Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

Системно-деятельностный подход
как основа реализации ФГОС .
Н. М. Дудкина
учитель начальных классов, МОУ СОШ № 4 ,
ст. Гиагинская.


«образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека» Дьюи.
Какие же качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие – о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил учащихся, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребёнку стать счастливым: найти своё место в жизни, приобрести верных друзей, самореализоваться в выбранной профессии.

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем своей жизни» А.Дистервег. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Этот тезис в психологии обучения уже давно является основополагающим. Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т.д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т.е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т.д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желание узнавать, открывать, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действий, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Чтобы говорить о системно-деятельностном подходе в образовании в целом, необходимо иметь представление о том, что же собой представляет технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Структура уроков ведения нового знания при деятельностном подходе имеет следующий вид:
Мотивирование к учебной деятельности – осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3.Выявление места и причин затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причин затруднения. Для этого учащиеся должны восстановить выполнение операции и зафиксировать место возникновения затруднения, соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать те конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель – возникшее затруднение, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, позднее – с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Изменение целевых ориентиров деятельности системы образования требует изменения форм и средств контроля. Необходимым для деятельности системы образования является разработка критериев и унифицированных средств контроля, позволяющих проводить анализ качества результатов обучения.

Одной из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников является проектная деятельность.
В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды её проявления являются основой психического развития ребёнка. Нельзя ввести ребёнка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности.
В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.
Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении её структуру (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.
Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.

Проектная деятельность вносит определённую лепту в развитие личности ребёнка. Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включён субъект. Обучение школьников проектной деятельности, её организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

В младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение младших школьников умению планировать свою деятельность, определять её цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определённых волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

Какова же технология творческих проектов в начальной школе.
Строить проектную деятельность необходимо с учётом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребёнка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребёнка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребёнка, нова и интересна.
Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребёнок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далёкая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определённые методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используется метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаётся группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощь демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочётов), конкурс творческих проектов.
Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Он, прежде всего, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Список литературы:

Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Москва 2010 г.
Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006г
Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. Москва. Издательский дом Шалвы Амоношвили 1996 г.





15