«Повышение качества знаний через применение интерактивных методов обучения на уроках химии, биологии в условиях формирования ключевых компетенций учителя и ученика»

Отчет по методической теме «Повышение качества знаний через применение интерактивных методов обучения на уроках химии, биологии в условиях формирования ключевых компетенций учителя и ученика»
за 2014-2015 учебный год.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Бернард Шоу
Этот эпиграф очень точно подчеркивает цель моей работы над методической темой.
Для меня – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». Можно сказать, что именно этим на данном этапе я и занимаюсь.
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным
Результат традиционного
образования
Результат компетентностного образования

Знания – это информация, присвоенная человеком
Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки
Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями

Навыки – это действия, выполняемые автоматически
Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически

Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности

Данный подход позволяет организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.
На уроках стараюсь больше использовать разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
Я изучила много докладов и литературы по своей методической теме, прошла курсы повышения квалификации по теме «Предметная теория и практика учителя биологии и химии при переходе в систему 12-летнего образования», и могу сказать, что уроки постепенно претерпевают изменения, а основными методами становятся вместо репродуктивного частично-поисковый и проблемный.
Так на открытом онлайн-уроке по химии в 9В классе (16.10.2013 года) по теме «Серная кислота» основными методами обучения являлись частично – поисковый, проблемный, а учащиеся активно находили ответы на поставленные вопросы, использовали возможности интерактивной доски, информационные технологии.
При разработке конкурсного панорамного урока для участия в районном конкурсе «Учитель химии – 2014» по химии в 8 классе я также использовала элементы различных технологий, а по результатам заняла 2 место.
Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Но, многие коллеги со мной могут не согласиться, мотивируя тем, что в данной ситуации наши дети привыкают просто брать готовое, не осмысливая материал, не прилагая собственного труда к созданию учебной работы. Я тоже сталкивалась с ситуацией, когда ученики приносили готовую, выполненную в несвойственной для них манере работу. Что делать? Доказывать, что работа выполнена не самостоятельно? Запрещать использовать Интернет? А ведь большинство ребят выбирают в качестве домашнего задания подготовку информации из глобальной сети. Выход из ситуации - рассказать детям о правилах работы с информацией Интернет, которым пользуюсь сама.
В целом, делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых компетенций можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.
Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я выстроила систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с прикладными умениями и навыками.
Такой подход дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в решении проблемных задач присутствует элемент открытия. От эффективности использования данных задач в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я хочу оставить интерактивное обучение. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание.
Конечно трудностей на данном этапе хватает и пока, на первом этапе, я изучаю в основном чужой опыт, но со временем, я думаю, мой собственный опыт поможет мне достичь поставленных целей.



Учитель химии и биологии Зернова Г.В.