Доклад на тему Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе


«Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе»
Мирошниченко Евгения Викторовна
КГА ПОУ «Региональный железнодорожный колледж»
г. Уссурийск
“Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”.
Дистервег Л.
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
предоставление фундаментального образования, получив которое, обучающийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
формирование у обучающихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста обучающихся.
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Последнее десятилетие ознаменовано возникновением нового направления – это педагогическая инноватика, в центре внимания которой стоит процесс педагогических нововведений. Педагогическая инноватика определяется как наука, изучающая закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования.
«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения»— эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов, а в современном обществе стали говорить одним словом ИННОВАЦИЯ.
Каждая инновация, рожденная традицией, проживая свой определенный цикл, перерастает в традицию или отмирает. Так и в процессе творческой деятельности каждого преподавателя рано или поздно под влиянием внешних условий и внутренних стимулов педагога возникают те или иные инновационные идеи, а далее от мастерства учителя и технологичности данной идеи зависит, перейдет эта инновация в традицию или отомрет.
Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Поскольку образовательный процесс немыслим без преподавателя, то он находится в постоянном поиске эффективных путей совершенствования процесса обучения, а так же повышения уровня преподавания в частности - информатики.
Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, процесс образования неразрывно связан с наукой и с жизнью. Эту связь осуществляет преподаватель информатики через  направления своей деятельности, которые позволяют всем обучающимся обращаться в кладовую своего собственного опыта и искать ответы на возникшие вопросы в повседневной жизни..В методике преподавания информатики выявляется целый класс проблем:
·       нет четкого мультимедийного сопровождения курса информатики;
·       остается проблема контроля знаний учащихся, как составной части процесса обучения;
содержание программ по информатике у многих авторов различны;
·       недостаточное количество часов учебного плана;
·       мало часов отводится на тему «Алгоритмизация и программирование».
Основные задачи, которые должен ставить перед собой преподаватель, следующие:
1. Привлечь обучающихся к изучению информатики.
2. Научить и воспитать обучающегося.
3. Использовать современные ИКТ средства обучения в учебном и воспитательном  процессе.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Традиционные способы преподавания стали уступать место преподаванию с использованием информационно – коммуникационных технологий.
Информационные технологии подразделяются на:
·       Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации);
·       Специальные(электронные учебники, энциклопедии, тренажеры);
·       Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение).
Одной из инновационных педагогических технологий является информационные технологии, и в настоящее время их роль в учебном процессе разделилась на 2 направления:
1)       ИТ- инструмент для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения
2)       ИТ занимают активную роль, т.е. стимулируют создание новых форм обучения.
В своей работе я придерживаюсь второго направления, так как считаю что именно здесь:
·     создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала;
·     возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме информационных материалов;
·     возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений обучающихся.
Наряду с традиционными методами,  в своей практике я использую информационные технологии обучения,  чтобы вдохновлять обучающихся на удовлетворение их познавательного интереса. Информационные технологии являются неотъемлемой частью преподавания информатики.
  Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет :- сделать этот процесс интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся;
- сделать процесс увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; 
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты, разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.  
Педагогические технологии 
В условиях растущего потока информации и перегруженности Госстандарта  становится актуальным обучение детей умению учиться.
Традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении преподаватель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед преподавателем является пробуждение обучающихся к познанию. При этом на первый план выходит личность преподавателя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.
Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.
Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Добиться поставленных целей можно лишь через  педагогические (личностно-ориентированные) технологии, разноуровневый и дифференцированный подход, а также современные интерактивные методы обучения.
Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению планируемого результата.
При проведении уроков информатики использую следующие педагогические технологии:
Коллективные способы обучения
Игровые технологии
Обучение в сотрудничестве
Метод проектов
Разноуровневое обучение
Информационные технологии
Модульная технология.
Дифференцированный подход, лежащий  в основе всех технологий, становится средством личностно-ориентированного подхода. Для  организации разноуровневого обучения я составляю сборники  для отработки практических навыков по уровню  развития обучающихся.
В своей практике на уроках информатике неотъемлемой частью является использование интерактивных методов обучения. Остановимся подробнее на интерактивных методах обучения  и ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ, которые обучащиеся изучают и успешно применяют в других областях знаний.
Внедрение интерактивных  методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемого материала и закрепления его на практике, осуществление интеграции информатики с другими науками.
Интерактивные технологии позволяют мне не только отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, но и дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство.
Применение компьютерных технологий позволяет:
- повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
- дает совершенно новые возможности для творчества;
- обретения и закрепления различных, профессиональных навыков;
- соответствие социальному заказу, который государство предъявляет к образовательным учреждениям.  
Как преподавателю информатики необходимо непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними. На смену обычным меловым доскам пришли интерактивные, “интеллектуальные” доски. В моем кабинете информатики есть интерактивная доска, возможности которой я использую практически на каждом уроке:
Текст, формы и цвета
Библиотека Ресурсов
Работа с изображениями
Ссылки
Организация страниц и методы презентаций
Какое бы будущее не пророчили образованию, но оно немыслимо без роли преподавателя. Поэтому меняется время, меняются взгляды на роль преподавателя в системе образования. Чтобы остаться востребованным и идти в ногу со временем преподавателю необходимо постоянно вести работу по совершенствованию своего педагогического мастерства, творчества.
Современные требования к преподавателю информатики предполагают не только проведение уроков на должном уровне, но и оказание помощи в освоении новейших интерактивных способов организации урока преподавателями.
Изучение предмета с опорой на специфику среды обитания, ее обычаи, традиции, вызывают у обучающихся желание познать историю, культуру своего народа, следовательно, формирует нравственные ценности обучающегося. Развивают его творческий потенциал.
Следовательно, специфика преподавания предмета информатика предусматривает тесную  взаимосвязь изучения и применение инноваций, информационных и компьютерных технологий в различных направлениях учебных дисциплин таких как математика, биология, химия, физики, экономика и т.д. Поэтому на любого преподавателя возлагается огромная ответственность подготовить обучающегося мыслящего и умеющего ориентироваться в  современном информационно-экономическом пространстве.
Несомненные плюсы внедрения инноваций позволяют сделать новый шаг к будущему, где компьютер будет средством реализации своих возможностей и талантов. В ходе такого обучения дети учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.