Выступление на Методическом Объединении учителей английского языка

«О преподавании иностранных языков в
в условиях перехода на обучение по ФГОС ОО»


Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса. (Восточная мудрость)

В современном мире знание иностранного языка – одно из необходимых условий самореализации личности и успешной профессиональной деятельности. В связи с этим представляется важным осуществлять качественное обучение иностранному языку школьников.
В предстоящем учебном году происходит обязательный переход на ФГОС ООО, и ученики основной школы должны достичь те образовательные результаты, на которые нацелены стандарты второго поколения. На данном уровне обучения в предметной области «Филология» необходимо стремиться к достижению следующих предметных результатов освоения ООПООО:
Иностранный язык. Второй иностранный язык:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [9; с.10].
Известно, что «важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [11; с.9]. В связи с этим, стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [9; с.3].
Данные требования стандарта являются ориентиром построения образовательных отношений при реализации иноязычного образования в школе.
Отметим важные направления в работе по новым стандартам:
Переходим от формирования знаний к формированию компетенций;
Составляем рабочую учебную программу по-новому;
Проектируем урок инновационного типа;
Применяем новые образовательные технологии;
Оцениваем по новым требованиям;
Разрабатываем элективные курсы и осуществляем внеурочную деятельность по предмету.

Компетентностный подход

В условиях реализации ФГОС ОО на смену «знаниевому» подходу приходит компетентностный, т.е. происходит смена ориентиров с установки «давать знания» на «формировать компетенции». Существует несколько классификаций компетенций. Однако отметим две, соответствующие требованиям стандарта и специфике предмета «Иностранный язык».
Ключевые универсальные учебные компетенции по ФГОС следующие:
Ценностно-ориентационная (компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать осмысленные решения);
Общекультурная (компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере ученика, опыт освоения им картины мира);
Учебно-познавательная (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности);
Информационная (компетенция, предполагающая владение учеником современными средствами информации и информационными технологиями, навыки деятельности по отношению к информации в различных образовательных областях);
Коммуникативная (компетенция, позволяющая эффективно взаимодействовать с окружающими, работать в группе, владеть различными социальными ролями);
Социально-трудовая (компетенции, охватывающие умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений);
Личностного самосовершенствования (компетенции, направленные на выбор способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).
Сформированность у учеников вышеуказанных компетенций находит свое отражение в важном умении современного школьника - «умении учиться».
Так как основная цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции (готовности и способности обучающихся осуществлять межкультурное и межличностное общение на иностранном языке), то важно выделить ее составляющие. М.З. Биболетова предлагает следующий компонентный состав коммуникативной компетенции:
1) речевая (умения обучающихся в говорении, аудировании, чтении и письменной речи);
2) языковая (владение обучающимися произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также – графикой и орфографией);
3) социокультурная (владение определенным набором социокультурных знаний о стране изучаемого языка, умение использовать эти знания в процессе иноязычного общения, умение представлять свою страну средствами иностранного языка);
4) компенсаторная (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при обмене информацией);
5) учебно-познавательная (общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и пр.).
Характеристика данных компетенций, формируемых у обучающихся в определенном классе, отражена в рабочей программе по предмету.
Рабочая программа по предмету
Общеобразовательная организация несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ. При разработке учителями иностранных языков рабочей программы по предмету необходимо руководствоваться примерными программами по иностранным языкам, авторскими программами курсов выбранного УМК, рабочими программами к курсам соответствующих УМК, книгами для учителя.
Рабочая программа должна обеспечивать достижение планируемых результатов и содержать следующие компоненты (Таблица №1):
Таблица № 1

Компонент РУП
Краткое описание
Источник информации

1
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения учебного предмета, ссылки на документы, обоснование изменений и дополнений, структура, краткая характеристика
Примерная программа
Программа курса

2
Общая характеристика учебного предмета, курса
Основные содержательные линии, особенности содержания обучения в классе, формируемые компетенции
Примерная программа
Программа курса

3
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Место учебного предмета в учебном плане среди других учебных дисциплин на определенной ступени обучения, объем часов на изучение дисциплины, количество часов в неделю
Примерная программа
Учебный план ОУ

4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Достижение личностных результатов, метапредметных умений, предметных результатов: в коммуникативной сфере (речевая компетенция в 4 видах речевой деятельности, языковая компетенция, социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция), в познавательной сфере, в ценностно-ориентационной сфере, в эстетической сфере, в трудовой сфере, в физической сфере
Программа курса

5
Содержание учебного предмета, курса
Перечень разделов и тем, краткое описание, количество часов
Программа курса

6
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основные виды учебной деятельности, в т.ч. проектная деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, контрольные и т.д.
Программа курса
Рабочая программа

7
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебно-методическая литература, дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты), оснащение (наглядные материалы, ТСО, печатные пособия и пр.)

