Статья Использование на уроках физики активных и интерактивных методов обучения


Мальцев Николай Григорьевич
ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И.Козлова
Использование на уроках физики активных и интерактивных методов обучения
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от современных педагогов применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных студентов и слушателей.
Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интеракции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения уступает место новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых профессиональных компетенций. Проблема выбора педагогических технологий является приоритетной в деятельности преподавателя.
Внедрение активных и интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном учреждении среднего профессионального образования. В случае репродуктивных взаимодействий преподавателя и студента преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь между участниками образовательного процесса осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивные технологии считаются самыми неэффективными, но, несмотря на это, они имеют и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках лекции.
При активных взаимодействиях преподаватель и студент общаются друг с другом в ходе занятия, и студент здесь не пассивный слушатель, а активный участник занятия.
Интерактивные взаимодействия подразумевают нахождение студента в режиме коллективной беседы, диалога с окружением. В отличие от активных взаимодействий, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов друг с другом. При этом преподаватель играет роль помощника, активизирующего потоки информации. В таком случае чрезвычайно востребованным становится опыт студентов.
Активные и интерактивные образовательные технологии, в отличие от репродуктивных, позволяют организовать обучение как продуктивную творческую деятельность. При этом каждой из них присущи свои средства управления процессом развития познавательной деятельности. Так, в систему активных технологий входит анализ и решение проблемной ситуации преподавателем совместно со студентом. В интерактивных технологиях – анализ ситуации и игровое проектирование в процессе коллективного решения проблем преподавателем и всей группы студентов при доминировании последних. Если в решение проблемной ситуации вовлекается вся аудитория, то активные технологии становятся интерактивными. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.
В качестве иллюстрации применения активных подходов могу привести один конкретный пример из своего профессионального опыта. При изучении темы «Переменный электрический ток» предлагается практическая работа на простые расчеты параметров трансформаторов: определить количество витков вторичной обмотки трансформатора при известном значении количества витков и напряжении на первичной обмотке. Причем группа делится на подгруппы, каждой из которой предлагается сделать расчет для определенного напряжения: 3, 6, 12В и т.д. (заранее подбираются лампы накаливания с разными номинальными значениями напряжения). На это отводится 10-15 мин. Традиционный подход предполагает проверку выполненных работ к следующему уроку с анализом ошибок. В другом варианте, предлагаю сделать проверку расчетов что называется «здесь и сейчас»: выдаю картонные каркасы и моток проволоки с изоляцией. Предлагается объединиться студентам одного варианта в подгруппу (2-4 чел.), выполнить намотку вторичной цепи и проверить свои расчеты. Можно использовать для проверки универсальный разборный трансформатор, вольтметр, лампы накаливания с известным номинальным напряжением. Вся работа и сама проверка не занимает много времени (7-10 мин.) но сам процесс изготовления вторичной катушки и проверка с помощью лампочки - индикатора проходит очень эмоционально, поскольку оценку ставит жизненная ситуация: лампочка либо не горит, либо горит слабо, или с нормальным накалом, либо перегорает. И в данной ситуации обычные действия, которые выполняли студенты: поиск формулы, ее преобразование, подстановка и расчеты уже заставляют посмотреть на них другими глазами: сухая формула из учебника приобретает особый вес, ее правильное применение дает «видимый» результат, неправильное – «упс».
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на методы, при которых студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Из опыта своей работы могу отметить что, на мой взгляд, одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности с применением интерактивных технологий является создание учебных пособий с помощью программы Power Point входящий в интегрированный пакет MS Office. Работая в тесном взаимодействии с преподавателем информатики, студентами нашего техникума созданы наглядные мультимедийные пособия: презентации по основным разделам физики, динамические слайды, иллюстрирующие принципы действия бытовых машин, механизмов, анимационные ролики позволяющие оживить изложение нового материала. Особое значение приобретает защита студентами своего проекта. В этом случае создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует повышению интереса и мотивации учащихся, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала студентов, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний.
При проведении практических занятий используются групповая работа, технология коллективной творческой деятельности, технология сотрудничества, ролевая игра, обсуждение проблемы в форме дискуссии, дебаты, круглый стол. Данные технологии обеспечивают высокий уровень усвоения студентами знаний, эффективное и успешное овладение умениями и навыками в области акмеологии, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль усвоения знаний.