Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)


-302895-69913500
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 7 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. Обучение проводится по учебнику для 7 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, автор–составитель А.К. Аксенова, издательство Москва «Просвещение» 2014 год.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Преподавание чтения в 2016-2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Учебный план МОБУ Ромненская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год.
Устав МОБУ Ромненская СОШ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОБУ Ромненская СОШ.
Учебные планы для специальных (коррекционных) школ, утверждённые приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Цель изучения предмета: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление, пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
формирование у учащихся навыка чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
С 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. Творчество предлагаемых авторов изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:
обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;
умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;
участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися
заучивание стихотворных произведений;
использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-концертов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Внеклассное чтение /1 раз в месяц/
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских журналов, газет. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах.
Итоговый контроль
Один раз в четверти для оценки знаний и умений обучающихся проводится проверка техники чтения.
Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 ч. в неделю).
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год (2016 – 2017 гг.)
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу по сложности дефекта.
В учебнике структурно выделяются 3 раздела:
1. Устное народное творчество.
2. Из произведений русской литературы XIX века.
3. Из произведений русской литературы XX века.
Тематическое планирование в 7 классе.
№ п/п Тема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум ЗУН
1. 1 триместр (44 часа) Устное народное творчество. 13
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины.
Навыки чтения
УДЗ: наизусть 10 стихотворений.
УДУ: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц (описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста);
подробно и кратко пересказывать прочитанное (делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану); выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение:
Знать основные сведения из жизни писателей. Уметь составлять отзыв; передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.
2.
3. Из произведений русскoй литературы XIX века.
2 триместр (45 часов)
Из произведений русскoй литературы XIX века
31
18
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В. Г. Короленко, А.П. Чехова.
4.
5. Из произведений русскoй литературы XX века.
3 триместр (47 часов)
Из произведений русскoй литературы XX века. 27
47
Произведения А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А.Г. Алексина, В.П. Катаева, М.М. Зощенко, Р.П. Погодина, Н.И. Рыленкова, Ю.И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, К.Я Ваншенкина. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА:
Уметь/знать:
• читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
• читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
• выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
• формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
• делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
• характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
• выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
• соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);
• читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
• читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
• читать про себя проанализированные ранее тексты;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
• высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
• выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение частей текста в соответствии с данным планом.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения.
Чтение по ролям и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал).
Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Формирование основных качеств чтения
Остановимся на особенностях и приемах формирования основных качеств чтения в период перехода учащихся с нарушением интеллекта от по слогового способа чтения к чтению целыми словами. Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
установка на целенаправленное восприятие текста;
первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
разбор жизненных ситуаций;
заключительная, обобщающая беседа.
Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д. Работа над правильностью чтения является важным направлением работы по формированию качеств чтения.
Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений.
Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Обратите внимание на указания к работе над ошибками:
учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.
Беглость чтения. Беглость — это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. Беглость чтения может меняться в зависимости от содержания текста, его структуры и словаря. Начиная с 5 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык. Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25—30 минут на уроке);
неоднократное перечитывание текста на уроке
предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и (или) морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.
использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.
Выразительность чтения — способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью чтения — это соединение нескольких направлений:
технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно прочитать» подразумевается — выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев. Именно поэтому выразительность требует хорошей техники чтения;
смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно;
тренировочного, цель которого — упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.
Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса. Применяю адаптивные уроки (технологии).
Учебно-методический комплекс
Программа по русскому языку (чтение и развитие речи) для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой. Москва, изд. «Просвещение», 2010 г.
Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации, сост. И.Г. Савельева, Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г.
Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители: В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова и др.  Москва, изд. «Просвещение», 2010 г.
Репродукции картин художников.
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Перечень учебно-методического обеспечения.
Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель А.К. Аксенова: 3-е издание. Москва, изд. «Просвещение», 2014 год.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
Раздаточный материал по темам курса.
Репродукции картин художников.
Экранные пособия.
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор.
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки.
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература.
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы.
