Статья на тему Использование активных методов обучения в процессе изучения истории и обществознания, как способ активизации и мотивации учащихся


Использование активных методов обучения в процессе изучения истории и обществознания , как способ активизации и мотивации учащихся.
Научно-методическая деятельность.
Учиться – все равно, что плыть против течения, остановишься – и тебя отнесло назад.
Китайская пословица
Одна из задач современной школы – задача социализации учащихся, задача эта очень актуальна в преподавании таких предметов как история и обществознание. Формирование универсальных учебных действий возможно с использованием инновационных технологий.
Исходя из этого, применяю технологии на уроках истории и обществознания: проблемного обучения, использования игровых методов, лекционно-семинарскую систему, ИКТ, активные методы обучения, метод проектов.
Обучение личностно-ориентированное, т.к. одна из задач учителя – формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации.
История и обществознание отличаются от других предметов тем, что способствуют формированию собственных норм и ценностей, установлению отношений с окружающими, формированию активной жизненной позиции. Поэтому на уроках использую различные приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, развитию критического мышления и умения аргументировать свое мнение.
Использование проблемных задач и вопросов, которые помогают мыслить, раздумывать, рассуждать, искать ответ на поставленный вопрос, начинаю с 5 класса. Развиваться помогает многочисленная литература по этому вопросу: Степанищев А.Т. «Проблемные задачи по истории России» ; Гевуркова Е.А., Егоров В.И.,Колосков А.Г., Ларина Л.И. «История России: проблемы, события, люди» ; Володина С.И. «Основы правовых знаний» . Литературу можно и не называть, т. к. большую помощь сейчас получаем во всемирной паутине – интернет.
Кроме проблемных задач и вопросов, использую и другие задания, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся.
•Отыскать в тексте правильный ответ на поставленный вопрос. Такие задания способствуют умению находить и выделять главное, формируют навыки работы с текстом.
• Установить соответствие между словами и их значением. Это способствует усвоению новых понятий, их запоминанию. Такие задания лучше всего применять после изучения определенной темы.
• Закончи предложение (выбрав правильный ответ или без вариантов ответа).
•Назови одним словом. Подобные задания относятся к работе над понятийным рядом, что, безусловно, способствует запоминанию и усвоению терминов-понятий.
•Составить рассказ по определенной теме. Такой прием позволяет увидеть, как дети усвоили понятия, как применяют их на практике. В то же время, это полет фантазии, развитие творчества. Составление рассказа от лица участника событий вызывает большой интерес учащихся.
•Дать оценку явлению или событию. Подобные задания учат осмысливать, анализировать, оценивать, высказывать свое мнение. Доказывать его, что имеет немаловажное значение. Выполняя именно такие задания, каждый ученик должен иметь возможность быть выслушанным и понятым, и каждая точка зрения должна быть услышана, осмыслена.
•Составление кроссвордов по определенной теме. Такой прием работы способствует активизации познавательной деятельности, делает работу интересной, позволяет работать с дополнительной литературой. В то же время идет работа по закреплению понятийного ряда, оттачивается умение составлять вопросы, видеть главное и отсеивать второстепенное.
•Расположи в хронологической последовательности. Как правило, вопросы, связанные с хронологией, для учащихся являются сложными. Но применение подобных заданий активизирует мышление, способствует запоминанию. А если усложнять вопросы добавлением событий, личностей, то это позволяет лучшему запоминанию исторической эпохи.
•Составление тестовых вопросов по изученным темам. Такие задания используются в классах среднего и старшего звена. Они способствуют формированию умений работать с книгой, текстом, умению выделять главное, умению составлять вопросы, запоминать понятийный ряд.
•Организация самостоятельной работы с различной литературой, Интернет - ресурсами, другими источниками. Подобная работа может использоваться при подготовке учащихся к семинарам, диспутам в старшей школе, при выполнении олимпиадных заданий. Работая самостоятельно, учащиеся расширяют свой кругозор, учатся обобщать и делать выводы, развивается их речь. А в ходе занятий учащиеся учатся слушать и слышать мнение других по такому же вопросу, воспринимать его, соглашаясь или нет.
•Дискуссия и ее разновидность позиционная дискуссия. В ходе ее можно увидеть, как учащиеся могут применять полученные знания, как способны отстоять свою точку зрения, выслушать и воспринять чужое мнение и не только. В ходе позиционной дискуссии ученик может, что называется, взглянуть на проблему, другое – чужое ему мнение - своими глазами. Во время работы учащиеся делятся на три группы – команды: защитники, оппоненты, аналитики. Команды будут меняться местами: те, кто были защитниками, в следующем действии будут оппонентами, а оппоненты перейдут в группу аналитиков. Это и даст возможность каждой команде и каждому участнику взглянуть на проблему с разных сторон. Обсуждение проблемы завершается подведением итогов.
•Работа в малых группах , «мозговой штурм», «мозговая атака» - это приемы, относящиеся к активным методам обучения.
Приемы эти могут использоваться на разных этапах урока, работа в группе учит детей считаться с мнением другого, чья точка зрения отличается от твоей, учит отстаивать свою точку зрения цивилизованным путем, учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.А это все элементы процесса социализации личности.
Суть мозгового штурма в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы. Партнерство выступает фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению, и эти ожидания активизируют мыслительную деятельность каждого члена группы.
•ИКТ технологии дают мне возможность сделать урок не просто интересным и красочным, но и содержательным, не только на каком-то отдельном этапе, а на протяжении всего учебного процесса.
Я считаю, что применение ИКТ технологий:
•усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
•позволяет проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала;
•повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
•расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
•доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, и многое другое.
Все вышеперечисленное способствует повышению качества образования.
А во внеурочной деятельности, где временной ресурс больше, используем метод проектов: участие в конкурсе проектов «Алмазная россыпь проектов», конкурсе социально-значимых проектов школы.Главным считаю, что ребята имеют право на свое мнение, имеют право его отстаивать, защищать. Поэтому и во внеклассной работе использую такую форму как позиционная дискуссия, создание проблемы при решении определенных вопросов, мозговой штурм, метод проектов.
Главное, пожалуй, не то какие приемы, технологии используются. Главное использование их в системе. Только тогда можно получить результат.
Целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества. Моя деятельность направлена на управление активной и сознательной деятельностью обучающихся по усвоению учебного материала. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.
На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
•учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
•информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
•коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других
Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Большую роль в активизации познавательной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. Развивая интерес к познанию, стараюсь приобщать учащихся к участию в разных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Дети, принимающие участие, разные по уровню знаний, принимая участие в заочных олимпиадах, они все ставятся в равные условия: могут работать с разными источниками, искать ответы на вопросы, расширяя свои знания. А успех – он окрыляет человека. Не всегда лауреатами становятся те, кто хорошо учится. Это поднимает самооценку, создает возможности для дальнейшего роста, появляется желание доказать, что ты можешь. Разумеется, способствует это и повышению интереса к предмету.Растут дети, растет и сам учитель, т.к. невозможно отставать от своих учеников.