Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)


Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС
Количество часов в соответствии с учебным планом 136 часов (4 недельных часа)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку 6 класс составлена на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); учебного плана МОБУ Ромненская СОШ по адаптированным образовательным программам специального (коррекционного) обучения; устава МОБУ Ромненская СОШ; положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учителя МОБУ Ромненская СОШ; программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 класс сборник под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой М: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011г.; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОБУ Ромненская СОШ; учебного плана для специальных (коррекционных) школ, утверждённые приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», учебного плана МОБУ Ромненская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие
личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели изучения предмета:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В каждом классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
Грамматика и правописание.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций, учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 59 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Курс русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ, учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки.

При оценивании знаний детей с интеллектуальной недостаточностью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.

Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Формы контроля достижений учащихся:
1) контрольный диктант;
2) словарный диктант;
3) другие виды диктантов;
4) работа с раздаточным материалом.
Виды контроля:
1) самоконтроль;
2) контроль учителя.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
1) традиционное обучение;
2) активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
3) информационно-коммуникационные технологии;
4) здоровье сберегающие технологии.
Информация о количестве учебных часов

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса МОБУ Ромненской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.
Количество часов на изучение русского языка в 8 классе – 136.
Количество часов в неделю – 4.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.
Всего на изучение курса русского языка в 8 классе отводится 136 часов – по 4 часа в неделю.
№ раздела
Содержание
Знания
Умения

1.
Повторение. 6ч

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов.
Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними.
Правила пунктуации в сложных предложениях без союзов и с союзами И, А, НО.
Отличать простое предложение от сложного. Выделять в предложении главные и второстепенные члены. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами.

2.
Состав слова. 21ч
Однокоренные слова; подбор
однокоренных слов,
относящихся к различным
частям речи, разбор их по
составу. Единообразное
написание звонких и глухих
согласных, ударных и
безударных гласных в корнях
слов. Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов. Правописание
приставок с О и А.
Сложные слова. Образование
сложных слов с
соединительными гласными и
без соединительных гласных. Описание картины И.Шевандровой «В сельской библиотеке».

Части слова.
Правила правописания.
Способы образования сложных слов.
Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова.
Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
Применять правила правописания при письме.
Образовывать сложные слова при помощи
соединительных гласных ОиЕ.
Составлять текст, отражающий содержание
картины; правильно строить предложения.




3. Части речи. 2ч
Части речи. Отличительные признаки.



4. Имя существительное 18ч
Значение имени существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор имени существительного. Описание картины Б.Кустодиева «Масленица». Сочинение-рассказ по картине Решетникова «Опять двойка».
Грамматические признаки имени существительного. Три склонения имени существительного. Правила правописания существительных с шипящей на конце; правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Относить слова к определенной грамматической категории. Определять склонение имен существительных. Применять правила правописания при письме и объяснять их. Производить морфологический разбор.

5.Имя прилагательное. 14ч
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание. Морфологический разбор имени прилагательного. Сочинение по картине «Поход князя Игоря».
Грамматические признаки имени прилагательного. Правила правописания окончаний имен прилагательных.
Относить слова к определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательному; определять род, число, падеж существительного и связанных с ними прилагательных. Производить морфологический разбор имени прилагательного.

6. Местоимение. 16ч
Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3 лица единственного числа.
Грамматические признаки местоимений. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Изложение. Деловое письмо «Заявление».
Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами.

7. Глагол.33ч
Значение глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам и лицам. Спряжение глаголов. Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Деловое письмо «Анкета». Сочинение-рассуждение «Мой день рождения».
Грамматические признаки глагола. Время, число, лицо глаголов. Спряжение глаголов. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов.
Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, род, лицо глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов, применять правило при письме.

8. Предложение. 20ч
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами; знаки препинания при однородных членах. Обращение, знаки препинания при обращении. Виды предложений при интонации. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложные предложения с союзными словами, знаки препинания перед ними. Сочинение-описание картины В.Маковского «Свидание».
Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности распространенных и нераспространенных предложений. Особенности однородных членов. Правила постановки запятой в предложении с однородными членами. Выделение знаками обращения в предложении. Правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. Виды предложений по интонации.
Выделять главные и второстепенные члены в предложении. Определять однородные члены в предложении, указывать какими частями речи они выражены. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме, объяснять знаки препинания. Распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи.

