Методические рекомендации по истории для студентов заочного отделения


Министерство образования Иркутской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта
ИСТОРИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочного отделения
Иркутск
2012
Составитель: М.В. Мелешкина, преподаватель истории
ИСТОРИЯ: Учебно-методический комплекс для студентов заочного отделения. / Сост. М.В. Мелешкина. — Иркутск: ОГОУ СПО ИРТРиАТ, 2012. — 13 с.
Учебно-методический комплекс содержит тематический план курса «История», перечень лекций и практических заданий, задания и рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Имеются списки литературы и вопросы к зачету.
Предназначено для студентов I курса заочного отделения.
Пояснительная записка
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. Основными принципами исторической науки являются — историзм, объективность, социальный подход, альтернативность. Только соблюдение и сочетание всех этих принципов обеспечивает строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Целями данного учебного курса является изучение российской истории в контексте мировой цивилизации, выявление общего и особенного в российской истории, формирование представления об основных этапах и содержании истории России в конце ХХ – начале ХХI веков. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу. Материал излагается в форме сравнительного анализа. Это позволяет студентам получить принципиальное представление об основных этапах мирового цивилизационного процесса. Вместе с тем, первоочередное внимание в курсе уделяется изучению характерных особенностей исторического развития России, что особенно важно для более адекватного понимания процессов, происходящих в нашей стране и мире в настоящее время.
В основу курса положены принципы цивилизационной теории, что соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Однако студенты знакомятся также и с основными положениями классово-формационной концепции, которая длительное время преобладала в нашей исторической науке.
В процессе изучения курса студенты должны:
приобщиться к чтению научно-исторической литературы, как классической, так и современной;
усвоить теоретические основы исторического познания и новые подходы в оценке исторического прошлого нашей страны;
познакомиться с дискуссиями по вопросам отечественной истории;
приобрести навыки самостоятельной работы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 68 часов.
Структура курса подчинена основным формам учебной работы: лекциям, практическим (семинарским) занятиям, организации самостоятельной работы. В лекционном курсе и в ходе семинарских занятий рассматриваются наиболее крупные и проблемные вопросы отечественной истории.
В пособии приводятся учебно-тематический план курса, планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы и перечень экзаменационных вопросов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование тем Учебная нагрузка (час.)
макси-мальная самост. учебная работа обязательная аудиторная
всего занятий в т.ч. практ.
1 Раздел 1.
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. 21 16 5 2
1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. 11 8 3 1
1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. 10 8 2 1
2 Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века. 59 52 7 4
2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. 11,5 10 1,5 1
2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве 11,5 10 1,5 1
2.3 Россия и мировые интеграционные процессы 12 10 2 1
2.4 Развитие культуры в России. 8 8 - -
2.5 Перспективы развития РФ в современном мире. 16 14 2 1
Итого 80 68 12 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1.
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
Тема 2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Тема 2.4 Развитие культуры в России.
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Тема 2.5 Перспективы развития РФ в современном мире.
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.
Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«История»
Назначение лекций – помочь студентам осмыслить основные проблемы курса в рамках выделенных тем учебной программы, вызвать интерес студентов к отечественной истории на рубеже ХХ и ХХI веков и нацелить на самостоятельную работу с источниками и литературой. Из-за ограниченности аудиторного времени в лекциях освещаются лишь наиболее сложные и важные темы курса.
Введение в курс
Тема 1: Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы ХХ века – 2 часа
Тема 2.Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI веков - 2 часа
Тема 6: Перспективы развития РФ в современном мире – 2 часа
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)
Семинары – это коллективная форма подведения итогов самостоятельной работы. Цели семинара – выяснение знаний студентами конкретного исторического материала; выработка навыков убедительно и грамотно излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам и вести дискуссию; обучение умению делать аргументированные выводы и заключения. Предлагаемые планы семинарских занятий ориентируют студентов на углубленное изучение наиболее значимых проблем отечественной истории конца ХХ – начала ХХI века. Добросовестная и всесторонняя подготовка к семинарам и активная работа на них являются важным условием успешной сдачи итогового экзамена.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п Наименование темы Кол-во
часов
1 Рассмотрение фото и киноматериалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.
Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. 1
2 Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий 1
3 Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
1
4 Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. 1
5 Глобализация различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
1
6 Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.
Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. 1
Итого 6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основным методом изучения отечественной истории на заочном отделении является самостоятельная работа над источниками и литературой, так как на аудиторные занятия (лекции и семинары) отводится по плану крайне ограниченное время. В самостоятельной работе по изучению предмета следует руководствоваться учебно-методическим планом курса, приведенным в данном пособии. Самостоятельная работа начинается, как правило, с ознакомления с материалами учебников и учебных пособий. Можно использовать любые учебники, написанные и рекомендованные для средних специальных учреждений после 2007г. Затем можно переходить к изучению главных источников и научной литературы по отдельным периодам отечественной истории. Для лучшего и более глубокого закрепления изучаемого материала рекомендуется конспектирование или реферирование отдельных источников и монографий применительно к вопросам будущего экзамена. Ниже в пособие дается примерный список литературы, вышедшей в свет за последнее десятилетие, которую можно использовать при изучении отечественной истории.
Раздел 1.
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Самостоятельная работа обучающихся:
Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.
Тема 1.2.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Самостоятельная работа обучающихся:
Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать.
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
Тема 2.1.
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Самостоятельная работа обучающихся:
Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.
Тема 2.2.
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
Самостоятельная работа обучающихся:
Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
Тема 2.3.
Развитие культуры в России.
Самостоятельная работа обучающихся:
Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
Тема 2.4.
Перспективы развития РФ в современном мире.
Самостоятельная работа обучающихся:
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг.
Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.
ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
«История»
Экзамен – завершающий этап изучения курса отечественной истории. К сдаче экзамена допускаются только те студенты, которые успешно выполнили контрольную работу и присутствовали на семинарских занятиях.
Основными критериями оценки знаний студента по курсу «История» являются:
знание конкретного исторического материала;
логическое и последовательное изложение материала;
умение прослеживать причинно-следственные связи;
знание первоисточников;
знание истории родного края;
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
При подготовке к экзамену следует руководствоваться установками, полученными на обзорных лекциях, и материалами учебных пособий, рекомендованных преподавателем.
Ответ должен быть точным, четким, раскрывающим суть вопроса.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1970—начале 80-х гг.
Истоки и сущность перестройки в СССР
Социально-экономическое развитие СССР в годы перестройки
Политика гласности и развитие общественно-политической жизни в годы перестройки
Внешняя политика СССР в 1980-е годы: основные цели и достижения
Дезинтеграционные процессы в России во второй половине 1980-х гг.
Национальные отношения в СССР в конце 1980-начале 90-х гг.
Новоогаревский процесс и попытки сохранить СССР
Распад СССР: причины и последствия.
Формирование новой российской государственности: от советской власти к президентской республике.
Экономическое развитие России в 1990-е годы
Социальное развитие России в 1990-е годы
Политический кризис 1993 г. и его последствия
Межнациональные отношения в России в 90-е гг. XX в.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе: причины, участники, содержание, результат вооруженного конфликта в этом регионе
Внешняя политика Российской Федерации после 1991 г.
Конституция РФ (1993 г.)
Развитие культуры в России в конце ХХ века
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Учебные пособия:
История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. полиграфия, 7 пособие по отечественной истории современного периода. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ruДополнительная литература.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и  конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.