Использование инновационных методов и приёмов в образовательном процессе.


Усатова Марина Владимировна
учитель начальных классов,
МКОУ Краснозерская СОШ № 2 им. Ф. И. Анисичкина,
Новосибирская область, Краснозерский район, р.п. Краснозерское
Использование инновационных методов и приёмов
в образовательном процессе.
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информационной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно – познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности.
Сегодня у учителя иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но более сложные.
Цель моей работы: создание учебно – образовательного и учебно – воспитательного пространства для формирования интеллектуальной, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.
Под интеллектуальной личностью я понимаю личность, усвоившую школьный объём знаний, владеющую навыками творческой и исследовательской работы, способную к самообразованию и саморазвитию.
Нравственная личность – личность, усвоившая и принявшая общечеловеческие и гуманные ценности, имеющая гражданскую позицию, способная выбрать нравственные формы самореализации и самовыражения, готовая к созидательной деятельности, ответственная в выполнении личных обязательств.
Творческая личность, инициативная и самостоятельная, имеющая активную жизненную позицию, обладает умениями, позволяющими ей успешно социализироваться в обществе.
Считаю, что добиться поставленной цели можно будет при сочетании нескольких технологий в учебно - образовательном процессе.
В качестве перспективных мною выбраны и используются элементы игровых технологий, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения и элементы здоровьесберегающих технологий.
Игровая технология используется мною потому, что позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала, занимательность условного мира, делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации.
Эмоциональность игрового действия активизирует психические процессы и функции ребёнка, способствует использованию знаний в своеобразной практике, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Реализация игровых приёмов и ситуаций осуществляется по таким направлениям:
дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Использую такие виды уроков с использованием игровых технологий:
ролевые игры на уроке;
организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – игра, урок – конкурс, урок – путешествие, урок КВН);игровая организация учебного процесса с использованием заданий,которые предлагаются на традиционных уроках (найди орфограмму,произведи какой – либо вид разбора);
использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Занятия с использованием игровых технологий являются эффективным средством развития познавательных интересов учащихся начальных классов.
Элементы проблемного обучения мною используются для того, чтобы:
развивать познавательную самостоятельность учащихся;
научить учащихся вести наблюдения;
творчески мыслить;
рассуждать, делать выводы и обобщения.
Основные способы создания проблемных ситуаций:
использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома. Стараюсь, чтобы ученики в итоге анализа ситуации сами сформулировали проблему;
постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения;
побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;
выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;
побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнивать их сизвестными и делать самостоятельное обобщение.
Важным аспектом в развитии личности является осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в педагогическом процессе, поэтому в своей деятельности использую элементы технологии обучение на основе уровневой дифференциации.
Цель использования данной технологии: организовать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащихся, то есть, учитывать его возможности и способности. Важно увидеть индивидуальность ребёнка, сохранить её, помочь поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Работу по этой технологии строю следующим образом:
выявление отставаний в ЗУН;
ликвидация пробелов ЗУН;
устранение причин неуспеваемости;
формирование интереса и мотивации к учёбе;
дифференцирование учебных задач и оценок деятельности ученика;
осуществляя дифференцированный подход, стараюсь создать благоприятную атмосферу, активно общаюсь с учащимися, чтобы учебный процесс был мотивирован.
С целью повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления в своей деятельности использую элементы здоровьесберегающей технологии.
Используемые приёмы:
физкультминутки, примерно через 10 – 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы утомления у большинства класса;
определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку;
слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока
В состав упражнений для физминуток включаю:
упражнения по формированию осанки;
укреплению зрения, укрепления мышц рук;
отдых позвоночника;
упражнения для ног;
релаксационные упражнения для мимики лица.