Современные образовательные технологии и методики, используемые при обучении детей хореографией.


Современные образовательные технологии и методики, используемые при обучении детей хореографией.
Левада Наталья Евгеньевна
Педагог дополнительного образования.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.
Различают традиционные и инновационные методы обучения. Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний, принятых в качестве нормативных. Работая в дополнительном образовании, все больше убеждаешься, что для успешной профессиональной деятельности необходимы глубокие знания педагогики и психологии.
Развитие современных информационных технологий требует внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому мы вводим инновации.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению истории становления и развития искусства танца, изучение основ музыкального движения, танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, постановка танца, отработка движений.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций включает в себя:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотром образцовых танцевальных коллективов);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
2 Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Традиционные формы Нетрадиционные формы
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихсяПрезентация предмета, явления, события. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения
Отчетный концерт. Отчет участников творческого коллектива, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы
Коллективный поход с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью или поездка на спектакль, концерт. Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
Праздник .Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
Необходимо, чтобы применяемые педагогические технологии, формы, методы и приемы соответствовали интересам и потребностям обучающихся.
Наиболее часто используемые технологии:
1. Технологию обучения в сотрудничестве. Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. В педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
-групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда); - коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
2. Игровые технологии применяется, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста, ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. На занятиях использую различные подвижные игры. Среди них:
- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
- прием «Этюдная композиция» (исполнение этюда на заданную тему)
-игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу) Профессиональные качества детей, такие как, выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры. Мышечные ощущения у обучающихся закрепляются, легче усваиваются детьми и не вызывают сложности.
3. Информационные технологии. Данные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
-средство подготовки выступлений
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение. Компьютер даёт возможность воспитанникам:
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета;
-использовать, как источник учебной информации .Успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных недочетов, встречающихся в практике. Внедрение этих инноваций в программу позволяет: Повысить качество обучения, расширить рамки образовательных результатов, исполнение хореографических номеров сделать более качественными, улучшить процесс самостоятельной творческой деятельности ребенка. В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Список литературы:
1. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
2. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
3. Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
4. Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99.
5. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
6. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37. 7. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с. 8. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.