Презентация по технологии на тему Применение интерактивных методов обучения на уроках «Технологии»


Защитное слово
В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, все более широкое распространение получают не пассивные, а активные и интерактивные методы и формы обучения.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Решить эти задачи помогают интерактивные методы и формы обучения.
Использовать такие формы работы можно на разных этапах обучения. Ученики всегда с интересом и удовольствием работают на таких уроках.
Тема данной работы "Применение интерактивных методов обучения на уроках технологии". (слайд)
Вопрос применения интерактивных методов в обучении сейчас очень актуален на любой ступени образования. Это объясняется стремительным распространением различных инноваций. Интерактивные формы и методы обучения завоёвывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании разных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. От отношений между учащимися зависит их учебная деятельность. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности. (слайд)
Объектом исследования в данной работе является процесс применения интерактивных методов работы на уроках технологии.
Предмет исследования - интерактивные методы работы, применяемые на уроках технологии. (слайд)
Целью данной работы является изучение интерактивных методов и определение их роли и места на различных типах уроков технологии.
Задачи исследования , они представлены на слайде. (слайд)
В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная - ученик выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит)
активная - ученик выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. (слайд)
Интерактивные технологии обучения - это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. (слайд)
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
¯стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
¯повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
¯развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
¯изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
¯саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Каждый учитель привносит в каждый метод, технологию что-то своё, что-то, что необходимо на конкретном этапе обучения в конкретном классе. (слайд)
В своей работе рассмотрела следующие интерактивные формы обучения:
¯игра как средство интерактивного обучения;
¯личностно-ориентированный подход;
¯проблемно-задачный подход;
¯ИКТ как приём представления материала;
¯правила управления успехом на уроке.
Вышеизложенные интерактивные формы обучения можно использовать на уроках технологии. (слайд)
Так использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач:
игра является ценным средством воспитания умственной активности детей,
стимулирует психические процессы,
вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания,
тренировка своей силы,
развивают способности и умения,
игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний,
при изучении программного материала, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость.
Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. (слайд)
При закреплении пройденного материала возможно проведение игрового урока "Крестики-нолики". На таком уроке учащиеся делятся на две команды, предлагаются задания соревновательного игрового характера. В ходе такого урока идёт развитие логического мышления, расширения кругозора учащихся. Возможно использование при изучении темы "Гигиена".
Незаменимы также ролевые и деловые игры. Детям даётся возможность почувствовать себя в роли представителей различных профессий. Это очень важно, потому что профориентация - одна из главных задач уроков технологии. Дизайнеры и модельеры, кулинары и менеджеры, агрономы и цветоводы, а также косметологи. Это только небольшой перечень различных ролей в играх.
При использовании групповой работы на уроках применяется игровое проектирование. Одна задача решается разными группами по-своему:
·создание маскарадного костюма;
·приготовление пищи;
·создание украшения для интерьера дома и т.д.
Различные виды игр охватывают как практическую, так и теоретическую стороны изучаемого предмета.
Используя различные виды игр на уроке, важно не превратить весь учебный процесс в игру. При планировании урока очень важно чётко представлять для каких обучающих целей используется игра.
(слайд) В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности. (слайд)
Так при личностно-ориентированном обучении при объяснении материала учителю необходимо использовать различные методы обучения. Восприятие и запоминание материала у всех детей разное: кто-то запоминает слушая (аудиалы), кто-то слушая и воспринимая зрительно (аудио-визуалы), кто-то зрительно (визуалы), а кому-то надо сделать самому, потрогать (кинестетики). Для каждого ребёнка надо создать ситуацию успеха на уроке, чтобы каждый почувствовал: "Я могу, у меня получается, я понял".
(слайд) Личностно-ориентированный подход можно применять также через здоровье - сберегающие технологии (например: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей, взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. ). (слайд)
Проблемно-задачный подход помогает детям учиться мыслить, развивает гибкость мышления, расширяет кругозор. Эта форма интерактивного обучения готовит ребят к трудностям, с которыми им придётся сталкиваться в жизни, учит детей искать выход из ситуации, учит высказывать собственное мнение. Всё, что мы примеряем на себя, запоминается лучше. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Умственный поиск - сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. (слайд)
Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. Так при изготовлении швейных изделий, учащихся ставят перед проблемой невозможности выполнения какой-либо операции на швейной машинке. Предлагается найти выход из ситуации.
Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Такие проблемные ситуации можно создавать при изучении различных тем. Тема "Консервирование пищи". Дети уже умеют готовить салаты из овощей. Ставится проблема: хранение приготовленной пищи. При обучении вязанию носков. Дети владеют техникой вязания на двух спицах. Ставится проблема: связать носок. Вывод: необходимо освоить технику вязания на пяти спицах.
Проблемное обучение на уроках технологии обеспечивает деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.
(слайд) Использование ИКТ на уроках повышает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию, облегчает учителю задачу представления материала. Такие уроки отличаются яркостью, насыщенностью информацией.
На уроках технологии учитель использует словесные методы обучения. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают. Но только слушать не так интересно. А в силу особенностей предмета, который имеет в основном практическую направленность, рассказ должен подкрепляться яркой наглядностью. В этом учителю помогает на уроке презентация.
(слайд) Тема в 7 классе "Оформление горловины плечевого изделия". Учитель при рассказе демонстрирует на слайдах виды оформления горловины.
Тема в 5 классе "Кулинария". Презентация помогает продемонстрировать различные виды блюд, продукты питания, можно вывести схему по содержанию витаминов.
Таким образом, использование презентаций при словесном объяснении способствует лучшему усвоению материала.
При объяснении последовательности выполнения работы презентация является неоценимым помощником. Различные этапы работы можно представить в развёрнутом виде.
Очень большое место на уроках технологии занимает метод проектов. Здесь без презентации обойтись невозможно. Учащиеся с удовольствием собирают материал для презентаций, составляют красочные проекты: "Семейные истории из сумок", "Вышивка крестом" «Вышивка лентами» и др.
В презентации можно включать физминутки для снятия напряжения глаз. (слайд)
Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. У С. Френе есть такое высказывание "Любой человек стремится к успеху". Даже самый пассивный ребёнок хочет быть успешным. Поэтому условия ситуации успеха необходимо создавать на уроке для каждого ученика.
Если ребёнку трудно даются знания, но он стремится их получить и настроен на успех, то в большинстве случаев он добивается своего, а задача учителя ему в этом помочь.
Результатом использования ситуаций успеха становится повышение интереса к предметам, легче проходит процесс вовлечения в работу пассивных учеников, улучшаются взаимоотношения в классе.
(слайд) Таким образом, успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:
Учителя с детьми
Детей друг с другом
Каждого ребёнка с учителем
Ученика с коллективом
Очень важно учителю владеть правилами создания успеха на уроке.
Использование интерактивных методов на уроках технологии позволяет сделать их яркими и интересными для детей, повышают мотивацию к изучению предмета, помогают поверить в свои силы. Это очень важно в жизни ученика. Может быть, уроки технологии помогут выбрать кому-то будущую профессию, заниматься любимым делом.
В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
Благодарю за внимание!
На уроках технологии можно использовать следующие формы интерактивного обучения:
·"Аквариум" заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Удачно использование данной формы при изучении правил этикета.
·"Дерево решений" - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Возможно использование на уроках в разделе "Экономика. Бюджет семьи"
·"Займи позицию". Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом "ДА" или "НЕТ". Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Возможно использование при изучении темы "Гигиена"