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы».
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»).
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература».
Календарно-тематическое планирование по чтению в 7 классе.
(136 ч в год, 4 ч в неделю)
№ урока Тема урока Содержание деятельности
Кол-во часов Цель Обязательный минимум ЗУН
Тип урока
Методы урока Дата
План Факт
I.Устное народное творчество (13 часов) 1 Устное народное творчество.
Чтении статьи об устном народном творчестве. 1 Познакомить учащихся с понятием «жанр». Умение рассказывать о происхождении УНТ. Вводный. Словесный 01.09.16 2 Жанры устного народного творчества. Пословицы, загадки, сказки, былины, народные песни. 1 Познакомить учащихся с жанрами УНТ (пословицы, сказки, былины, народные песни, загадки) Уметь характеризовать основные жанры. Изучение нового материала. Словесный 05.09.16 3-5 «Сивка - бурка» - русская народная сказка. 1.Чтение по ролям
2. Словарная работа с синонимами. 3 Сформировать знания о волшебных сказках. 1.Умение подтвердить свой ответ словами из сказки
2.Знать, что такое волшебные сказки. Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный
Словесный Словесный 06.09.16
07.09.16
08.09.16 6 «Журавль и Цапля» - русская народная сказка. 1.Чтение сказки по ролям.
2. Пересказ сказки по иллюстрации. 1 Развитие умения составлять характеристики главных героев сказки. 1. Соотнесение сказки с действительностью. (Сначала думай- потом делай) Комбинированный Словесный 12.09.16 7 «Умный мужик» - русская народная сказка. 1.Соотнесение иллюстрации с содержанием сказки.
2. Работа с пословицами. 1 Выделение главной мысли сказки. 1. Умение описывать героев сказки, их характеры и поступки. Комбинированный Словесный 13.09.16 8 Внеклассное чтение.
«Русские народные сказки». Книги русских народных сказок, памятки по составлению отзывов. 1
Развитие умения передавать главную мысль произведения. Умение выделять основную мысль сказки, приводить примеры из жизни. Обобщающий. Словесный 14.09.16 9-10 «Три поездки Ильи Муромца» Былина. 1.Выяснение лексического значения устаревших слов. 2 Учить составлять характеристику главного героя по его поступкам. Умение описывать главного героя- Илью Муромца, его поступки и дела, подкрепляя свой ответ словами из текста. Вводный.
Изучение нового материа-
ла.
СловесныйСловесный 15.09.16
19.09.16 11 Народные песни. 1. Выразительное чтение песни. 1 Учить выразительному чтению песни: соблюдению интонации, ритмике. Умение анализировать стихотворный текст. Комбинированный Словесный 20.09.16 12 Пословицы и загадки. 1. Чтение и анализ загадок и пословиц. 1 Учить пояснять смысл пословиц. Умение объяснять прямой и переносный смысл пословиц. Комбинированный Словесный 21.09.16 13 Викторина по устному народному творчеству. 1.Подбор загадок.
2. Иллюстрирова-
ние отгадок. 1 Проверка знаний по теме: «Жанры УНТ». Знать жанры народного творчества (7 кл), уметь приводить примеры. Обобщающий. Словесный 22.09.16 2. Из произведений русской литературы XIX (49 часов)
14 А.С. Пушкин. Биография и творчество поэта. Папка «Пушкин», портрет А.С. Пушкина, подстрочный словарь. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Знать основные этапы творчества А.С. Пушкина, изученные произведения. Вводный. Словесный 26.09.16 15-19
20 «Сказка о царе Салтане…» - А.С. Пушкин.
Развитие речи.
Отзыв о прочитанном. 1. Работа с подстрочным словарём.
2. Чтение отрывков к иллюстрациям. 3.Индивидуаль-
ные задания, рисунки учащихся.
4. Чтение сказки по ролям.
5
1 1. Познакомить учащихся с литературной сказкой.
2.Учить читать стихотворный текст выразительно, соблюдая паузы и интонацию.
3. Учить читать по ролям. 1.Умение характеризовать поведение царя Гвидона, сестер и бабы Бабарихи, царя Салтана.