9. Повто
рение. 6ч
Правописание гласных, согласных, разделительного твердого знака в приставках. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сложные предложения без союзов, с союзами и союзными словами.
Правила правописания приставок. Правила правописания гласных и согласных в корне слова.
Объяснять и применять правила правописания. Чертить схемы предложений. Находить в предложении главные члены. Объяснять и применять правила постановки запятой в сложных предложениях перед союзами и союзными словами.

Связная речь. 'Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению (, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям. Деловое письмо.
Писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги.

Учебно-тематический план.


Разделы программы в 8 классе
количество часов на изучение темы
Из них:




кол-во часов на развитие речи
Кол-во часов на контрольные тесты, диктанты, контрольные работы
Кол-во часов на сочинения, изложения

I триместр
43 ч
Повторение.
6
-
-
-


Слово. Состав слова.
21
-
1
-


Части речи.
2
-
-
-


Части речи. Имя существительное.
14
-
1
-

II триместр
45 ч
Части речи. Имя существительное.
4
-
1
-


Части речи. Имя прилагательное.
14
-
1
-


Части речи. Местоимение.
16
-
1
-


Части речи. Глагол.
11
-
-
-

·
III триместр
48 ч
Части речи. Глагол.
22
-
1
-


Предложение.
20
-
1
-


Повторение изученного.
6
-
-
-

Итого в год
136 ч








Система оценки планируемых результатов .
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ обучающихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ, учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ V классе – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
Б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посода»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.
1-й уровень
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (7080 слов);
писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
исправлять текст;
составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
решать орфографические задачи с помощью учителя.
Учащиеся должны знать:
части речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку
Учебник
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык» 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2014 год.
Методические пособия:
Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой, 2012 год.
«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. Просвещение», 2010 год.


Календарно-тематический план по русскому языку в 8 классе.
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
Форма организации занятий
Форма контроля/
Разв.речи
Дата




Теор.
Практ.
Контр.
Сл.раб.











план
факт



1.
Повторение.
6
1
5






1.
Предложение. Порядок слов в предложении.
1
1



Работа с диалогом(1)
01.09.16


2.
Простое и сложное предложение. Использование простых и сложных предложений в текстах.
1

1



02.09.16


3.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
1

1

Отечество, гражданин,Конституция
Письмо по памяти(7)
05.09.16


4.
Однородные члены предложения.
1

1


Работа с диалогом(15)
06.09.16


5.
6.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Р. р. Деловое письмо. Объяснительная записка.
2

2


Деловое письмо (16)
08.09.16
09.09.16




2.
Слово. Состав слова.
21

20
1





7.
Состав слова. Однокоренные слова.
1

1



12.09.16


8.
Однокоренные слова разных частей речи, разбор их по составу.
1

1



13.09.16


9.
Единообразное написание однокоренных слов.
1

1


Сочинение (30)
15.09.16


10.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1

1



16.09.16


11.
Правописание ударных и безударных гласных в корне.
1

1



19.09.16


12.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне.
1

1



20.09.16


13.
Правописание непроизносимых согласных.
1

1

Демократия, демонстрация
Работа с диалогом(36)
22.09.16


14.
Правописание гласных и согласных в приставках.
1

1


Сочинение (40), письмо по памяти (42)
23.09.16


15-
18
Правописание приставок и предлогов.
4

4


Сочинение (45), комментированное письмо (47)
26.09.16
27.09.16
29.09.16
30.09.16


19
Сложные слова.
1

1



03.10.16


20-
21
Соединительные гласные О и Е.
2

2



04.10.16
06.10.16


22
23
Правописание сложных слов с иностранным корнем. Р. р. Деловое письмо. Автобиография.
2

