Логопедические упражнения,используемые на уроках русского языка


Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе
Как показывают многолетние наблюдения, одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. Эти нарушения затрудняют усвоение навыков чтения и письма, так как для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят выражение на письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений.
Не секрет, что год от года количество детей с различными отклонениями в развитии растет, растет и число детей с речевыми нарушениями. По результатам сентябрьского обследования речи учащихся начальных классов нашей школы их число в течение последних 5 лет не опускается ниже 60 человек. В текущем учебном году на 10 начальных классов приходится 67 учащихся с выраженными речевыми нарушениями. Притом некоторые первоклассники, получавшие логопедическую помощь в ДОУ, сейчас дают «стертую» картину речевого дефекта, а к концу учебного года, среди них, как правило, «проявляются» дисграфики и дислексики.
По статистике более 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку и чтению. Большинство педагогов начальной школы достаточно квалифицированны и хорошо ориентированы в этой проблеме, поэтому не ссылаются на невнимательность, рассеянность или недобросовестность школьников, а напрямую связывают успеваемость по русскому языку и чтению с имеющимися у детей недостатками речевого развития. Вместе с тем, далеко не все учащиеся с нарушениями речи нуждаются в обучении в специальной «речевой» школе.
Многие могут довольно успешно обучаться в массовой школе при условии своевременно оказанной логопедической помощи и квалифицированной работы учителя. Но предельная наполняемость логопункта - 25-30 человек, а срок пребывания ребенка на логопункте, как правило, не менее года. Очевидно (и на это указывают известные дефектологи А.В. Ястребова и Л.Ф. Спирова в книге «Учителю о детях с нарушениями речи»), что логопед не в состоянии охватить всех нуждающихся, нужны новые формы совместной работы учителя и логопеда, направленные на предупреждение возможного появления дефектов письменной речи и коррекцию негрубых проявлений дисграфии и дислексии.Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по времени (3-4 мин.) задания, направленные на совершенствование речевой и пальчиковой моторики, формирование полноценных фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение словаря и обогащение его на основе овладения различными способами словообразования и словоизменения, устранение пробелов в умении выстраивать определенные синтаксические конструкции.Среди коррекционно-воспитательных задач, которые помогают решить «логопедические минутки», - воспитание мотивации учебной деятельности, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, целенаправленности, самоконтроля.
«Логопедические минутки» могут быть связаны с программой по русскому языку. Так, при изучении в классе темы «Мягкий знак» уместно провести цикл «логопедических минуток» на дифференциацию твердых и мягких согласных. При изучении темы «Сочетание жи-ши, ча-ща» полезно в рамках «логопедических минуток» поработать над дифференциацией этих звуков и букв в слогах и словах.

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место.
Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведенная в середине урока логоминутка, особенно оформленная в виде игры, конкурса и т.п., дает детям небольшую передышку, переключая их внимание, задействуя иные анализаторы.
Так, если основная работа на уроке связана с письмом на слух, полезно дать логоминутку, рассчитанную на зрительное восприятие, и наоборот. Можно провести логоминутку и в конце урока, когда основная учебная работа завершена. Ребята с удовольствием «поиграют», даже не задумываясь о том, что от урока к уроку эти «игры» служат важной цели профилактики и коррекции нарушений письменной речи.
Как показывает опыт, многие учителя сталкиваются с тем, что у неко- торых младших школьников недостаточно сформированы компоненты рече- вой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка); у многих учащихся отмечаются недостатки письменной речи (пропуски, перестановки, замены, недописывание букв и слогов); при написании изложений и сочинений наблюдаются аграмматизм в употреблении предлогов, окончаний имен прилагательных, имен существительных и глаголов. При работе с такими детьми необходимо проводить специальную коррекционную, индивидуальную работу. Но как проводить эту работу на уроке со всеми детьми класса? Эту проблему можно решать так: в уроки русского языка и чтения можно включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитание чистой речи. Также в уроки включаются задания, способствующие различению близких звуков, ведь зачастую именно фонематическое недоразвитие становится при- чиной многочисленных ошибок при письме. Вот некоторые приемы и упражнения. 1. Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.