2. Умение передавать настроение автора, подкрепив свой ответ словами из текста.
3. Умение находить в тексте художественные определения, которые помогают передавать состояние героев, отношение автора к героям. Изучение нового материала.
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный
Практический
27.09.16
28.09.16
29.09.16
03.10.16
04.10.16
05.10.16 21 «Зимний вечер» - Пушкин А.С. 1.Словарная работа.
2. Выразительное чтение стихотворения. 1 Учить читать стихотворный текст выразительно, соблюдая интонацию, передавая настроение автора. 1 Выучить стихотворение наизусть.
2.Умение передать отношение автора к няне. Комбинированный Словесный 06.10.16 22 «У лукоморья» -А.С. Пушкин. 1.Выразительное чтение стихотворения.
2.Работа над устаревшими словами. 1 Учить выразительному чтению стихотворения. Умение описывать главных героев, отношение автора к родной земле. Обобщающий. Словесный 10.10.16 23 М.Ю. Лермонтов. Биография и творчество поэта. 1.Портрет Лермонтова, книги для чтения.
2. Пересказ статьи о поэте. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Знать основные этапы творчества М.Ю. Лермонтова. Вводный. Словесный 11.10.16 24-
26 М.Ю. Лермонтов «Бородино». 1. Работа с иллюстрацией.
2. Выполнение дифференцированных заданий. 3 Учить выразительному чтению: соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. 1.Умение описывать боевое настроение
русской армии.
2. Умение определить основную мысль стихотворения.
3. Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Изучение нового материала.
Комбинированный
Обобщающий. Словесный
Словесный
Словесный 12.10.16
18.10.16
19.10.16 27 И.А. Крылов. Биография и творчество баснописца. 1.Портрет И.А. Крылова, басни, банк рисунков.
2. Чтение басен. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. 1.Уметь рассказывать о творчестве И.А. Крылова.
2.Знать басни автора. Вводный. Словесный 20.10.16 28 «Кукушка и Петух» - И.А. Крылов. 1.Работа с синонимами.
2. Чтение по ролям.
3. Инсценировка басни. 1 Развитие устной речи учащихся через инсценирование басни. Умение описывать героев басни словами из текста. Изучение нового материала. Словесный 24.10.16 29 «Волк и Журавль» - Крылов И.А. 1.Выяснение лексического значения слов.
2. Выразительное чтение басни. 1 Учить находить в тексте художественные определения и сравнения. 1.Выучить басню наизусть.
2. Умение соотнести поведение волка и журавля с поведениями людей. Комбинированный Словесный 25.10.16 30 «Слон и Моська» - И.А. Крылов. 1.Работа с иллюстрацией.
2. Чтение басни по ролям. 1 Учить отличать басню от сказки. Умение сравнивать басню со сказкой, находить в них общее и различное. Комбинированный Словесный 26.10.16 31 Внеклассное чтение.
«О чём рассказывают басни». 1. Работа с пословицами и соотнесение их с баснями. 1 Учить анализировать поступки главных героев басен. 1.Знать басни.
2.Уметь по иллюстрациям отгадывать басни. Обобщающий. Словесный 27.10.16 32 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Портрет Некрасова, книги автора картина Репина «Бурлаки на Волге». 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Знать основные этапы творчества поэта, стихотворения. Вводный. Словесный 31.10.16 33 «Несжатая полоса» - Н.А.
Некрасов. 1. Выразительное чтение стихотворения, чтение по ролям. 1 Учить находить в тексте художественные описания, сравнения. Умение объяснить смысл выражений автора в тексте. (Моченьки нет, не по силам работу затеял…) Комбинированный Словесный 01.11.16 34-35 «Генерал Топтыгин» - Некрасов Н.А. 1.Работа с подстрочным словарем.