2

Аэродром, типография,телеграф, электростанция


07.10.16
10.10.16


24
25
Подготовка к контрольной работе.
2

2


Описание картины И.Шевандровой «В сельской» (62),
Деловое письмо (63)


11.10.16
18.10.16


26
27
Контрольная работа по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
2

1
1


20.10.16
21.10.16




3.
Части речи.
20
2
17
1





28
Части речи. Составление словосочетаний с предлогами и без предлога.
1

1

Образование, квалификация

24.10.16


29
Части речи. Отличительные признаки.
1

1



25.10.16


30
Имя существительное как часть речи.
1
1




27.10.16


31
32
Имена существительные собственные и нарицательные.
2

2



28.10.16
31.10.16


33
Правописание имен существительных единственного числа с шипящей на конце.
1

1


Письмо по памяти(78)
01.11.16


34-
36
Склонение имен существительных в единственном числе.
3
1
2

Национальность, территория

03.11.16
07.11.16
08.11.16


37-
39
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
3

3



10.11.16
11.11.16
14.11.16


40
Три склонения имен существительных.
1

1



15.11.16


41
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
1

1



17.11.16


42
Правописание имен существительных с шипящей на конце.
1

1

Экскаватор, эскалатор, элеватор
Комментированное письмо (96),
Сочинение (98)
18.11.16


43
Несклоняемые имена существительные.
1

1

Фойе, кафе, пианино
Работа с диалогом(104)
21.11.16


2 триместр

44
Морфологический разбор имени существительного.
1

1


Изложение (106),
Деловое письмо (107)
28.11.16


45
Обобщение по теме «Имя существительное».
1

1



29.11.16


46-
47
Контрольная работа по теме «Имя существительное». Работа над ошибками.
2

1
1


01.12.16
02.12.16




4.
Имя прилагательное.
14

13
1





48-
49
Имя прилагательное как часть речи.
Р/Р. Самостоятельный подбор прилагательных для описания картины.
2

2

Галантерея, кулинария

05.12.16
06.12.16


50
Согласование имен прилагательных с существительными.
1

1



08.12.16


51-
52
Правописание окончаний имен прилагательных.
2

2

Экспедиция, континент
Комментированное письмо (124),
Письмо по памяти(128)
09.12.16
12.12.16


53
Имена прилагательные с признаком принадлежности.
1

1



13.12.16


54
Склонение имен прилагательных.
1

1



15.12.16


55
Правописание имен прилагательных женского рода на –ЬЯ.
1

1



16.12.16


56
Правописание имен прилагательных множественного числа на –ЬИ.
1

1


Изложение (139)

19.12.16


57-
58
Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление прилагательных в прямом и переносном значениях.
2

2

Искусство, фестиваль, абонемент
Работа с диалогом(146),
Сочинение (149)
20.12.16
22.12.16


59.
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
1

1



23.12.16


60-
61
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками.
2

1
1


26.12.16
27.12.16




5.
Местоимение.
16

15
1





62
Личные местоимения.
1

1



29.12.16


63
Лицо и число местоимений. Нахождение местоимений в тексте.
1

1



30.12.16


64
Местоимения 3-го лица единственного числа.
1

1



09.01.17


65
Склонение местоимений 1-го лица.
1

1



10.01.17


66
Склонение местоимений 2-го лица.
1

1



12.01.17


67
Склонение местоимений 3-го лица.
1

1



13.01.17


68-
71
Правописание местоимений с предлогами. Р. р. Составление текстов – рассуждений о прочитанной книге.
4

4


Письмо по памяти(162)

16.01.17
17.01.17
19.01.17
20.01.17


72-
75
Повторение по теме «Личные местоимения». Р. р. Заявление.
4

4

Регистратура, пациент, бюллетень
Комментированное письмо (169),
Работа с диалогом(171,173),
Изложение (172),
Деловое письмо (174)
23.01.17
24.01.17
26.01.17
27.01.17