Программа курса
Последняя страница обложки учебника

8
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Представление в блоках «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научится»
Стандарт, примерная программа, программа курса


Образовательная организация может предложить включение дополнительных пунктов в рабочую программу, что должно быть зафиксировано в школьном положении о разработке рабочих программ отдельных предметов, курсов.
Проектирование современного урока иностранного языка
Известно, что в основе современных образовательных отношений лежит системно-деятельностный подход, основной целью которого является не передача знаний, а развитие у ученика умения добывать знания в своей учебно-исследовательской деятельности и использовать их в различных социально-значимых ситуациях.
Основная задача учителя иностранного языка – организовать условия обучения: подготовить дидактический материал, продумать и организовать различные формы сотрудничества учеников на уроке, подготовить ситуации / наводящие вопросы для поиска учениками нового знания, создать условия для самоконтроля и самооценки, организовать рефлексию учебного материала / деятельности / эмоционального состояния, и т.д. Меняется и критерий ценности учителя – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающихся и самого себя.
При подготовке к уроку, соответствующему ФГОС, учителю необходимо помнить о его многокомпонентности (Схема № 1).




Схема № 1






















Таким образом, урок, как форма организации учебного сотрудничества, предполагает тщательную разработку последовательности действий, ведущих к реализации поставленных целей и оцениванию продвижения каждого ученика в изучении иностранного языка. В помощь учителю разрабатываются и новые технологии обучения.
Новые образовательные технологии
Для реализации системно-деятельностного подхода и организации эффективной работы обучающихся необходимо внедрять новые технологии, способствующие формированию и развитию у учеников «умения учиться». Как форма организации учебного сотрудничества в настоящее время актуальна и предпочтительна групповая работа, которая реализуется при использовании большинства технологий.
Среди многообразия технологий можно выделить следующие:
технология развития критического мышления через чтение и письмо;
технология обучения в сотрудничестве;
игровые педагогические технологии;
интерактивные технологии;
кейс-технология;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения;
технология продуктивного чтения;
технология проектного обучения;
и др.
Перед учителем встает задача создать такие условия, чтобы ученик был максимально активен на уроке, реализовал свой потенциал и осознал ответственность за результаты своего обучения.
Система оценки планируемых результатов
С введением новых стандартов возникла необходимость пересмотреть подходы к оценке образовательных результатов. Новая система оценивания имеет ряд оснований:
оценивание является постоянным процессом;
оценивание должно быть критериальным;
критерии оценивания являются прозрачными и могут разрабатываться совместно и учителями, и учащимися;
система оценивания должна способствовать развитию у учеников навыков самооценки.
Оценивание в данном свете является формирующим, что позволяет повысить образовательные достижения каждого ученика.
Появляются и внедряются в практику следующие формы и методы оценки: портфолио, карта понятий, проект, исследовательская работа, комплексная контрольная работа, творческая работа, рефлексивная карта, критериальное самооценивание, самоанализ и самооценка и др.
Наряду с инновационными формами оценивания продолжают функционировать стандартизированные, такие как тестирование, анкетирование, опрос, контрольная работа, диктант, сочинение и др.
Целесообразно применять разнообразные формы оценивания учеников на уроке с целью достижениями ими планируемых результатов.
Вариативность учебного плана
Базисный учебный план основного общего образования позволяет осуществлять внеурочную деятельность по предмету и реализовывать программы элективных курсов. Представляется важным предлагать ученикам дополнительные возможности изучения иностранного языка, отвечая и интересам школьников, и потребностям времени. Тематика курсов может охватывать разнообразные сферы деятельности человека (туризм, наука, экономика и пр.), отдельные языковые аспекты (грамматика, фонетика и пр.), иметь практико-ориентированную направленность (разговорный английский, мир театра и пр.) и т.д.
Структура элективного курса должна реализовывать его цели и может быть:
линейной (материал изучается последовательно);
концентрической (цикличность изучения материала);
матричной (каждый раздел связан с остальными);
сюжетной (сюжет – вокруг одних и тех же героев);
модульной (блочная подача материала).
Структура программы учебного курса представлена в ФГОС ООО (см. выше).