2. Чтение отрывков к иллюстрациям. 2 Учить работать с подстрочным словарём. Умение объяснить смысл названия стихотворения, подтверждая словами из текста. Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный
Словесный 02.11.16
03.11.16 36 Л.Н. Толстой Биография и творчество писателя. Портрет Л.Н. Толстого, фотографии Ясной Поляны. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Знать основные этапы творчества писателя. Вводный Словесный 07.11.16 37-
42
43-44
45 «Кавказский пленник» - Толстой.
а) 1ч.- Встреча с врагом.
б) 2ч.- В плену.
в) 1ч. – Доверие.
г) Подготовка к побегу -1ч.
д) 1ч. – Неудачный побег.
е) 2ч. Спасение.
Отзыв о прочитанном. 1.Выяснение лексического значения непонятных слов и выражений.
2. Чтение по ролям.
3. Деление глав на части, озаглавливаем.
4. Работа с пословицами:
Друг до поры – тот же недруг.
- Велик телом, да мал делом.
- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
- Где смелость, там и победа
1. Пересказ повести по частям.
2. Коллективное составление отзыва.
6
2
1 1.Учить делить прочитанное на части.
2.Учить составлять план частей.
3 Учить краткому и подробному пересказу.
4. Учить составлять характеристику героев.
2 триместр
Учить рассказывать о прочитанных произведениях, составлять отзыв. 1.Умение анализировать каждую из глав.
2. Умение описывать характеры главных героев- Жилина и Костылина.
3. Умение рассказать, как автор выразил своё отношение к Жилину и Костылину. Изучение нового материала.
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Контрольный.
Обобщающий. Словесный
Практический 08.11.16
09.11.16
10.11.16
14.11.16
15.11.16
16.11.16
17.11.16
21.11.16
28.11.16 46 Внеклассное чтение: «Учитесь властвовать собой». 1. Памятка по составлению отзыва о прочитанной книге.
2.Выставка книг по теме. 1 Развитие устной и письменной речи на основе составления отзыва о прочитанной книге. Умение анализировать прочитанное произведение.
Обобщающий. Словесный 29.11.16 47 А.П. Чехова. Биография писателя. Портрет А.П. Чехова, книги автора. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Умение отличать сатирические рассказы от юмористических. Вводный. Словесный 30.11.16 48-50 «Хамелеон» - А.П. Чехов. 1.Выяснение лексического значения слов подстрочного словаря.
2.Чтение рассказа по ролям. 3 Учить составлять характеристики героев по их поступкам, внешнему облику. Умение объяснить смысл названия произведения. Изучение нового материала.
Комбинированный
Комбинированный Словесный 01.12.16
05.12.16
06.12.16 51 Внеклассное чтение.
«Мой Чехов» Рассказы Чехова, памятки по составлению отзывов. 1 Учить составлять рассказ о прочитанной книге. Знать произведения А. П. Чехова, уметь их анализировать. Обобщающий. Словесный 07.12.16 52 В.Г. Короленко – биография. 1.Портрет В.Г. Короленко. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Умение рассказать о тяжёлой жизни В.Г. Короленко. Вводный. Словесный 08.12.16 53-
60 «Дети подземелья» - В.Г. Короленко.
а).1ч. – Я и мой отец.
б).2ч. - Новое знакомство.
в). 1ч. – Дружба.
г). 1ч. – Осень.
д).2 ч. – Кукла.
е). Отзыв о прочитанном.\1ч.\ 1. Лексическое выяснение слов подстрочного словаря.
2. План пересказа - стр.155, план описания девочек - стр.158, план сочинения – ср.166.
1. Составить план и пересказать понравившийся отрывок повести. 8
1.Учить оценивать поступки действующих лиц.
2.Учить подробному и краткому пересказу.
3. Учите работе с подстрочным словарём.
4. Учить пересказу по плану. 1.Умение передать душевное состояние мальчика и взрослого.
2. Высказывание своего мнения о том, почему мальчик начал бродяжничать.
3. Умение характеризовать каждого из героев повести.
4. Умение сравнивать взаимоотношения Валика и Васи с сестрами.
5. Объяснить смысл названия повести. Изучение нового материала.
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Контрольный.
