Адаптированная рабочая программа по факультативу Письмо и развитие речи для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)


-1042035-63436500
по факультативу «Письмо и развитие речи»,
для 5 класса
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной отсталостью)
на 2016 -2017 учебный год.
Учитель: Онищенко Оксана Николаевна
с. Ромны, 2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой, авторы М.Н. Перова. В основу программы положены нормативные требования. Преподавание факультатива в 2016-2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Учебный план МОБУ Ромненская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год.
Устав МОБУ Ромненская СОШ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОБУ Ромненская СОШ.
Учебные планы для специальных (коррекционных) школ, утверждённые приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Специфика изучения курса «Письмо и развитие речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала. Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.
В результате изучения факультатива обучающиеся должны:
- углубить и расширить знания о языке;
- развить смекалку и сообразительность;
- обогатить свою речь;
- получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;
- повысить грамотность.
Как открыть ребенку с нарушение интеллекта волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ.
Процесс речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у ребёнка с сохранным интеллектом
Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребёнка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам, а в дальнейшем и его более успешной адаптации в условиях современного общества.
Научить школьника с ОВЗ ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя-дефектолога напряженного труда, терпения, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Поэтому работа над развитием речи школьников, обучающихся по специальным, адаптированным программам является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников с ОВЗ мною разработана программа факультативного курса «Письмо и развитие речи», рассчитанная на 1 года для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у школьников с ОВЗ. Программа «Письмо и развитие речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников с ОВЗ.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленная на развитие устной и письменной речи учащихся в условиях перехода из начальной школы в среднее звено. Учить хорошей речи, устной и письменной - вот главная задача курса. Учащиеся на занятиях рассматривают примеры того, как устроен язык, какие возможности предоставляютя нам для полноценного использования его в процессе общения.
 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети стараются применить полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год (всего 34 часа) -  на 34 учебных недели в год – 1 часа в неделю.
Уровень образования школьников: 5 класс коррекционной школы VIII вида.
Форма учебной работы: факультативная.
       Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Письмо и развитие речи» должна пробуждать у учащихся с ОВЗ стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цель и задачи программы:
  Цель:
           Создание условий для формирования языковой компетенции
           школьников с ОВЗ; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
           говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе
           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих
         способностей. 
Задачи:
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.
Формировать выразительную сторону речи.
Учить строить устные связные высказывания.
Воспитывать культуру речевого общения.
 Обогащать словарный запас учащихся.
 Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
         Успешность развития речи школьников с ОВЗ зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
         Организация деятельности школьников на занятиях курса основывается на принципах:
доступность
занимательность;
научность;
активность;
наглядность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип поощряемости успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
задания, направленные на активизацию словарного запаса школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
       совершенствование навыков выразительного чтения;
       вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. 
   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Содержание курса.
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита.
Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные. Слог. Ударные. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков.  Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Наблюдение над особенностями устной народной речи.
Лексика. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие о происхождения слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Лексикография. Создания ситуаций, требующих обращений к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Синтаксис. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.
Выполнение контрольных нормативов.
Программа факультатива «Развитие речи» является курсом без оценок.
Материально-методическое обеспечение программы.
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения Примечание
Книгопечатная продукция Орфографический словарь
Толковый словарь
Фразеологический словарь Печатные пособия
Иллюстративный материал. Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный черно-белый. Оборудование класса.
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев
Стол учительский
Тумба
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Использованная литература.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2012г.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 2013г.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 2014г.
Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 2010г.
Шанский Н.М. В мире слов. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2011г.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 2012г.
Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. «Методика преподавания русского языка для детей с нарушением интеллекта», М., «Просвещение»,2011.
Агеева И.Д. «Литературные забавы на уроках и праздниках», М., ТЦ «Сфера», 2012.
Касаткина Н.А. «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в средней школе», Волгоград, изд. «Учитель», 2013 г.
Шамратов В.А. «Большая книга кроссвордов, ребусов, головоломок», М., «Мир книги», 2010 г.
Шкатова Л.А. «Подумай и ответь», М., «Просвещение», 2013 г.
Календарно-тематическое планирование

урока Тема
Кол-во
часов Задачи Результат Дата
план Дата
факт
1 триместр.
1. 1 раздел: в гости к алфавиту. (5 часов).
Буквы гласные. 1 Повторить гласные, их особенности. Научились определять состав гласных, дающих два звука. 02.09.16 2. Конструирование букв. 1 Вызвать интерес к конструированию буквы из различных материалов. Научились конструировать буквы из различных материалов. 09.09.16 3. Буквы согласные. 1 Повторить согласные буквы, их особенности: звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие. Научились правильно называть буквы. 16.09.16 4. Капризные шипящие. 1 В игровой форме заучить орфографические правила сочетания шипящих с гласными А, У, И. Отработали правила написания шипящих с гласными.23.09.16 5. Конкурс кроссвордов. 1 Учить разгадывать кроссворды. Познакомить с понятием горизонталь, вертикаль. Научились заполнять сетку кроссворда буквами по горизонтали и вертикали. 30.09.16 6. 2 раздел. В мире слова (14 часов).
Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. 1 Вызвать интерес к слову. Проверить знание и понимание учениками слов. Обогатить словарный запас. Обогатили словарный запас. 07.10.16 7. Чудесные превращения слов. Как растут слова. 1 Учить играть со словом. Предупредить некоторые ошибки школьников. Научились играть со словом. 21.10.16 8. В мире звуков. Звук и буква. Как делаются слова? 1 Учить составлять слова при помощи различных морфем с общим корнем. Научились составлять однокоренные слова с различными морфемами. 28.10.16 9. Волшебник ударение. 1 Познакомить с особенностью подвижности ударения в словах. Отработать орфоэпические нормы произношения отдельных слов. Научились правильно произносить отдельные слова. 11.11.16 10. Словосочетание и предложение. Составление предложений из отдельных слов. 1 Научить составлять предложения из отдельных слов. Научились составлять предложения. 18.11.16 2 триместр.
11. Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф. Игра «Доскажи словечко». 1 Учить разгадывать. Научить разгадывать. 02.12.16 12. Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове. В гостях у шарады. 1 Познакомить с особенностями составления шарады. Учить разгадывать их. Научились разгадывать шарады. 09.12.16 13. Слова –друзья. Знакомство с синонимами. 1 Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых. Обогащается словарный запас. 16.12.16 14. Слова-близнецы. Знакомство с омонимами. 1 Познакомить учащихся с группой таких слов. Обогащается словарный запас. 23.12.16 15. Слова «тяни-толкай». Знакомство с антонимами. 1 Дать представление об антонимах. Обогащается словарный запас. 30.12.16 16. Такие разные словари – помощники. Знакомство со словарями синонимов, омонимов, антонимов. 1 Учить работать со словарями.
Обогащается словарный запас. 13.01.16 17. «Биография слов». Игры-трафаретки. 1 Закрепить умения заполнять сетку кроссворда по горизонтали, подбирая заданные темой слова. Научились работать с сетками кроссвордов на заданную тему. 20.01.16 18. Крылатые слова и выражения. 1 Познакомить с крылатыми словами и выражениями.
Обогащается словарный запас. 27.01.16 19. В руках умелых слово творит чудеса. Праздник слов «Словознай». 1 Вовлечь в развивающую интерактивную игру-путешествие. Отработали умение решать отдельные словообразовательные задачи через игровые упражнения. 03.02.16 20. 3 Раздел. Секреты речи (21час).
Для чего нужна речь. Волшебница речь. 1 Раскрыть перед учениками основные функции речи. Обратить внимание на воздействие художественной речи на чувства, мысли, воображение людей.
  Узнали, для чего нужна речь. Получили представление о художественной речи. 10.02.16 21. Наука риторика. Устная речь. 1 Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи, выделить основные правила общения в школе, на уроке, на занятии спецкурса. Узнали о главных требованиях речи. 17.02.16 3 триместр.
22. Устная речь или письменная. 1 Дать представления об особенностях устной речи и об ее отличиях от письменной.
Узнали об особенностях устной и письменной речи. 03.03.16 23. Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро. 1 Учить определять темп устного высказывания, громкость речи, оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной ситуации общения. Научились определять соответствие темпа и громкости речи. 10.03.16 24. Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой. 1 Познакомить с фольклорным жанром – скороговоркой. Упражняться в произношении скороговорок. Познакомились со скороговоркой. 17.03.16 25. Конкурс «Вот вам скороговорка!». 1 Заинтересовать учащихся в конкурсном проговаривании скороговорок. Заучили скороговорки. 24.03.16 26. Родное слово в пословицах и поговорках 1 Познакомить учеников с фольклорным жанром – «пословица». Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. Познакомились с жанром пословица. 31.03.16 27. Иллюстрирование пословиц и поговорок 1 Обратить внимание учащихся на связь фольклора и изобразительного искусства. Научились связывать литературное и изобразительное творчество 07.04.16 28. Текст. Что это такое? 1 Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. Познакомились с понятием текст. 14.04.16 29. О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова. 1 Познакомить учеников с понятием «заглавие». Дать представление о том, что такое «опорные слова». Потренировать учащихся в определении основной мысли высказывания. Познакомились с понятием заглавие. 21.04.16 30. Какие бывают тексты. 1 Дать понятие о трех типах текстов: повествование, описание, рассуждение Узнали, какие бывают тексты 28.04.16 31. Составление рассказов по серии картинок 1 Дать понятие о структуре текста.
Учить сочинять рассказы по серии картинок. Узнали, как строится текст. Научились составлять рассказы по серии картинок. 05.05.16 32. Что такое план? Составление плана по серии картинок. 1  Дать понятие о плане. Учить составлять планы по серии картинок.
Научились составлять планы по серии картинок.
12.05.16 33. Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание. 1 Учить сравнивать, описывать животное. Научились описывать животное, сравнивать. 19.05.16 34. Подведение итогов.
Подвести итоги работы за год.
Подвели итоги работы за год. 26.05.16