности для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, но и увеличивается количество негативных тенденций в учебно-педагогическом взаимодействии. В педагогической психологии исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития субъектов учебно-воспитательного процесса крайне малочисленны. Информация о психологической безопасности и условиях её обеспечения в образовательной среде практически отсутствует. Служба сопровождения не оснащена программами создания психологической безопасности образовательной среды как одного из важнейших условий, обеспечивающих позитивное личностное развитие её участников. Таким образом, актуальность данного вопроса обусловлена возникающим противоречием между потребностью субъектов образовательной деятельности в системе психологической безопасности и отсутствием условий для снижения уровня психологического напряжения при взаимодействии участников в образовательной среде школы, которые существуют в современном обществе. Следовательно, современная образовательная практика нуждается в создании психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей оптимальную самореализацию и самоактуализацию субъектов образовательной деятельности. Это становится возможным тогда, когда в образовательных учреждениях создается служба психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая психологическое воздействие на личностные проявления коммуникативных и эмоциональных особенностей субъектов образовательной деятельности. Как подчеркивает И.В. Дубровина, - психологическая служба образования один из компонентов целостной системы образования страны. Целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Забота о психологическом здоровье означает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, если в своем поведении и отношениях она все больше ориентируется не на извне задаваемые нормы, а на внутренние осознанные самоориентиры. Задача взрослых психологов, педагогов, родителей помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Основной задачей психологической службы образования является содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства. Конкретными задачами психологической службы образования в связи с этим являются следующие: - реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; - развитие индивидуальных особенностей детей их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и т. д.; - создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и т. д.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; - оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Основным средством достижения главной цели психологической службы образования оказывается создание и соблюдение благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных на соответствующем этапе онтогенеза возможностей развитии индивидуальности. Однако, всем известно, что в построении эмоционально благополучной среды ведущую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя и родители. Личностные качества педагога, конструктивное взаимодействие педагога и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает, с одной стороны, снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов, с другой стороны, повышает мотивацию к учению, результативность обучения в целом. Не является секретом и тот факт, что учитель включен в профессиональную деятельность, характеризующуюся высокими эмоциональными нагрузками. Специфика педагогической деятельности учителя состоит в том, что она строится по законам общения, предполагающего активное эмоциональное взаимодействие. Ряд авторов (А.Г. Палахов, А.О. Прохоров и др.) называют напряженность важной характеристикой профессиональной деятельности учителя. Указывается на высокую частоту возникновения невротических и психосоматических расстройств в среде учителей. Исследования А.Н. Ковальчук показали, что среди педагогов существует проблема узнавания эмоционального выгорания, которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно-нравственной ориентации личности и др., и не осознается учителями. При этом отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова). В конечном итоге синдром эмоционального выгорания может привести к возникновению профессиональных деформаций. По мнению Е.М. Лысенко, Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека. Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами. К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты. В связи с этим, перед активно развивающейся в настоящее время психологической службой стоит задача психологического оздоровления, реабилитации и коррекции, а так же организация мероприятий по профилактике эмоционального выгорания среди учителей. Деятельность учителя включает управление психическим развитием личности ученика. Успешно осуществить ее может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим ученикам, способный преодолевать трудности. Таким образом, приоритетным направлением социально-психологической службы в школе на данном этапе развития является создание качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения всех участников образовательного процесса. Следовательно, основной целью психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в школе становится содействие личностному и профессиональному развитию всех участников образовательного процесса в условиях безопасной образовательной среды. В эмоционально благоприятной образовательной среде у всех его участников возникают положительные эмоции, которые становятся движущей силой поведения ученика и благоприятно влияют на учебную среду, формируя конструктивное, благонамеренное, коммуникативное поведение ребенка, обеспечивая выбор им созидательных, рациональных способов и моделей взаимодействия со школьным окружением и его субъектами. При этом создание эмоционально-благополучной среды для участников образовательного процесса в современной школе помогает преодолевать учащимся трудности в обучении, обеспечить успешную социализацию, сохранить и укрепить здоровье, защитить права детей. А педагогам – сохранять эмоциональное благополучие, повышать стрессоустойчивость и полноценно реализовать профессиональные качества. Проблема создания эмоционально благоприятной образовательной среды для всех ее участников нацеливает педагогов и психологов современной школы на разработку программ, методов и приёмов адаптивной модели обучения, что предполагает развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самореализацию, комфортность протекания образовательного процесса и, в конечном счете, повышение качества образования. В процессе реализации деятельности психологического сопровождения возможны определённые принципы образовательной политики, среди которых: · Обеспечение возможности для каждого ученика и педагога реализовать свои способности; · Формирование для