Выступление на ГМО по теме Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках технология.


Приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий
на уроках технологии.
С учетом структурных компонентов самоорганизации учебной деятельности:
целеполагание;
моделирование и анализ ситуации;
планирование;
волевая регуляция;
рефлексия.
определены показатели, по которым можно судить о сформированности умений самоорганизации, и уровни, характеризующие степень овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности:
0 – отсутствие умения;
1 – слабое умение, опора на помощь учителя;
2 – умение выражено, но н е во всех учебных ситуациях учащийся действует самостоятельно;
3 – умение полностью сформировано.
Приёмы формирования целеполагания
Учитель сообщает тему урока: «Бутерброды. Горячие напитки»» и предлагает учащимся определить, что же они будут знать и уметь в результате изучения данной темы. Данная тема достаточна прозрачна для понимания, поэтому учащиеся не затрудняются ответить: «знать о видах бутербродов, горячих напитках, технологии их приготовления. Самомотивация: «Я изучаю эту тему, чтобы вкусно приготовить бутерброды и
красиво подать их к столу».
Тема урока «Блюда из круп и бобовых». Необходимо знать, как готовить, и уметь готовить блюда из круп и бобовых. Учителю необходимо указать учащимся на особую пользу круп и бобовых в питании, с помощью вопросов он должен подвести к главной цели урока – пониманию учащимися важности питания полезными для здоровья людей продуктами.
Примерные вопросы: какие полезные вещества содержатся в крупах и бобовых?
почему обязательно включать каши в свой рацион?
Уточняем цель урока: знать о значении круп и бобовых в питании,
технологию приготовления блюд из круп и бобовых;
уметь готовить блюда из круп и бобовых, соблюдая технологию
и максимально сохраняя полезные вещества.
Уровни сформированности целеполагания:
0 – неприятие учебного задания;
1 – самостоятельное целеполагание отсутствует, принимается учебная цель, сформулированная учителем;
2 – цель учебной деятельности иногда ставится самостоятельно, иногда с помощью учителя;
3 – самостоятельное и соответствующее учебному материалу целеполагание, умение обосновать постановку данной цели.
Показатели сформированности целеполагания:
цели становятся более конкретными, определенными;
целеполагание сопровождается планированием времени, ресурсов, средств
достижения данной цели;
формируется понимание цели – перспективы;
учащийся самостоятельно умеет сформулировать цель деятельности, грамотно
обосновать ее и способен к дальнейшей корректировке действий в соответствии
с поставленной целью.
Приёмы формирования умения анализировать и моделировать свою деятельность
Следующим этапом после осознания цели деятельности является диагностический: анализ учебной ситуации и моделирование хода развития событий. Учащиеся должны проанализировать и ситематизировать знания, умения, навыки, способы действий, усвоенные
раннее, и, актуализировав их, продумать модель будущей деятельности.
Уровни сформированности умения анализировать и моделировать учебную ситуацию:
0 – отсутствие умения анализа учебного материала;
1 – слабое умение анализировать учебную ситуацию, отсутствие самостоятель-ного моделирования деятельности;
2 – анализ и моделирование учебной ситуации с помощью учителя или одноклас- сников, поиск решения методом перебора (проб и ошибок);
3 – самостоятельный анализ учебной ситуации и самостоятельное умение
представить оптимальную модель деятельности.
Следовательно, показателем сформированности умения моделирования будет умение
самостоятельно выбрать из имеющегося арсенала умений оптимальный способ действий для
решения данной учебной задачи.
Умение определять оптимальный способ действий формируется в процессе изучения
различных тем, выполнения каких-либо изделий и в ходе проектной деятельности. Умение
анализировать и определять, каким образом можно достичь заданного результата, цели,
формируется сначала на бессознательном уровне по принципу «делай как я». Затем при
выполнении самостоятельных работ учащийся находится в ситуации осознанного выбора
способа действия.
В выборе способа деятельности поможет уже сформулированная цель урока, вопросы
учителя: для чего это делается? как это сделать лучше? какие способы достижения данной
цели вы знаете? какие знания и умения необходимы? что вы уже умеете?
Приёмы формирования умения планировать свою деятельность
Умение планировать формируется в разных видах деятельности на уроках технологии:
следование инструкционной карте, самостоятельное составление инструкционных карт.
Учащиеся следуют плану, представленному в инструкционной карте, выполняя какую-либоработу (вышивку, изделие, кулинарное блюдо), и приучаются к деятельности по инструкции,
плану, схеме, алгоритму. Они начинают понимать важность соблюдения очередности
технологического процесса, и, когда им предстоит самостоятельно составить схему техноло-
гического процесса или описать ход работы, то сначала с помощью учителя, а затем
самостоятельно они достаточно грамотно справляются с таким видом учебной работы.
Формировать умение планировать собственную деятельность, ход изучения учебного
материала можно, используя рабочие тетради, в которых учебный материал уже выстроен
так, чтобы цель урока была достигнута, и представлен учащимся в конспективном виде.
Если рабочие тетради не используются, можно предложить составить план или план-конспект
параграфа с последующей проверкой и фронтальным опросом.
Возможность научить планировать учебную деятельность представляется в ходе работы
над проектами, можно также предложить учащимся составить план изучения темы самостоя-
тельно, используя вопрос-подсказку: чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы
получения знаний и умений вы должны пройти?
Например, тема урока «Кисломолочные продукты и блюда из них». Цель – знать, какие
бывают кисломолочные продукты, технологию приготовления блюд из кисломолочных
продуктов; уметь правильно готовить блюда из кисломолочных продуктов.
План изучения темы: узнать, какие бывают виды кисломолочных продуктов, в чем
польза кисломолочных продуктов, какие блюда можно приготовить из кисломолочных
продуктов; сделать вывод по теме урока.
