Конспект урока по математике на тему Треугольник


УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
7 класс
Цели: научить выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков; научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к изучаемому предмету.
Ход урока.
Организационный момент, инициализация урока (объявление темы, определение целей деятельности).
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в Страну треугольников, где существует своя денежная единица «триангл», которую каждый из нас может заработать за правильный ответ. Накопив 7 трианглов, вы можете получить отличную оценку. В этом путешествии мы откроем и узнаем много нового и интересного. Прежде чем отправиться туда, прошу вас разделиться на группы.
А сейчас вытащим из тайников памяти кое – что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые пригодятся нам сегодня на уроке, а для этого проведем маленький устный опрос.
Подготовка к восприятию нового материала.
- Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на прошлом уроке (о треугольнике)
Показ слайда на экране
- По какому признаку мы выделим с вами группу треугольников? (в зависимости от величины угла)
Показ слайда на экране
- Какие виды треугольников входят в эту группу? (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный)
Показ слайда на экране
Треугольник
в зависимости от величины угла

тупоугольный остроугольный прямоугольный
- Какой треугольник называется прямоугольным? (треугольник, у которого один из углов прямой)
- Какой треугольник называется тупоугольным? (треугольник, у которого один из углов тупой)
- Какой треугольник называется остроугольным? (треугольник, у которого все углы острые)
3. Практическая работа (исследовательского характера).
- Познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку ее можно выделить. Перед вами карточки с изображением разных треугольников (на столе у учащихся карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника).


- Ваша задача выполнить следующие дествия:
1. Возьми одну карточку.
2. Измерь стороны треугольников.
3. Запиши результаты измерения в тетрадь.
4. Повтори команды с 1 по 3 для всех видов треугольников.
5. Сделайте выводы. Что интересного вы видите?
- Давайте попробуем дать названия этим треугольникам.
- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний)
- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны разные ? (Разносторонний)
- Как можно назвать треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
- У нас появилась еще одна группа. По какому признаку она определилась? (по числу равных сторон)
- Теперь все большое семейство треугольников можно разделить на две группы:
Показ слайда на экране
ТРЕУГОЛЬНИКИ
в зависимости от величины угла в зависимости числа равных сторон
тупоугольный прямоугольный разносторонний равносторонний
остроугольный равнобедренный
Учащиеся записывают схему в тетрадь.
- А как вы думаете, из любых трех палочек можно сложить треугольник?
(На столах у учащихся находятся палочки красного цвета, длиной 4 см, 2 см и синего цвета длиной 4 см, 3 см, 5 см).
- Возьмите в руки палочки красного цвета и попробуйте из них сложить треугольник.

- Получилось? (Нет.)
- А теперь попробуйте сложить треугольник из палочек синего цвета.
- А получилось? (Да.)
- Почему же не получился треугольник из палочек красного цвета?
6. Измерьте длины красных палочек.
7. Запишите результат:
а) короткая палочка....
б) длинная палочка....
в) средняя палочка....
8. Сравните:
а) сумму короткой и средней палочек с длинной;
б) сумму короткой и длинной со средней;
в) сумму длинной и средней с короткой.
9. Проделайте то же самое с синими палочками.
10. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
Итак: сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны.
Показ на экране слайда.
- Теперь вы можете объяснить, почему не получилось собрать треугольник из красных палочек?
4. Первичное закрепление изученного материала.
- Молодцы, все хорошо поработали! Пересядьте на свои места. Сейчас мы немного отдохнем и послушаем сказку-вопрос.
Текст сказки перед каждым учащимся на столе.
Сказка - вопрос
Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы только две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие, продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Вопросы:
Кто стал королем?
Кто был основным соперником?
Кто первым вышел из соревнования?
Задание 1: Периметр равностороннего треугольника АВС – 156 см. Найдите все стороны.
Задание 2: Существует ли треугольник, длины сторон которого равны 5 дм, 2 дм и 70 см?
Задание 3: Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?


Задание оформлено в виде карточек, каждый ученик работает индивидуально. Затем задания обсуждаются вместе с классом.
5 .Домашнее задание.
Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о Стране треугольников или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.
6. Итоги урока.
- Итак, давайте подведем итоги нашего путешествия по Стране треугольников.
- По какому признаку мы выделяем новую группу треугольников?
- Какие треугольники входят в эту группу?
- Всегда ли существует треугольник?
Выставляются отличные оценки учащимся, набравшим 7 трианглов, по желанию за 5 трианглов выставляется оценка «4».
7. Рефлексия урока.
- Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?
- Что понравилось больше всего?