Активные методы обучения в начальных классах


Активные методы обучения в начальных классах
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задача достижение нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.
По нашему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальной школы в определении эффективных методов обучения младших школьников.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
 Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока– эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3.Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов:«метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7.Элементы — «изюминки»(обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Хотелось бы подробнее рассказать о последнем эффективном методы, используемый учителями на любом уроке, действующий всегда положительно - игра.
Игра — основной вид деятельности дошкольника также занимает важное место в жизни младших школьников, является важным компонентом основной деятельности — учения. Игровые элементы на уроке стимулируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и активности, товарищества и помощи в труде.
В начальном этапе обучения распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие и нравственное воспитание учащихся.
Дидактические игры позволяют начать урок с позитивным настроем, потренироваться перед более сложными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов установления целей, ожиданий, опасений. Методики «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» разрешают лучше понять класс и каждого ученика в отдельности, а полученный результат использовать в дальнейшем для осуществления личностно-ориентированного подхода к младшим школьникам. Система работы по данным методикам состоит в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги цветочки, снежинки, ягодки, разноцветные листы и предлагается попробовать выразить своими словами то, что они хотели бы получить от сегодняшнего урока, обучения в целом, записав и прикрепив высказывания на определенную поверхность поляну, дерево и т. д. После выполнения учитываются и классифицируются сформулированные цели, пожелания и подводятся итоги. Из своего личного опыта, хочется добавить следующий метод активизации учащихся. Заключается он в том, что перед началом учебного процесса, ученики приветствуя учителя, должны повернуться к соседу справа ( затем слева) обязательно улыбнувшись. Эмоциональный настрой перед началом занятий очень важен. Тогда будет заметен результат работы на уроке, а также его продуктивность.
«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,  но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них. 
Следующий активный метод – работа в группах «Домики». Ученикам даётся задания для работы в парах, чья пара готова к ответу, формирует над головой домик в виде крыши ( с помощью рук имитация крыши дома.) Данный метод воспринимается учащимися положительно, работа в парах данным способом ускоряет время обдумывания ответов и им не терпится быть первыми.
Не стоит забывать о необходимости релаксации на уроке. Иногда нескольких минут достаточно, чтобы «перевести дух», взбодриться, весело и активно восстановить энергию. Активизируют учащихся «физкультминутки». Например, методика «Земля, воздух, огонь и вода». Цель — повысить уровень энергии в классе. Проведение: по сигналу педагога детям нужно изобразить одно из состояний — воздух, землю, огонь и воду. «Воздух». Ученики начинают дышать глубоко, не как обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно огромная губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются почувствовать, как воздух входит в нос, ощутить, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; струится в область головы, лица; заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше — к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно детям предложить пару раз зевнуть. Зевота — естественный способ компенсировать недостаток кислорода. «Земля». Ученикам предлагается установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с учениками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно активно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель — по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и, благодаря этому телесному ощущению, почувствовать большую стабильность и уверенность. «Огонь». Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем почувствовать энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. «Вода». Ученики представляют себе, что комната превращается в озеро (море) и делают легкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы — кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Заканчивая урок, можно применять методику «Ромашка». Дети отрывают разноцветные лепестки ромашки, передают их по кругу и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне изготовленного педагогом динамического наглядного пособия.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров.
Использованная литература:
1.Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. — Тула: ТГУ, 2009.- 127 с.
2.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб, 2008.- 304 с.
3.Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М., 2008. — 225 с.
4.Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006
5.Филиппова Л. В. Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Л. В. Филиппова, Е. А. Киселёва,