Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов на тему Приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках русского языка и математики



Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления «Приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках русского языка и математики». Активизация мыслительной деятельности учащихся - наиболее актуальная проблема современной педагогической науки и практики. Она занимает важное место в комплексе задач обучения математике и русскому языку. Реализация принципа активности и творчества в обучении имеет в современной школе определенное значение, так как обучение и развитие носят системно - деятельностный характер. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. А многочисленные наблюдения педагогов и психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И задача учителя в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на наш взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий ,в основу которых положено умение детей креативно мыслить, стали неотъемлемой частью современного образования. Использование в работе современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной, активной, творческой, мыслительной деятельности.
Обучение традиционно связано с развитием ума и волевых качеств личности. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Галина Ивановна считает, что интересный курс можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый хорошим учителем, легко усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Последнее условие – это широкое поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Сегодня мы предлагаем некоторые приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках. Наше сотрудничество будет проходить в форме мастер – класса, возможно, кому - то он напомнит о приёмах работы, а кого - то познакомит с новыми.
Хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы.
Начну с приема, который использую на уроках русского языка, литературного чтения. У детей он имеет большой успех, так как позволяет самим создавать новые слова , по времени он малозатратен.
Суть его в том, что учащимся необходимо убрать лишний слог, при этом образуется новое слово.
Следующий приём «Из двух третье»
При сложении двух слов образуется новое слово.
Успешно, на различных этапах урока, работает приём «Ребусы». На уроках русского языка, математики, окружающего мира детям нравится создавать слова зашифрованные в них, а так же часто они и сами придумывают ребусы.
Восторг у детей вызывает приём «Ералаш» по созданию шуточных стихов из фраз .
«Программированный опрос» используется для устного счёта.
Дети очень любят работать с этим приёмом. Суть в следующем: на доске пишутся несколько заданий, к ним таблица. Каждый ученик получает карточку с обозначением № заданий и букв. Решая первое задание, выбираем из таблицы правильный результат, зачёркиваем клеточку в пересечении № задания и буквы.
У вас есть карточки, пробуем решить уравнения. Проверяем.
Преимущество приёма в том, что заданий можно взять хоть сколько, либо по теме, либо разноплановых, работы проверяются моментально.
Следующий приём «Составление математического выражения по графу»
Граф начинает решаться сверху. Первое действие умножение, затем 2 действие в уголке пониже, следующий угол – действие деление и последнее – вычитание. После составления выражения не забыть о скобках. Выражение решаем по действиям, находим результат.
Следующий приём основан на диагностической методике «Прогрессивные матрицы Равена». Детям предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
Наблюдения последних лет показали, что дети, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, присутствует сужение значения слов. Именно как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, я использую на уроках технологию критического мышления синквейн.
В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку. В России эта пятистрочная стихотворная форма стала использоваться с 1997 года, в основном в средних и старших классах. Хотя, процесс написания синквейна позволяет учителю и в начальной школе гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. К тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, помогает синтезировать сложную информацию, расширяет понятийный и словарный багаж учащихся.
При работе с данным приёмом учитель решает сразу несколько задач:
1) изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
2) отрабатываются знания по предметам, причём работа идёт в творческом ключе,
3) значительно активизируется словарный запас ребёнка,
4) совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов,
5) активизируется и развивается мыслительная деятельность,
6) совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо,
7) развивается память.

Синквейн пишется по определенным правилам.
Он состоит из 5 строк, а его форма напоминает ёлочку.

Структура синквейна такова:

Первая строка  тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка  два слова (чаще всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка  образована тремя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка  фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, может быть синоним, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Попробуем написать синквейн на тему «Пчёлки». Мы сегодня трудимся, как пчёлки, вот на это слово и пишем. Лучше работать в парах.
(Слушание синквейнов. Детские синквейны
Этот приём даёт возможность каждому ребёнку попробовать творческие силы. С его помощью легко составить пирамиду успеха,потому что синквейн получается у всех, это ведёт к состоянию успеха, а значит каждый может почувствовать себя талантливым творцом.
Итак, педагогическая практика использует различные пути активизации мыслительной, творческой деятельности учащихся: разнообразные формы, методы, приемы, средства обучения, некоторые из которых мы сегодня вспомнили. Разумная занимательность на уроках имеет большую педагогическую ценность. При этом, говоря о занимательности, следует иметь в виду не развлечение школьников пустыми забавами, а занимательность содержания учебных заданий либо формы, в которой они представлены. Надеемся, что те приёмы, которые мы успешно используем в своей практике, помогут и вам.
А в конце выступления немного забавного.
Слайд 25. Мы встаём утром на работу, хорошо, если делаем зарядку.
Слайд 26. Стремглав бежим в школу.
Слайд 27. По пути можем встретить коллегу.
Слайд 28. В классе нас ждут пытливые умы.
Слайд 29. Они все готовы учиться, но они такие разные.
Слайд 30. Забавные.
Слайд 31. Невозмутимые.
Слайд 32. Гиперактивные.
Слайд 33. Внимательные.
Слайд 34. Продвинутые.
Слайд 35. Отдав свои знания, частичку сердца, мы, уставшие идём домой.
Слайды 36 – 39. Степень усталости может быть разная.
Слайд 40. Чтобы вы не очень уставали, хочется пожелать вам «белых пушистых» учеников.
Слайд 41. Безмятежного отдыха под солнцем.
Слайд 42. Или на морском побережье.
Слайд 43. Или, на худой конец, на любимом диване.
Слайд 44. Быть всегда в кругу друзей.
Слайд 45. Семейного благополучия.
Слайд 46. Чаще улыбаться.
Слайд 47. И успехов во всём!
Слайд 48. Спасибо за внимание!




















15