Статья Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы


Мастер- класс
Жоговой Рашиды Исмаиловны, учителя русского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления
г. Караганда
Тема - Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы
Цель проведения мастер - класса: создать условия для обобщения опыта по проблеме «Способность критически оценивать собственную практику».
Задачи:
передача учителем-мастером своего опыта;
совместная отработка методических стратегий;
рефлексия собственного опыта, выстраивание новых стратегий.
Ход мастер-класса:
Приветствие (1 мин.)
Психологический настрой « Моя Вселенная» (2 мин.)
Краткая характеристика учителя (1 слайд, 1 мин.)
Организация активной самостоятельной работы участников мастер-класса (деление на группы) «Мы с вами где-то встречались»
«Мозговой штурм» - 5 мин
Показ слайд-шоу «Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы Жоговой Р.И.» (7 мин)
Валеологический компонент «Физкультминутка» (3 мин.)
«Земля, воздух, огонь и вода»
Показ фильма « Использование стратегий критического мышления на уроках русского языка и литературы Жоговой Р.И.» (3 мин.)
Продолжение самостоятельной работы участников мастер-класса (10 мин.). Работа учителей. Стратегия «Направленное чтение»
(групповая работа)
Рефлексия. «Плюс – минус – интересно» (3мин.).
Сәлеметсіздер ме, қүрметті әріптестер! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Good morning, dear cоlleagues!
Давайте знакомиться!
Я, Жогова Рашида Исмаиловна, учитель русского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы.
Поможет нам узнать больше друг о друге стратегия «Моя Вселенная». Я вам раздам листочки «Моя Вселенная».
Моя Вселенная
Кто я?
38500051873250012122151143000010217157219950031362651002665002174240100266500403098079502000
Вы должны написать на звездочках свои качества – положительные и отрицательные. Затем спикер команды расскажет о своей группе. Какая она? Что у вас есть общего? Чем отличаетесь от других групп?
Рассказ о своей группе.
Эпиграфом я взяла слова Абрахама Маслоу: «Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик» (Слайд 2) .
Немного о себе. (Слайд 3,4)
Я пришла в педагогику в зрелом возрасте. Некоторые понятия были абсурдны, так я их не понимала, другим удивлялась. Доходила до всего своим умом, так как объяснять очевидное для многих, невероятное для меня не было времени, и я столкнулась с многими проблемами.
Совсем по-другому помог взглянуть на мир и проблемы проект RWCT, поражающий новизной, неординарностью, эффективностью.
В 2006 году окончила курсы в рамках проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Сколько стратегий! И все работают. И самое главное – возникает интерес у учащихся к чтению.
А в 2012 окончила трёхмесячные курсы третьего (базового) уровня. Программа семи модулей! Я как учитель русского языка и литературы пою оды: О семимодульная Программа!
На тебя я, как на радугу смотрю.
Мир привычный я с тобой не узнаю.
От Канзаса до Казахстана, от России до Мичигана все преподаватели хотят научить детей критически мыслить.
«Мозговой штурм»
Что такое критическое мышление?
Какие стратегии критического мышления знаете?
Назовите ключевые идеи модуля.
Какие приемы удобнее использовать на уроке?
Немного теории (Слайды)
Одной из современных педагогических технологий, которую я использую в своей работе, является технология критического мышления. В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов: Жана Пиаже, Лоуренса Колберга, Льва Выготского.
Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса. Строится на основе убедительной аргументации. Эта технология дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.
«Чтение с остановками». Эта стратегия развивает воображение, учит видеть, слышать, понимать прочитанное. А если еще и задание – написать эссе, в котором изложить продолжение событий, то как хотят ученики прочитать это произведение и сравнить свое сочинение с источником.
На уроке литературы, когда читали рассказ М. Горького
«Мать», возникли интересные, позволяющие по-иному взглянуть на проблему ответы учеников. Ученик Александр Г. при обсуждении вопроса: «Как могло так получиться, что сын Марианны стал предателем?» - сделал вывод: именно Марианна воспитала такого деспота, у которого нет ничего святого. И поэтому она принимает единственно верное решение – убить и сына, и себя. Это было решение гражданки и матери, чей сын пролил столько крови своих соотечественников, что вся земля вокруг была пропитана ею.
«Пятистишие» На заключительном этапе урока - рефлексии - часто использую эту стратегию. Но если ученик не читал произведение, не работал с текстом, пятистишие он не сможет написать. А какая возможность выразить мысли о прочитанном так кратко, но вместе с тем объемно и точно!
Такие пятистишия получились у учеников:
Омонимы
Созвучные, одинаковые
Звучат, называют, значат
Разные по лексическому значению
Слова
Бабочка
Красивая, хрупкая
Летает, восхищает, исчезает
Совершенство через ряд превращений
Чудо
«Ключевые слова». Надо составить рассказ, сказку, басню или стихотворение по ключевым словам. Какие интересные получаются сочинения ребят.
На уроке были даны такие ключевые слова: султан, золотые куклы, разная цена (из индийской сказки «О трех золотых куклах»). Ученица Ксения Т. написала такую сказку.
Султан и куклы
На свете жил один султан,
Он очень был богат.
В соседнем крае правил хан,
Любимый его брат.
Султан однажды собирался
На встречу к брату своему.
Вдруг быстро подбежал к нему
( Охранник зазевался)
Веселый странник:
«Возьмите кукол золотых!»
Султан, конечно, удивился,
На кукол долго он дивился:
« Похожи на живых!»
Купив, полцарства лишился
Султан. Лишь разная цена
У кукол была.
Какая-то загадка!
Веселый странник:
«Ты купил, теперь узнай».
Что было дальше? Разгадай!
Можно долго перечислять стратегии, но не это главная цель. Что дает использование в своей работе этих стратегий? Да просто уже не так страшна эта проблема нечтения. Дети на уроках начинают говорить, ведь спикеры в каждой группе меняются. Появляется возможность выступить многим, и накопляемость оценок растет. Работая в группе, сравнивая, оценивая, выбирая, ученики постигают главное – умение общаться. Учащиеся сами «выращивают» определения, понятия. Даже пассивные ребята включаются в работу.
Валеологический компонент «Земля, воздух, огонь и вода» По команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Показ фильма « Использование стратегий критического мышления на уроках русского языка и литературы Жоговой Р.И.»
А сейчас любимая моя стратегия «Чтение с остановками, или направленное чтение. Я приготовила вам небольшой текст «Муций Сцевола». Поработаем? Раздаю тексты.
Как было вам сегодня? Расскажите.
Рефлексия. Стратегия «Плюс – минус – интересно» (3мин.).
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” выписывают все, что осталось непонятным.
В графу “интересно” (?) выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Анри Барбюс сказал, что «школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения». А стратегии критического мышления будоражат мысли, активизируют процесс изучения темы.
Откликается ученик, особенно когда видит поддержку учителя и учащихся, заинтересованных в поиске истины. Как важна похвала для ученика, понимающего, что и от него, от его работы в группе зависит образовательный продукт. Ведь еще древние мудрецы утверждали: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце».
Назарларыңызға рахмет! Спасибо за внимание! Thank you!