каждого ученика и педагога ситуации успеха; · Использование личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий образования; · Специальное выстраивание системы психологической помощи на основе индивидуальных психологических особенностей учащихся и педагогов; · Развитие непрерывной системы повышения профессиональной компетентности педагогов школ, прежде всего на основе постоянно действующих творческих групп; - Профилактика и предупреждение эмоционального выгорания в среде педагогов. Отличительные особенности образовательного пространства современной школы отражают структуру образования, организацию учебно-воспитательного процесса, медико-психолого-педагогического сопровождения и связаны с такими ведущими направлениями деятельности школы, как: · Усиление личностной направленности образования; · Обновление содержания образования; · Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса; · Совершенствование работы школы, направленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни; · Предоставление разностороннего универсального базового образования в сочетании с вариативными компонентами образования; · Усиление общекультурной направленности общего образования в целях повышения адаптивных возможностей школьника; · Продолжение реализации программы образовательного комплекса с гимназическими классами в рамках непрерывного образования; · Продолжение реализации программ «Здоровье», «Одаренные дети» и др.; · Построение системы непрерывного образования (дошкольное, школьное, дополнительное, повышение квалификации, образование взрослых в различных формах и т.д.); · Оздоровительно-профилактический характер деятельности учреждения для его воспитанников; · Деятельность комплексной медико-психолого-педагогический службы, обеспечивающей на основе информационной базы данных всестороннего изучения ребенка на пути его поэтапного продвижения по всем основным возрастным степеням; а также организующей квалифицированные консультации для воспитателей, педагогов, родителей по всем основным аспектам развития детей; · Сочетание обучающих и исследовательских функций в рамках научно-методического совета, экспериментальной работы; · Предметное обучение; · Широкая интеграция информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины. Созданию эмоционально благоприятной образовательной среды также способствовует выстроенная система психолого-педагогической поддержки школьника, основные направления которой можно сформулировать так: - создание атмосферы доброжелательности; - снятие тревожности; - авансирование (оглашение достоинств ребенка); - преобладание скрытой инструкции; - поддержка индивидуальности (исключительности) школьника; - объективность и доброжелательность педагогического внушения; - позитивная оценка каждой детали успешно выполненной деятельности школьника. Важное значение имеет режим умственного труда школьников, что обеспечивается внедрением здоровьесберегающих технологий, которые предполагают и грамотный подход к объему, дозировке домашних заданий, и целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающее гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого учащегося. Работу учителей необходимо строить на основе развития мотивационной сферы личности учащегося. Для реализации данной цели был разработатывается комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению. При этом учитель уделяет большое внимание созданию ситуации успеха на уроке, которая рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизнедеятельности. В процессе реализации психологического сопровождения образовательного процесса по созданию безопасной среды для обучения возможны следующие ожидаемые результаты: - повышение результативности обучения, развитие интеллектуальных способностей; - сохранения и укрепление как физического, так и психологического здоровья учащихся; - воспитание у учащихся творческого отношения к миру, чувства ответственности, способности к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированной на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие; Исходя из данного контекста психолого-педагогического сопровождения и возникающих задач, можно выделить основные направления работы психологической службы: - общая развивающая работа по отношению ко всем школьникам (по параллелям); - коррекционно-развивающая или консультативная работа по отношению к школьникам с выделенными психологическими проблемами обучения и развития (групповая и индивидуальная работа); - консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп; - изучение личностных особенностей педагогов и психологического климата в конкретной школе; - разработка программы психологической помощи членам педагогического коллектива в соответствии с выявленными и преобладающими проблемами; - социально-диспетчерская деятельность (оказание помощи в поиске нужных специалистов). Процесс образования невозможен без полноценного участия родителей учащихся. Цель совместной работы школы, семьи и представителей микросоциума по воспитанию детей - постоянное внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи воспитания ребенка, оказание практической помощи семье при затруднениях в общении и воспитании детей. При этом можно использовать такие методы, как посещение семей учащихся на дому, беседа с родителями, дни консультаций для родителей учащихся школы. А также активно используются и коллективные формы: классные собрания, общешкольные родительские собрания (в течение года), родительские конференции, коллективные дела (подготовка выставок, оформление класса и т.д.). Педагогами школ проводятся семинары и конференции родителей, на которых решались педагогические задачи и вырабатывалось общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания. Анализ проблем требует эффективного решения задач, стоящих перед психолого-педагогческой службой современного образовательного учреждения. Школа должна быть комфортной средой для развития ребенка, которая характеризуется все более повышающейся доступностью качественного образования на всех ступенях обучения. При этом школа также должна быть комфортной и для учителя, создающая условия для его профессионального и личностного развития. В рамках реализации основных направлений модернизации российского образования психологической службе предстоит большая работа по систематизированию и внедрению в широкую практику современных методов обучения и новых подходов к оценке качества образования. Литература:
©1996-2009 "168 Школа-гимназия". Все права защищены
БитяноваМ.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения //Директор школы. - 1997. - № 3. - С. 4-12.
Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. –2001. –№2. –C.
Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Нижний Новгород, 2008. – 38 с.

u










13PAGE 15






15