В начале уроков чтения проводятся такие упражнения, как «Лошадка», «Грибок», «Хоботок», «Улыбка» и другие (см.: Буденая Т.В. Логопедическая разминка. СПб., 2001). Для выполнения этих упражнений дети пользуются индивидуальными маленькими зеркалами. Чтобы детям было интересно вы- полнять упражнения, можно рассказывать им сказку о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком, кончик языка — хвостиком, твердое нѐбо — потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы — дверкой, а выдыхаемая струя воздуха — ветерком.
2. Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.
- На что похожи звуки? - Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками). - Шутки-чистоговорки. Ло-ол-ор — у Ромы топор; ло-ло-ро — у меня перо; ал-ал-ар — в бане пар;ла-ал-ал — темный подвал; ли-ри-ли — купили сухари; ри-ли-ли — улицу ме- ли; ле-ре-ре — метель в декабре; ер-ре-ле — катались на осле. –
— Послушайте предложения и запомните.Суп надо солить. На пол не надо сорить. А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до ко- го я дотронусь. Суп надо... На пол не надо... Так же прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот ры- жий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак. - Игра «Не торопись, подумай, что не так». Серый вол (волк) голодный в лесу ходит злой, голодный. У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.
3. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза. Предложение. - Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов. - Выделите предложение с определенным количеством слов из текста. - Поднимите карточку (табличку) - цифру, соответствующую коли- честву слов предъявляемого предложения. - Покажите схему предложения, соответствующую этому предложению. Слово. - Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определен- ным сочетанием гласных. А...А, У ...А - Выделите из предложения слова, состоящие из определенного коли- чества слогов, букв. - Вставьте нужный слог. (Ка..даш, ..ран-дат.) - Изменяя один звук слова, составьте цепочки слов. (Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сор, сом.) - Составьте слова из букв одного слова. (Машина — шина, Маша, ниша.) - Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова. П а - р Па — рк Па — ром Па — руса - Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начи- налось с последнего звука предыдущего.
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоя- щее из определенного количества звуков (слогов) в соответствии с количе- ством точек на верхней грани кубика. - Выделение из предложения, рассказа слова с заданным звуком. - Игра «Лото» («Определите первый звук в слове»). Учащимся раз- даются карточки с предметными картинками, их названия начинаются с раз- личных звуков. У детей фишки с буквами. Необходимо закрыть фишкой то слово, которое начинается с этой буквы. Побеждает тот, кто правильно за- крыл фишками все карточки. Можно изменить задание (звук на конце слова, в се редине).
4. Задания, направленные на корректировку грамматического оформле- ния речи. - Измените слова по образцу. Листья клена — кленовые листья. Улицы города — ... Лист капусты — ... - Подставьте по очереди слова в предложение. Я налью молоко в стакан из... (миска, бидон, кувшин, графин). - Составьте словосочетания путем на хождения пары слов из двух стол- биков. - Составьте предложение, меняя одно слово или добавляя. На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая, строй- ная ель. На широкой поляне стоит высокая, стройная ель и т.д.
5. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении. - Найдите неправильно написанную букву (о, с, а, э,). - Отгадайте, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закры- вается листом бумаги.) - Прочитайте слоги так, чтобы получились названия диких и домашних животных: ут си цы ку зы вол ки ли ко ры гу ов сы ло ни - Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой. Кот — кол, мука — муха, следы — слезы и т.д. - Наращивание слов. То-сто-стол— столб-столбик - «Буксир». Дети следят за чтением учителя, читающего в разном темпе. - «Эхо». Ученики читают вслед за учителем. - «Жужжащее чтение». Чтение одновременно с учителем.