Возможно, первый опыт будет не слишком удачным, но уже в 7 классе учащиеся вполне
осознанно и грамотно будут составлять подобный план изучения темы.
Уровни сформированности умения планировать
0 – неумение составлять план;
1 – самостоятельное планирование отсутствует, выполняется план, предложенный учителем;
2 – составление плана деятельности с помощью учителя или одноклассников, составление плана по образцу;
3 – самостоятельное планирование предстоящей деятельности, умение составить логический план, каждый этап которого направлен на достижение цели деятельности и не разрушает достигнутое на предыдущем этапе.
Приёмы формирования волевой регуляции, целеустремленности, навыков контроля
и оценки своей деятельности
Осознанная цель и понимание, для чего и почему важны те или иные знания и умения,
делает любую работу значимой для учащегося, интересной. Под воздействием цели, за которой стоят личностно значимые познавательные или социальные мотивы, происходит самоорганизация учащегося. Он привлекает для получения задуманного результата все накопленные знания, весь опыт, полученный в школе и вне школы, использует разнообразные навыки и приемы для выполнения поставленной задачи. При этом запускаются психологические механизмы: становится устойчивым произвольное внимание, усвоение учебного материала происходит более успешно, память легче и надежнее удерживает информацию. Происходит саморегуляция психических процессов, от уровня сформированности которых, а также от знания учащимися своих психологических особенностей и умения их использовать в организации работы с различными учебными предметами зависит успешность ученой деятельности.
Следовательно, для успешной деятельности необходимы осознанная мотивация: для чего необходимо знать теоретические сведения по теме и научиться выполнять практическую работу, четко сформулированная цель урока, определенные (уточненные) способы достижения цели, план достижения цели и понимание предстоящего успеха деятельности, ощущение «ближайшей радости» от полученного результата.
Учителю необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении тем курса «Технология»: смешные ситуации, задания в игровой форме, игровые проекты, соревнования, викторины, наглядность материала, интерактивные презентации, выставки работ, поощрение, похвала, стимулирование в разной форме – все это создает обстановку учения с увлечением, когда каждый учащийся стремится показать все лучшее, на что он способен.
Уровни сформированности:
0 – неумение довести работу до результативного завершения;
1 – выполнение задания на низком уровне качества; возможно не завершение деятельности или выполнение учебных действий в большей мере под руководством и контролем учителя с небольшой долей самостоятельности;
2 – выполнение учебного задания частично под руководством учителя, проявление большей самостоятельности и волевых усилий, желание сделать работу качественно;
3 – выполнение задания полностью самостоятельно, в соответствии с намеченной целью, с осознанным выполнением пунктов плана, доведение работы до высокого
уровня качества.
Показатель сформированности – умение самостоятельно осуществлять волевую регуляцию,
самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполнения
каждого пункта плана ( тогда результат действий
будет соответствовать поставленной цели);
умение довести начатое до завершения, желание
выполнить работу с наивысшим качеством.
Приёмы формирования умения самооценки т.е. рефлексия
Рефлексией должны сопровождаться все этапы процесса самоорганизации учебной
деятельности, так как главное требование – осознанность – выполняется только при овладении рефлексивным мышлением.
Понимание мотива деятельности позволяет определить личностно значимую цель деятельности. «Зачем я это делаю? Почему, для чего это мне нужно? Какой значимый результат я получу?» - на эти вопросы предстоит ответить учащимся в начале любой деятельности, в том числе и учебной. Анализ ситуации сопровождается самоанализом: что я знаю и умею, что я могу предъявить в данной ситуации, какие способы действий приведут к решению проблемы и достижению цели?
Осознанное планирование осуществляется с оглядкой на цель деятельности и возможные способы и методы, используемые для достижения цели. «Какие ограничения и возможности имеются?», «Как наилучшим образом поэтапно реализовать задуманное, не разрушая уже достигнутого?», «Какие этапы плана наиболее значимы?» - эти и другие вопросы задают себе учащиеся при самостоятельном составлении плана деятельности.
Рефлексия целереализации способствует формированию самоконтроля и самооценки хода и результатов деятельности. Волевая регуляция, необходимая для выполнения плана в соответствии с поставленной целью, требует отлаженного механизма по самоконтролю и оцениванию выполнения каждого пункта плана. «Что уже мной достигнуто и что еще предстоит сделать?», «Какие мои личностные качества способствуют, а какие мешают реализации плана?», «Насколько качественно мной выполнена работа, все ли запланированное сделано?» - вот вопросы, на которые предстоит ответить субъекту обучения в процессе деятельности.
Рефлексия результатов деятельности включает умение анализировать результаты деятельности, сопоставлять с целью и, критически осмыслив, дать самооценку проделанной работе. «Достигнута ли цель деятельности?», «Что позволяет утверждать, что цель достигнута?», «Какие способы использовались и насколько они эффективны?», «Как можно было бы
достичь лучших результатов?» - вопросы для самоанализа результата деятельности.
Уровни сформированности рефлексии:
0 – отсутствие умения рефлексивной самооценки;
1 – самооценка не всегда адекватна, неумение сопоставить цель деятельности с реально полученным результатом;
2 – достаточно грамотное соотнесение результата деятельности с целью, а также выбор адекватных критериев оценивания;
3 – самостоятельная обоснованная оценка результата деятельности, самокоррекция, самостоятельное выявление достоинств и недостатков планирования и способа
деятельности.
Показатель сформитрованности – умение самостоятельно оценивать ход выполнения
и результаты деятельности с помощью адекватных
критериев, умение анализировать достоинства
и недостатки выбранных способов деятельности,
самокррекция планирования и результата
деятельности.