Использование активных методов правового воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя истории и обществознания Степаненко В.Х.


Статья "Использование  активных  методов правового воспитания обучающихся  в  урочной  и  внеурочной деятельности".(из опыта работы учителя истории и обществознания Степаненко В.Х.)
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активизации познавательной деятельности учащихся.
В процессе обучения учащихся можно использовать активные формы обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их деятельности и самостоятельных умений освоения знаний в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
1) развитие личностных качеств обучаемых в процессе формирования умения общаться, дискутировать,
2)формирование навыков: самостоятельного добывания учащимися знаний; анализировать и делать выводы и обобщения;
3)формирование гражданского патриотизма.
Для достижения поставленных задач применяются различные средства. Основным средством работы на уроке могут быть активные методы обучения такие как: мозговая атака, мозговой штурм, деловая и ролевая игра, диспут.
В современном учебном процессе для развития творческого потенциала учащихся углубления и развертывания всех их способностей все чаще используются активные методы обучения.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.
Активные методы позволяют учащимся на уроке:
- формировать собственное мнение;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- анализировать факты и информацию;
- творчески подходить к учебному материалу;
- активно самостоятельно работать;
- проявлять свою индивидуальность.
Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.
Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач.
Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку. И не следует обращать внимание на то, чтобы все их признаки сохранялись. Здесь многое условно – потому что для нас важнее всего главное – результат в виде продвижения в развитии личности.
Примеры использования активных методов обучения на уроках обществознания. (Разработки уроков)
Формирование правовой культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.Российская Федерация является демократическим и правовым государством. Знание основ права в этих условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, в том числе и обучающихся, так как от этого в значительной мере зависит успешность в любой сфере жизнедеятельности.
Формирование правовой культуры учащихся - это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества правосознания и подготовку к адекватному правовому поведению в современной реальности; процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта правоотношений2.
Имея общую цель — формирование правовой культуры, — учебная деятельность на всех ступенях обучения в школе решает самостоятельные задачи. В начальных классах формируются нравственные представления о правилах поведения, а также складывается понимание добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства.
В классах средней и старшей школы углублять правовые знания учащихся позволяют все учебные дисциплины инвариантной части учебного плана, при изучении которых в той или ной степени, затрагиваются вопросы государства и права.
Школьный курс обществознания имеет большой потенциал в формировании правовых знаний и культуры обучающихся.
С целью повышения интереса обучающихся к проблемам права, углубления их представлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них правовой культуры на уроках обществознания использую разные формы активного обучения: ролевые, ситуативные, сюжетные игры, «мозговой штурм», работа творческих групп и лабораторий, уроки – диалоги – встречи с сотрудниками правоохранительных органов, уроки – «круглые столы», во время которых происходит личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы. Мы тесно сотрудничаем с комиссией по делам несовершеннолетних, обмениваемся необходимой информацией, получаем ответы на все интересующие ребят вопросы. На конкретных примерах разбираем различные виды правонарушений и ответственность за совершенные правонарушения. Таким образом, разбирая правовые ситуации, обучающиеся постепенно формируют основы правовой культуры.
Также применяю интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение – это обучение через опыт, обучение в процессе общения, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогом3. Оно способствует вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Применение активных методик помогает сделать урок ярким, интересным, запоминающимся. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает комфортные условия для обучения.
Применяю новые информационные технологии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Обучающиеся имеют возможность использовать знание информационных технологий и соответствующие умения для создания презентаций различных тем, которые демонстрируются ими во время проведения уроков.
Отдельного предмета – право - у нас нет. Тем не менее, в этом году мы провели большое внеклассное мероприятие – круглый стол школьную олимпиаду по праву и приняли участие в муниципальном этапе. Хотя задания олимпиады показались ребятам сложными, но интерес к этому виду деятельности растет.
В рамках проведения Дня правового воспитания 12 декабря классные руководители совместно с учителями обществознания провели с учащимися 2-11 классов мероприятия по правовому воспитанию. Учащиеся начальных классов ознакомились с правами и обязанностями, правилами поведения в школе (Устав школы). Учащиеся 5-6-х классов ознакомились со своими правами на примере сказочных героев. Для учащихся 7-8-х классов была подготовлена и проведена викторина по теме: «Мир детей в пространстве мира взрослых». Учащиеся 9-11-х классов приняли участие в конференции «Закон и правопорядок», выступили с докладами, обсудили источники права.
Ежегодно проходят недели истории и общественных дисциплин. Наибольший интерес вызвала такая форма работы, как «Почтовый ящик». Учащиеся 11-го класса готовят правовые ситуации и опускают их в почтовый ящик для конкретного адресата (класса), те в свою очередь отвечают на вопросы и получают вознаграждение в виде отметки.
Обучающиеся старших классов принимают активное участие в подготовке мероприятий, работают в составе творческих групп.
Правовое просвещение школьников способствует формированию навыков и установок, позволяющих молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека.
Приобретенные навыки позволяют учащимся осуществлять свои права и свободы в рамках закона, не нарушая при этом права окружающих; защищать права и свободы от всякого рода нарушений; давать морально — правовую оценку действиям всех субъектов общества; критически оценивать выполнение гарантий обеспечения прав человека.