Обобщающий. Словесный 12.12.16
13.12.16
14.12.16
15.12.16
19.12.16
20.12.16
21.12.16
22.12.16 61 Обобщающий урок по повести «Дети подземелья»
В.Г. Короленко. 1. Памятки по написанию отзыва по прочитанной книге. 1 Развитие речи учащихся на основе коллективного написания отзыва по книге. Умение строить простые и сложные предложения. Обобщающий. Словесный
Практический 26.12.16 62 Внеклассное чтение «Русские писатели 19 века». Выставка книг по литературе 19 века. 1 Учить самостоятельному чтению, чтению «про себя». Умение анализировать прочитанные произведения. Обобщающий. Словесный 27.12.16 3. Из произведений русской литературы XX века (73 часа)
63 А.М. Горький. Слово о писателе. 1. Составление хронологической таблицы.
2. Прочитать статью о А.М. Горьком.
Портрет А.М. Горького 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Уметь рассказывать о жизненном пути А.М. Горького. Вводный. Словесный 28.12.16 64-
69 «Детство» А.М. Горький.
а). Тяжёлая обстановка в доме деда -1ч.
б). История с напёрстком – 1ч.
в) Изложение – 1ч.
г). Наказание.
д). Отношение к наказанию – 1ч
е). Отзыв о прочитанном. 1. Выяснение лексического значения незнакомых слов.
2.Чтение повести по ролям. 6 1.Учить рассказывать о жизни будущего писателя.
2.Учить составлять план характеристики главного героя и рассказывать о нём по плану.
3. Учить находить в тексте описание внешности, характеристику главного героя, его поступков. 1. Умение рассказать о жутком впечатлении драки на Алёшу.
2. Дать характеристику Саше Яковову.
3.Рассказать о противоречиях в характере деда.
4. Умение рассказать о том, как наказание повлияло на жизнь и характер будущего писателя. Изучение нового материала.
Комбинированный
Контрольный.
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный
практический 29.12.16
09.01.17
10.01.17
11.01.17
12.01.17
16.01.17 70-
76 «В людях» А.М. Горький. 1ч.
а). Попытка учиться – 2ч.
б). Изложение. 1 ч.
в) Приём у врача – 2ч.
г). Отзыв о прочитанном-1ч. Памятки по составлению отзыва о прочитанной книге
подстрочный словарь – стр.187. 7 1.Учить пересказу, составлять характеристики героев.
2.Учить работе с подстрочным словарём.
3.Развитие письменной речи через написание изложения.
4.Учить осознанному, беглому чтению. 1.Умение привести примеры об учёбе чертёжному делу.
2. Умение составлять план-характеристику об Алёше и рассказать о нём. Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий Словесный, практический 17.01.17
18.01.17
19.01.17
23.01.17
24.01.17
25.01.17
26.01.17
77-
78 М.В. Исаковский
«Детство». 1.Портрет М.В. Исаковского, стихи автора.
2. Выразительное чтение. 2 1.Учить читать стихотворение выразительно, соблюдая интонацию и паузы.
2. Учить чтению по ролям. Умение рассказать о разговоре мальчика и детства. Вводный.
Изучение нового материала. Словесный
Словесный 30.01.17
31.01.17 79 «Ветер» Исаковский М.В. 1.Памятки выразительного чтения.
2. Иллюстрирование стихотворения. 1 Учить читать выразительно, находить в стихотворном тексте сравнения и определения. Выучить стихотворение наизусть. Комбинированный Словесный 01.02.17 80 М.В. Исаковский
«Весна». Выразительное чтение. 1 Учить находить в тексте описание природы -художественные определения и сравнения. Умение описывать общую радость от прихода весны. Комбинированный Словесный 02.02.17 81 К.Г. Паустовский Слово о писателе. Портрет К.Г. Паустовского, книги автора. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Умение передать основное содержание прочитанного. Комбинированный Словесный 06.02.17 82-
86 «Последний чёрт» К.Г. Паустовский. 1.Выяснение лексического значения слов и выражений.
1. Работа с иллюстрацией. 5 1.Учить подробному и краткому пересказу.
