Статья на тему «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через различные виды театральной деятельности»


«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через различные виды театральной деятельности»
Бердник Марина Александровна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Росинка»
г. Выборг, Ленинградская обл.
Владение связной речью – это умение донести до окружающих свои мысли, чувства, переживания, используя весь арсенал речевых средств в общении. Самым принципиальным является вопрос о том, как развивать связную речь. Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих десятилетий. Педагоги и психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. Ребёнок больше времени проводит у компьютера и перед телевизором, чем в живом окружении.
Поэтому главная задача педагога – помочь родителям воспитать личность, способную к полноценному общению. Очень важно умеющего говорить ребёнка, научить разговаривать, т.е. вести разговор, общаться, передавать и получать ту или иную информацию. Чем богаче и полноценнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, установить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, осмыслить своё поведение, а, следовательно, осознать себя как личность.
Темпы развития речи у всех детей разные: одни начинают говорить раньше, другие позже. Для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, дефекты звукопроизношения, специфические нарушения слоговой структуры слов. Отсюда и основная задача логопеда – помочь ребёнку справиться с теми речевыми проблемами, с которыми он столкнулся на пути своего развития.
А формирование связной монологической речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, относится к числу важнейших задач логопедической работы. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Целенаправленное формирование связной речи у детей осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности: при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., а у детей с ОНР ещё и на специальных коррекционных занятиях. Ребёнок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателями, и поэтому нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Но так как в образовательной деятельности достаточное количество занятий, в том числе и коррекционных, то необходимо искать другие формы работы.
Как мы знаем, ведущий вид деятельности ребенка – это игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи у детей, но недостаточно раскрыт такой раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР. Использование различных видов творчества, культурно - досуговой деятельности для устранения речевых нарушений пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Но, к сожалению, и многие воспитатели стали меньше уделять внимания и реже использовать в практике игры – драматизации, инсценировки стихов, минисценки. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: герои становятся действующими лицами, а их приключения – сюжетом игры. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, т.е. проникнуть в его внутренний мир. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Всё это формируется в ходе воспитательно – образовательной работы. А театрализованные творческие игры являются частью такой работы.
Поэтому, я решила попробовать использовать методы и приёмы, основанные на театрализации, на логопедических коррекционно-развивающих занятиях, а также рекомендовать их воспитателям для индивидуальной работы с детьми.
Театрализованной деятельности принадлежит особая роль в коррекционной работе. Участвуя в ней, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из речевых особенностей детей, все театрализованные игры строятся преимущественно на материале фольклора (потешки, прибаутки, стихи, песенки, сказки). При выборе игр на своих занятиях, я руководствуюсь индивидуальными возможностями каждого ребёнка, уровнем речевого дефекта и ставлю перед собой цель развивать речь от понимания до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Используя различные виды театрально – игровой деятельности, можно работать:
над развитием культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
над развитием общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
над развитием сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимики, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, диалогической и монологической речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
В системе коррекционной работы я обозначила 3 этапа, на каждом из которых можно выделить несколько направлений, способствующих не только развитию связной речи, а также развитию творческого потенциала ребёнка, языковой культуры, слухоречевой памяти.
1 этап – подготовительный – «логопед – ребёнок» - предполагает создание положительного эмоционального контакта с детьми, выработку интонационной и мимической выразительности, автоматизацию звуков.
На этом этапе я использую упражнения и этюды на развитие мимики и эмоций, игры-имитации на развитие умений изображать человека, животных, растения, игры-импровизации под музыку на развитие воображения, творчества и пластики, однотемные бессловесные игры – импровизации по текстам стихов и потешек, которые читает логопед. Работа с куклой помогает совершенствовать мелкую моторику и координацию, проявлять через куклу те эмоции, которые в обычной жизни ребёнок стесняется проявлять.
2 этап – основной – «ребёнок – ребёнок, ребёнок – дети» - предполагает развитие общения со сверстниками. Вначале ребёнок учится вступать в контакт с одним сверстником, развивается диалогическая речь, ребёнок учится следить не только за своей речью, но и за речью своего напарника. В диалогах отрабатывается звукопроизношение, интонация (вопросительная, восклицательная). Диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Постепенно, когда речь ребёнка становится более чистой, уверенной, выразительной, он вводится в небольшую группу детей для создания минисценок, где дети учатся играть в небольшом коллективе (3 – 5 человек).
На этом этапе использую речевые игры и упражнения на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, а также игры со словом, развивающие связную речь, ролевые диалоги героев сказок, инсценировки фрагментов сказок, освоение пальчикового, плоскостного, настольного, кукольного театра с речевым сопровождением, минипостановки по текстам народных и авторских стихов.
3 этап – заключительный – « дети – взрослые» - предполагает подведение итогов проделанной работы, которое заключается в закреплении полученных навыков и показе спектаклей, где дети представляют спектакль сами, как артисты. Здесь уже куклы и игрушки уходят на второй план, а дети самостоятельно создают образы персонажей тех сказок, которые разыгрываются. В игру вступает не только большая группа детей, но и взрослые: логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.
Главной целью театрализованных игр является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Чтобы театрализованные игры приносили пользу, они должны стать частью занятий и режимных моментов, проводиться систематически. Речевой материал должен выбираться и распределяться в соответствии с речевыми возможностями детей. С помощью театрализованных игр у детей развиваются не только речевые функции, но и эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей в различных ситуациях. В театрализованных играх дети с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, создают конкретные образы.
Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звуков, их автоматизацию, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для развития мелкой и общей моторики, развития грамматического строя речи. Но не следует забывать, что целенаправленное формирование связной речи у детей имеет важнейшее значение не только в общей системе логопедической работы, но и во всём воспитательно – образовательном процессе.
Список литературы:
1.Антонова Л.Г. «Развитие речи «уроки риторики», Ярославль, «Академия развития»,1997г.
2.Арушанова А.Г. «Формирование грамматического строя речи», М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г.
3.Лебедева И.Н. «Развитие связной речи дошкольников», СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009г.
4.Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. «Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями», СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010г.
5. Поляк Лора «Театр сказок», СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
6.Шаманская Л.Н «Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР», М., ТЦ «СФЕРА», 2010г.