Круглый стол на тему: Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи


На педсовет
Круглый стол
ТЕМА: "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ".
Подготовила:
Старший воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 24
"Теремок" ст. Незлобной"
Варич Светлана Григорьевна
Георгиевский район
2016 год
ТЕМА: "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ".
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию сообщение на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи".
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Любая педагогическая система без семьи будет неполноценной. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада.
Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является "обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".
Одним из требований к условиям реализации ООП дошкольного образования является "поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность".
Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей;
- установление единства целей в воспитании детей.
Современные родители требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В нашем детском саду посещаемость родительских собраний, консультаций, семинаров составляет 50-80% от численности родителей. Однако те родители, которые не посещают эти мероприятия, не должны выпадать из образовательного пространства детского сада. В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель не всегда может уделить должного внимания родителям, потому что занят с детьми. Иногда родители долгое время не посещают детский сад, ребенка забирает бабушка. Как показывает практика именно такие родители иногда бывают недовольны работай детского сада.
В настоящее время педагоги вынуждены искать новые, эффективные пути взаимодействия с семьями воспитанников.
В нашем детском саду было решено оптимизировать взаимодействие детского сада с семьей на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• рост объема информации;
• обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• возможность создания электронных газет, журналов.
Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:
сайт детского сада;
сотовая связь;
газета группы,
редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
электронная консалтинговая служба; (электронная почта)
создание медиатеки;
электронная рекламная деятельность;
телемост;
использование личной веб-страницы,
телекоммуникационный проект;
дистанционные конференции.
Педагоги нашего детского сада используют в работе с родителями следующие информационно-коммуникационные технологии.
Программы Microsoft Office - текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации Fine Riader , технологию подготовки презентации Movie Maker. 
Компьютерные мультимедийные презентации (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.
Мультимедийные презентации, составленные в программе Power Point, дают возможность, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формировать информационную культуру педагогов и родителей, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо отметить, что педагоги нашего ДОО очень активно используют мультимедийные презентации во взаимодействии с родителями воспитанников. Демонстрация на родительском собрании слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду, можно сказать стало доброй традицией. Показ тематических презентаций: в младшей группе на тему "Адаптация ребенка в детском саду", "Все для наших малышей!" и другие. В других группах это презентации на тему "Наши достижения", "Безопасность детей на дороге!", "Мы играем!" и другие. Для презентации педагоги используют фотографии, сделанные в группе, на прогулке, на экскурсии, во время развлечений. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные видеоматериалы в сценарии развлечений, например, ко Дню матери, были подготовлены видеоролики на тему "Моя мамочка!". Дети рассказывали о своих мамах, просмотры таких видеороликов очень нравятся родителям.
В скором времени с помощью программы Move Maker мы планируем монтировать фильмы о жизни детей в детском саду, о прошедших событиях.
С помощью вышеперечисленных программ, мы наглядно объясняем родителям те или иные методы работы. Так, например, по обучению грамоте, используя презентации, видео и песни учим родителей, как правильно проводить звуковой анализ слова, как можно закрепить навыки прямого и обратного счета. Такая информация намного лучше усваивается родителями, они становятся более компетентными в том или ином вопросе. Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы: электронная почта, сайт, электронные журналы, в данный момент осваиваем дистанционные конференции.
В электронной почте детского сада мы создали банк данных электронных адресов родителей наших воспитанников. Данная форма взаимодействия дает нам возможность своевременно информировать родителей о всех событиях в детском саду, общаться с родителями на интересующие их вопросы, поздравлять с праздниками, делиться полезными ссылками, посылать сообщение о победе или просто почетном участии ребенка в конкурсе. Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились их дети, интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
Созданием сайта детского сада сейчас, конечно же, никого не удивишь. Можно удивить только его отсутствием. Работа на сайте должна вестись постоянно, в соответствии с требованиями законодательства. Сайт ДОО, для всех родителей воспитанников детских садов – это возможность познакомиться с нормативными документами, с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОО, традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. На сайте педагоги размещают фотоматериалы о конкурсах, выставках. Родителям и детям приятно видеть результат своего совместного труда. В разделе «Работа с родителями» они могут узнать что такое ФГОС ДО, познакомиться с интересными публикациями педагогов. В разделе "Полезные ссылки" была составлена небольшая подборка сайтов, посетить которые, педагоги рекомендовали родителям.
Педагоги нашего детского сада очень заинтересовались интерактивной формой взаимодействия с семьей - выпуск электронной газеты. Уже придумали название "Теремок со всех сторон – электронная версия". Каждый номер будет посвящен мероприятиям, которые проходят в детском саду. Будут публиковаться стихи, загадки, задания, например, "Нарисуй дома" и др. Статьи будут писать не только педагоги, но и родители. Газета будет размещена на сайте детского сада, а один номер газеты будет помещаться в приемных комнатах.
Ноу-хау нашего ДОО в этом году стало создание странички двух старших групп «Смешарики» и «Звездочки» в социальной сети «Одноклассники», на которых каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта, в режиме «сообщения», родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Таким образом, в ходе проведенной работы, мы смогли не только реализовать некоторые проекты по взаимодействию с родителями воспитанников, но и наметить перспективы в дальнейшей работе педагогического коллектива в этом направлении.
Интересными формами взаимодействия с родителями, которые возможны благодаря информационно-комуникационным технологиям, являются дистанционные конференции, создание блогов. Данные формы работы будут также использованы в дальнейшей работе педагогов. Одним из условий успеха работы в данном направлении является повышение профессионального уровня воспитателей и специалистов ДОО в вопросе использования информационно-коммуникационных технологий посредством обучающих вебинаров.
Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей.
Для использования ИКТ педагогами во взаимосвязи с семьей необходимо, что бы педагоги умели:
·        обрабатывать любую информацию при помощи  процессоров (текстовых, графических);
·        создавать и демонстрировать презентации по учебному материалу;
·        использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;
·        организовать работу с электронным ресурсами сети Интернет;
·        применять учебные программные средства;
·        осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к занятиям и внеклассным мероприятиям;
·        разрабатывать формы обратной связи и проводить компьютерное анкетирование родителей.
В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Как показывает практика, полноценное воспитание дошкольника происходит только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Нужно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Все это возможно при использовании новых активных форм и методов работы с родителями, которые появились благодаря информационно-коммуникационным технологиям.
Спасибо за внимание!