Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения


Формирование универсальных учебных действий
на уроках литературного чтения
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ «Курлинская СОШ»
Первомайского района
Оренбургской области
Тусуповой Нурзипы Айчановны
2015-2016 уч.год
«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Одна из важнейших задач современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса и дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений:
универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться
формирование у детей мотивацию к обучению. 
Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен прежде всего задуматься о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Поэтому, результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у обучающихся “умения учиться”, т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.
И успешность обучения в школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия (УУД) как совокупность способов действий обучающегося обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Роль уроков литературного чтения в системе общего начального образования достаточно высока. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию. Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета «Литературное чтение»? Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение».
Учебники по литературному чтению содержат разнообразные материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Рассмотрим возможности формирования УУД на уроках литературного чтения в 1 классе по УМК «Гармония».
Предмет «Литературное чтение» в образовательной системе «Гармония» обеспечивают: программа по литературному чтению О.В.Кубасовой, учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания, электронные материалы, хрестоматия для дополнительного чтения, методические рекомендации. Все это служит средством формирования УУД.
Для того чтобы УУД стали залогом успешного образования школьника, необходимо поэтапное их формирование.
1.Личностные универсальные учебные действия:
- действия нравственно-этического оценивания, нравственно-этическая ориентация формируются через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей при работе с художественным произведением в связи с характеристикой персонажей и выявлением главной мысли (к примеру, посвящен раздел «Что такое хорошо и что такое плохо»);
- эстетические чувства и на их основе выработка эстетических критериев формируются при чтении произведений классиков отечественной и зарубежной литературы (это произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Х.К.Андерсена);
- умение устанавливать логическую и причинно-следственную связь событий и действий героев при работе с такими литературными произведениями, как (С.Маршак «Угомон»: «Хотят ли ученики, чтобы было шумно?», «Почему ты так думаешь?», «Отчего же в классе нет тишины?»; С.Михалков «Прививка»: «Почему у мальчика дрожат коленки?», «Что он чувствует?»; Эзоп «Собрался старик помирать»; армянская сказка «Вон он, вор!» и др.);
- обучение умению составлять план в форме работы с картинным планом (задания для обучения составлению плана в произведениях: В.Смит «Час потехи», С.Маршак «Пудель», М.Пляцковский «Добрая лошадь», русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»).
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- прогнозирование
Развитию способности к прогнозированию способствуют вопросы и задания перед текстом и внутри них.
Обучению прогнозированию перед чтением служат вопросы такого типа: «Рассмотри обложку книги. Как ты думаешь, в ней сказка или рассказ? О ком? Смешное произведение или грустное? Объясни своё мнение» (А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»).
На обучение прогнозированию в процессе чтения направлены вопросы: «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки» (Е.Пермяк «Для чего руки нужны?»).
- умение контроля и самоконтроля
Такие упражнения, как «Читай внимательно», «Найди, исправь и прочитай правильно» (редактирование) влияют на выработку привычки к самоконтролю;
Отвечая на вопросы: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь поступок…?», «Согласен ли ты с мнением товарища? Обоснуй свой ответ», «Как ты бы поступил на месте персонажа?» учащиеся регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность;
- способность к волевой регуляции (в таких произведениях как Р.Сефа «Учись читать!..», Л.Пантелеева «Ау», Э.Мошковской «Можно всему-всему научиться…», ингушской сказки «Заяц и черепаха») персонажи являются образцами волевой саморегуляции, а также, призывающие к напряжению сил для достижения цели.
3. Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (выборочное чтение, например: «В каких словах выражена главная мысль басни» (Л.Н.Толстой «Два товарища»), «Найди нужные места в сказке и подтверди, что Кеша хитрый, глупый» (А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши») и др.
выбирать книги на заданную тему.
- умение структурировать знания (работа с деформированным текстом);
умение ранжировать – распределять информацию по заданным параметрам: «Выбери и прочитай те побасенки, в которых высмеивается лень»; «Какие из скороговорок помогают научиться произносить звуки с, з?»);
задания обобщающего характера к разделу «Что такое хорошо и что такое плохо»: «Назови произведения из раздела …, которые осуждают хвастливость, трусость, лживость». Какие качества людей одобряются в произведениях этого раздела? Приведи примеры, прочитай. Расскажи».
- смысловое чтение (поисковый способ чтения - выборочное чтение; просмотровый – задания на проверку правильности выбора точного заголовка («Найди в конце книги содержание. Проверь, как назвал это произведение его автор»);
«В каких словах выражена главная мысль басни?» (Л.Н.Толстой «Два товарища»), «Какая мудрая мысль высказана в этой сказке? (ингушская сказка «Заяц и черепаха»).
Логические (операции)
- анализ (анализ содержания произведений и анализ его формы – выявление подтекста и идеи произведений);
работа над выявлением подтекста: С.Михалков «Прививка», Л.Яхнин «Силачи»;
работа над выявлением идеи произведения: В.Осеева «Всё вместе», С.Михалков «Ошибка», Г.Новицкая «Книжки».
- синтез (составление картинного плана, пересказ прочитанного, выразительное чтение, театрализация, драматизация, иллюстрирование, подготовка небольших устных сочинений в форме продолжения произведения или по аналогии прочитанного, пересказ прочитанного – подробный, частичный);
- сравнение (сравнительный анализ героев одного произведения (В.Росин «Друзья познаются в беде»), сравнение героев разных произведений (С.Прокофьева «Сказка про честные ушки»; обобщающие задания к разделу);
- установление причинно-следственных связей (выявление причин поступков тех или иных героев);
- анализ истинности утверждений (работа над небылицами);
- доказательство («Подтверди словами из текста», «Обоснуй свое мнение», «Почему ты так думаешь, считаешь, полагаешь?»;
- выдвижение гипотез и их обоснование (тема, жанр, события, эмоциональная окраска произведения);
- обобщение (вопросы и задания обобщающих уроков, подбор заголовков и пословиц к произведениям).
4.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- сотрудничество
На примере литературных героев младшие школьники учатся сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, находить их них выход: (В.Голявкин «Болтуны», С.Маршак «Угомон», Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Кто прав?»;В.Орлов «Абрикос в лесу». Э.Мошковская «Не надо больше ссориться!...»).
Навыки сотрудничества вырабатываются при выполнении заданий: (игры «Театр», «Радиотеатр»; участие в конкурсах и викторинах);
- владение монологической и диалогической формами речи (такие задания, как «Подготовь рассказ», «Опиши устно» - словесное рисование, «Объясни…», «Обоснуй…»);
вопросы, расположенные после произведений, вызывающий обмен мнениями между одноклассниками о повседневной жизни, о литературном произведении (Л.Дьяконов «Первоклассникам»; А.Барто «Стали грамотными», Г.Новицкая «Книжки», В.Росин «Дети познаются в беде», Е.Пермяк «Для чего руки нужны?»);
работа над пересказом прочитанного;
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии): «Придумай свою небывальщину, загадку, считалку»;
создание устных рассуждений: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?», «Назови свою любимую книгу. За что ты ее любишь?»;
создание высказываний на основе иллюстраций в учебнике.
Таким образом, учебник О.В.Кубасовой по литературному чтению для 1 класса предоставляет возможности для формирования широкого спектра как предметных, так и метапредметных компетенций.
Для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии.
Формируя и развивая УУД, каждый учитель должен помнить о том, что:
любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
Ведь овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.