В отношении УМК по иностранным языкам продолжаем руководствоваться списком, который входит в Федеральный перечень учебников на 2014/15 уч.г., утвержденный Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253. Федеральный перечень учебников сформирован в соответствии с Порядком формирования Федерального перечня учебников (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года №1047).
Для общеобразовательных учреждений предлагаются следующие УМК (таблица № 2).
Таблица № 2

Автор (ы)
Учебник
Издательство

Английский язык

1
Афанасьева О.В., Михеева И.В.,
Английский язык. Rainbow English
ООО “ДРОФА”

2
Быкова Н.И., Дули Д. и др. (2-4 кл.)
Ваулина Ю.Е., Дули Д. и др. (5-9 кл.)
Афанасьева О.В., Дули Д. (10-11 кл.)
Английский язык. Spotlight
АО  "Издательство "Просвещение"


Вербицкая М.В. и др.
Английский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Forward
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"

3
Комарова Ю.А.,
Ларионова И.В.
Английский язык

ООО "Русское слово-учебник"

4
Кузовлев В.П. и др.
Английский язык.
АО  "Издательство "Просвещение"

5
Тер-Минасова С.Г. и др.
Английский язык в 2 частях.
English..Favourite.
Издательство "Академкнига/Учебник"

6
Афанасьева О.В., Михеева И.В.
Английский язык
(5 класс – 1 год обучения)
ООО “ДРОФА”

Для классов с углублённым изучением предмета рекомендуются следующие УМК (таблица № 3).
Таблица № 3

Автор (ы)
Учебник
Издательство

Английский язык

1
Баранова К.М., Дули Д. и др.
Английский язык. Starlight
АО "Издательство "Просвещение"

2
Верещагина И.Н. и др.
Английский язык. English
АО "Издательство "Просвещение"

Важно отметить, что согласно базисному учебному плану основного общего образования возможно изучение второго иностранного языка (либо в обязательной части, например, согласно БУП ООО – Вариант № 2, 3, либо в части, формируемой участниками образовательного процесса). В данном случае предлагаются следующие УМК (Таблица № 4):
Таблица № 4

Автор (ы)
Учебник
Издательство

1
Аверин М.М. и др.
Немецкий язык. Второй иностранный язык
Horizonte
АО "Издательство "Просвещение"

2
Береговская Э.М. (5 кл.)
Селиванова Н.А. и др.(6 – 9 кл.)
Французский язык. Второй иностранный язык. В 2-х частях.
«Синяя птица»
АО "Издательство "Просвещение"

3
Дорофеева Н.С. и др.
Итальянский язык. Второй иностранный язык.
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"

4
Костылева С.В.
Испанский язык. Второй иностранный язык.
АО "Издательство "Просвещение"


Подробную информацию об УМК можно найти на сайтах издательств:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Дрофа»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Академкнига/учебник»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Русское слово»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Вентана-граф»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Ассоциация XXI век»
Для оказания методической помощи учителю издательства проводят вебинары по актуальным вопросам методики преподавания иностранного языка, а также приглашают авторов учебников для обсуждения особенностей работы по определенному УМК.
Помимо печатной формы учебника, в настоящее время возможно использование электронной формы. Издательство «Просвещение» провело цикл вебинаров по теме «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником», в т.ч. по английскому языку. Подробную информацию и записи вебинаров можно найти на сайте издательства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

Содержание определено следующими документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. N 729, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2, г. Москва).
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России «О федеральном перечне учебников» от 29 апреля 2014 года № 08-548.
Планируемые результаты начального общего образования//Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.:Просвещение, 2009.
Порядком формирования Федерального перечня учебников (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года №1047).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями (Приказ Минобрнауки России от от 31 марта 2014 г. N 253, г. Москва).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.





Современный урок

Личностно-ориентированный подход

Определение планируемых результатов:
личностные,
предметные,
метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД)


Привитие базовых национальных ценностей

Дифференциация заданий
Базовый уровень
Повышенный уровень


Определение способов мотивации, оценки и рефлексии

Новая классификация
Новые цели (содержательная, деятельностная)

Определение форм сотрудничества между участниками образовательных отношений



Щђ Заголовок 215