76-
77
Контрольная работа по теме «Личные местоимения». Работа над ошибками.
2

1
1


30.01.17
31.02.17




6.
Глагол.
33
1
31
1





78-
79
Глагол как часть речи.
2

2


Работа с диалогом(179)
02.02.17
03.02.17


80
Неопределенная форма глагола.
1

1

Рентген, операция, санаторий

06.02.17


81
Правописание шипящих на конце слова.
1

1


Письмо по памяти(186),
Сочинение (187)
07.02.17


82
Изменение глаголов по временам.
1

1



09.02.17


83
Род и число глаголов прошедшего времени.
1

1

Секретарь, швея
Сочинение (197)
10.02.17


84
Правописание глаголов с частицей НЕ.
1

1


Комментированное письмо (200),
Работа с диалогом(202)
13.02.17


85
Изменение глаголов по лицам и числам.
1

1



14.02.17


86-
87
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
2

2


Комментированное письмо (210),
Изложение (212)
16.02.17
17.02.17



88
Правописание глаголов 3-го лица.
1

1



20.02.17


3 триместр

89
Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
1

1



27.02.17


90-
91
Правописание глаголов с ТЬСЯ и ТСЯ.
Р. р. Изложение небольшого отрывка из литературного текста.
2

2


Письмо по памяти(221)
28.02.17
02.03.17


92-
94
Спряжение глаголов. Р. р. Анкета.
3

3



03.03.17
06.03.17
07.03.17


95-
97
Правописание безударных окончаний глаголов.
3
1
2

Промышленность

Комментированное письмо (227),
Работа с диалогом(228),
Изложение (229,230)
Сочинение (231)
09.03.17
10.03.17
13.03.17


98-
99
Различение глаголов 1 и 2 спряжения.
Р. р. Выбор глагольной лексики для описания предмета.
2

2

Капитализм
Изложение (256),
Письмо по памяти(267),
Деловое письмо (274)
14.03.17
16.03.17


100-
101
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
2

2



17.03.17
20.03.17


102
Употребление глаголов движения.
1

1


Изложение (282), Комментированное письмо (284),
Работа с диалогом(285),
Сочинение (286),
Деловое письмо (287)
21.03.17


103-
104
Контрольная работа по теме «Глагол». Работа над ошибками.
2

1
1


23.03.17
24.03.17


105-
106
Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
2

2



27.03.17
28.03.17


107-
110
Повторение по теме «Части речи».
4

4



30.03.17
31.03.17
03.04.17
04.04.17




7.
Предложение.
20

20






111
Простое предложение.
1

1



06.04.17


112
Предложения распространенные и нераспространенные.
1

1



07.04.17


113-
114
Главные и второстепенные члены предложения.
2

2


Изложение (297)
14.04.17
17.04.17


115-
119
Однородные члены предложения.
5

5

Гарнитур
Комментированное письмо (305),
Изложение (313)

18.04.17
20.04.17
21.04.17
24.04.17
25.04.17


120-
121
Обращение. Знаки препинания при обращении.
2

2


Работа с диалогом(319),
Сочинение (320)
27.04.17
28.05.17


122-
123
Виды предложений по интонации.
2

2

Бандероль, квитанция
Работа с диалогом(325),
Изложение (326)
02.05.17
04.05.17


124
Сложное предложение.
1

1


Письмо по памяти (331, 345), Комментированное письмо (339)
05.05.17


125-
126
Сложное предложение с союзами и без союзов.
2

2

Клиент, почтамт

Комментированное письмо (351)
11.05.17
12.05.17


127-
130
Сложное предложение с союзными словами. Р. р. Объявления.
4

4


Изложение (356)
15.05.17
16.05.17
18.05.17
19.05.17




8.
Повторение.
6

5
1





131
Правописание приставок.
1

1


Деловое письмо (361)
22.05.17


132
Правописание гласных и согласных в корне слова.
1

1



23.05.17


133
Сложные предложения с союзами и союзными словами.
1

1


Изложение (371,372, 373, 374)
25.05.17


134
Подготовка к контрольной работе.
1

1


Изложение (383),
Сочинение (384)
26.05.17


135
136

Годовая контрольная работа. Работа над ошибками.
2

1
1


29.05.17
30.05.17



Итого:
136
4
127
5













13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15