2. Учите работе с подстрочным словарём.
3. Учить пересказу по плану.
4.Учить соотносить текст с иллюстрацией. Умение рассказать о том, как в деревне относились к деду Митрию. Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 07.02.17
08.02.17
09.02.17
13.02.17
14.02.17 87 Внеклассное чтение.
«Мой любимый герой». Выставка читаемых книг 1 Учить самостоятельному чтению, чтению «про себя». Уметь рассказывать о любимом персонаже, знать название и автора произведения. Обобщающий. Словесный 15.02.17 88 М.М. Зощенко – вступитель-
ная статья. Портрет М.М. Зощенко, книга рассказов автора. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Знать основные этапы творчества писателя. Вводный. Словесный 16.02.17 89-
92 «Великие путешествен-
ники»
М.М. Зощенко. 1.Работа с поговоркой –Заведёт туда, куда Макар телят не гонял. Памятка по написанию отзыва по прочитанному произведению. 4 1.Учить выделять главную мысль произведения.
2. Учить рассуждать на тему: «Комичное и смешное в рассказ» и приводить примеры из текста. 1. Уметь приводить слова из текста.
2.Уметь пересказывать по плану.
3.Умение составить характеристику героя по его чертам характера. Изучение нового материала.
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 20.02.17
3 триместр
27.02.17
28.02.17
01.03.17 93 К.М. Симонов – вступитель-
ная статья. Картины о войне, портрет К.М. Симонова, стихи поэта. 1 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Умение рассказать о ВОВ в творчестве К.М. Симонова. Вводный. Словесный 02.03.17 94-96 К.М. Симонов.
«Сын артиллериста». 1.Выяснение лексического значения слов подстрочного словаря.
2. Чтение по ролям.
3. Работа с пословицами. 3 1. Учить описывать внешний вид главного героя словами из текста.
2.Воспитывать чувство патриотизма к своей родине.
3. Учить выразительному чтению. 1.Выучить наизусть 1 часть поэмы
2. Умение рассказывать о времени, которое описано в поэме.
3. Умение определить главную мысль стихотворения. Изучение нового материа-
ла.
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 06.03.17
07.03.17
09.03.17
97-99 В.П. Катаев «Флаг». 1.Работа с подстрочным словарём – стр.229.
2. Работа с иллюстрациями. 3 1. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя.
2.Развивать устную речь посредством работы с иллюстрацией.
3. Учить пересказывать текст (сжато и подробно) 1.Умение рассказать о творчестве В. Катаева.
2. Умение рассказать о том, какой подвиг совершили моряки.
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 13.03.17
14.03.17
15.03.17 100 Н.И. Рыленков «Деревья». Работа над произношением, дикцией, темпом речи. 1 1.Учить выразительному чтению стихотворения.
2.Учить анализировать стих. Умение описывать отношение автора к лесу. Комбинированный Словесный 16.03.17 101 Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки». 1. Народные приметы. 1
1. Учить находить в тексте художественные определения, сравнения, народные приметы. Умение читать выразительно. Комбинированный Словесный 20.03.17 102 Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке». Картины природы. 1 Выучить стихотворение наизусть. Умение сравнивать природу разных мест. Комбинированный Словесный 21.03.16 103-106 Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». 1. План характеристики клеста.
2. Иллюстрация к рассказу. 4 1. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя.
2.Учить составлять характеристику по плану.
3.Учить формулировать главную мысль рассказа.
4. Учить озаглавливать каждую часть рассказа. Знать от чьего имени ведётся повествование. Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 22.03.17
23.03.17
27.03.17
28.03.17 107-111 «Картофель-
ная собака» Ю.И. Коваль. 1.Подстрочный словарь, начало рассказа – стр.251, план пересказа.
2. Описание иллюстрации к тексту.
3. Чтение по ролям. 5
1. Учить находить в тексте описание внешнего вида главного героя.
2. Учить работе с подстрочным словарём.
3 Учить пересказу текста.
4. Уметь объяснять смысл названия рассказа. 1.Умение находить скрытый юмор в рассказе.
2. Рассказать, как появилась картофельная собака у Ю. Коваля. Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 29.03.17
30.03.17
03.04.17
04.03.17
05.04.17
112-
118
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
1.Портрет Ю.Я. Яковлева.
2. Иллюстрации пород собак, план характеристики Косты. 7
1. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя.
2.Учить рассказу о главном герое по плану.
3.Учить работе с иллюстрацией.
4. Учить ориентироваться в тексте. 1.Умение работать с текстом.
2. Сходство растения багульник с Костой.
3. Размышление о верности собак Вводный
Изучение нового материала.
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщающий. Словесный 06.04.17
17.04.17
18.04.17
19.04.17
20.04.17
24.04.17
25.04.17 119-120 Внеклассное чтение по интересам. 1.Проведение конференции:
«Мы в ответе за тех, кого приручили» Выставка прочитанных книг, памятки по составлению отзывов. 2 1.Учить составлению отзыва о прочитанной книге.
2. Учить пересказывать содержание прочитанного
(книги о животных) Умение приводить примеры из произведений о животных Ю.И. Коваля, К.Г. Паустовского, Ю.Я. Яковлева. Обобщающий.
Обобщающий. Словесный 26.04.17
27.04.17 121-
125 Р.П. Погодин «Время говорит -пора». 1.Подстрочный словарь.
2.Работа с иллюстрацией. 5 1.Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя.
2.Учить работе с подстрочным словарём.
3.Учить выделять главную мысль произведения.
4.Учить беглому чтению и выразительности. 1.Умение рассказывать о состоянии главного героя: его жизнь после смерти матери.
2. Уметь анализировать поведение главного героя. Вводный.
Изучение нового.
Комбинированный
Комбинированный
Обобщение. Словесный 02.05.17
03.05.17
04.05.17
10.05.17
11.05.17 126-
128
129 А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».
Развитие речи.
Отзыв по прочитанно-
му.
1.Портрет А.Г. Алексина
2. План рассказа – стр.280.
3. Работа над пословицей:
«Красив тот, кто красиво поступает»
Коллективное составление отзыва. 3
1 1. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя.
2.Учить чтению «про себя», самостоятельному чтению.
Развитие письменной речи через составление отзыва по книге. 1.Умение рассказать о поступках Лили и испытаниях, которые выносил мальчик.
Комбинированный
Комбинированный
Комбинированный
Обобщение. Словесный 15.05.17
16.05.17
17.05.17
18.05.17 130 Внеклассное чтение по интересам. Выставка читаемых книг, памятки по составлению отзыва. 1 Развитие письменной речи на основе
составления отзыва. Умение составлять связный рассказ. Обобщение. Словесный, практический 22.05.17 131 К.Я. Ваншенкин «Мальчишка». 1.Портрет К.Я. Ваншенкина 2.Работа с иллюстрацией. 1 1.Учить выразительному чтению стихотворения.
2.Учить выделять основную мысль. Умение объяснить поведение мальчишки. Изучение нового материа-
ла. Словесный 23.05.17 132 К.Я. Ваншенкин «Снежки». 1. Выразительное чтение стихотворения. 1 Воспитание чувства уважения к ближнему. Учиться выражать свои чувства, переживания. Умения понять замысел автора. 24.05.17 133
Проверка техники чтения. 1. Выразительное, беглое чтение художественного текста. 1 Учить читать осознанно, бегло, выразительно.
Умение читать правильно, чётко, соблюдая нормы литературного произношения. Контрольный. Словесный практичес-
кий 25.05.17 134 Обобщающий урок по литературе XX века. Выставка книг по литературе 20 века. 1 Учить анализировать прочитанное. Умение обобщать и систематизировать знания. Обобщающий. Словесный практичес-
кий 29.05.17 135-136 Подведение итогов года. Рекомендации на лето. Вопросы викторины, занимательные задания,
кроссворды. 2 Учить анализировать поступки героев, характеры и внешний вид. Умение обобщать и систематизировать знания. Обобщающий.
Обобщающий. Словесный практичес-
кий 30.05.17
31.05.17