План-конспект урока в 11 классе Учебник И.Н. Пономаревой, и др., «Биология. 11 класс. Базовый уровень». Учитель биологии высшей квалификационной категории Михайлова Л.И. Тема урока: «Строение клетки».



План-конспект урока в 11 классе
Учитель биологии высшей квалификационной категории
Михайлова Л.И.
Тема урока: «Строение клетки».

Цели урока

1.Образовательные
1 углубить знания о строении клетки
2.углубить знания о строении и функциях органоидов
3. Проконтролировать степень усвоения полученных знаний на урок
2. Воспитательные
1. Содействовать в ходе урока формированию основных понятия
2. Стимулировать активность в учебе
3. Развивающие
1. Формировать умения обобщать полученные сведения
2. Развивать у учащихся познавательный интерес
3. Развивать любознательность учащихся
4. продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности строения и функций органоидов эукариотической клетки.

Развивающие: создать условия для развития познавательных и творческих навыков, умений устанавливать логические и ассоциативные связи, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательные: содействовать формированию навыков коммуникативного общения, продолжить формирование навыков работы в группе.

Предметные результаты:
Систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот.
Систематизировать знания о функциях основных частей и органоидов клетки.
Формировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле.
Формировать мировоззрение о единстве происхождения всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
Выработать навыки умений работать с книгой, дополнительной литературой, Интернетом.

Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные:
Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять задачи учебной деятельности,
Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.

Познавательные:
Формировать умения анализировать, сравнивать (растительную и животную клетки), классифицировать, обобщать факты и явления (работа с учебником, анализ схем, иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных занятий)

Коммуникативные:
Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе
Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями данного урока
Умение владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование:
компьютер,.
мультимедийный проектор
экран
дидактический материал
рабочая программа
учебник И.Н. Пономаревой, и др., «Биология. 11 класс. Базовый уровень».
мультимедийное сопровождение учебника
тестовые задания
кроссворды
творческая работа,
презентация
динамичные модели
печатные таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение клетки бактерии»,
видеоролики

І Организационный момент.
Приветствие.
Готовность к уроку ( наличие учебников, ручек, тетрадей)
Подготовка учащихся к работе на основном этапе:
Обеспечить мотивацию учения, принятие ими целей урока

Биология – это наука о жизни.
Я жизнь сама! Я жизни порожденье!
Пред изумленным взором предстаю!
Как совершенны все мои творенья,
Ключи от многих тайн в себе храню
Биология – это удивительная наука, которая позволяет познать не только многочисленные организмы, обитающие на нашей планете, но даже проникнуть в саму клетку и изучить ее строение, поэтому тема нашего урока называется: «Строение клетки».

Постановка целей.

Как вы думаете, какая цель стоит перед нами на уроке?
Сформулируйте тему урока,

Живёт на свете человек
Но сколько ни смотри,
Не разглядишь ты и вовек,
Что у него внутри.
И люди, побеждая рок,
Пытались отгадать,
Что с вами за один урок,
Должны мы здесь узнать.
Возьмём, к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Вам кажется, мала она,
Но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна
Как в натуральном виде
И в той стране столица
Является ядром,
Внутри её хранятся
Запасы хромосом.
В столице, как положено,
От центра совсем рядышком
От мира отгорожено
Главенствующее ядрышко.
А цитоплазма ширится
Огромным океаном
Вокруг него границей
Наружная мембрана.
И органы другие там
Трудом поглощены,
Своим, согласно отраслям,
На благо всей страны.
Все знают, без энергии
Придет всему конец
Её даст митахондрия,
Работая, как ТЭЦ
Заводов рибосомы
Работа нелегка
Их очень вклад весомый
При синтезе белка.
А эндоплазмы сети,
То транспорт для веществ.
Пути-дороги эти
Основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи
Покуда полный тайн.
Его ты, если хочешь,
Попробуй разгадай.
Учёным, чтобы решить секрет
Всех клеточных проблем
Ещё на много сотен лет
Работы хватит всем.
Страна, с названьем «клетка»
В огромном мирозданье
Как капля у пипетки
В глубоком океане.
Размеры ей малы даны
Но нет важней другого
Ведь в ней то и заключены
Все принципы живого.
И так – цель урока
ІІ Повторение изученного материала.
1.Работа с карточками – заданиями
2.Биологический диктант.
1. Цитология – это наука о клетке.
2. Изучение клеток стало возможным после изобретения микроскопа.
3. Микроскопы бывают: световые и электронные.
4. Основоположником биологической микроскопии является Антони ван Левенгук.
5. Основоположник клеточной теории – Т. Шванн.
6. Химические элементы, входящие в состав клетки делятся на группы: макроэлементы,
микроэлементы, ультрамикроэлементы.
7. Вещества бывают: неорганические и органические.
8. Самым распространенным неорганическим веществом является – вода.
9. Соли в клетке находятся в диссоциированном состоянии или в виде твердых
(нерастворимых) солей.
10. К биологическим полимерам относятся: белки, полисахариды (углеводы), нуклеиновые
кислоты.
3. Кроссворд
4. Тесты
ІІІ Изучение нового материала

1.История развития клетки и создание клеточной теории (творческая работ)
2.Строение и функции основных частей и органоидов клетки.

1.мембрана
2.Цитоплазма
3.Ядро
4.ЭПС
5. Комплекс Гольджи
6.Митохондрии
7.Рибосомы
9.Цитоскелет
10.Клеточный центр
Работа с презентацией по заданию.
Рассказ с использование слайдовой презентации, таблицей и рисунками в учебнике.
Учащиеся фиксируют в тетради ( с пошаговым закреплением материала)
Приложение

3. Составление схемы «Структурные компоненты клетки»
Работа в группах
Работа с динамическим пособием «Модель эукариотической клетки».
Группам уч-ся раздаются модели органоидов клетки и ставится задача собрать модель клетки на доске (сначала животной, затем добавить органоиды растительной клетки).
Ответьте на вопросы
1.Что общего между растительной и животной клеткой?
2.О чем говорят сходства.
3.Что отличает каждую модель?
4.О чем говорят отличия?

4. Формулирование вывода: «Клетка – структурная единица всего живого
5. Формулирование вывода «Клетка – биосистема, клетка – структурная и функциональная единица жизни на Земле».

VI. Закрепление материала
Два учащихся решают кроссворд
Остальные
1.Назовите основные части клетки (цитоплазма, ядро, оболочка)
2.Назовите основные функции цитоплазмы ( объединение всех клеточных структур, взаимодействие их друг с другом)
3.Назовите основные функции ядра? (хранение и передача наследственной информации, управляет биохимическими, физиологическими, морфологическими процессами)
4.Какие структурные компоненты входят в состав клетки? (органоиды, включения)
5.Что такое органоиды? (постоянные структуры клетки, обеспечивающие выполнение специфических функций)
6.Что такое включения? (Непостоянные структурные компоненты клетки)
7.Какие органоиды характерны для клеток живого организма?

Вывод:
В состав клетки входят как основные части, так и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют в ней разные функции.
Клетка – это функциональная единица живого.
Клетка - структурная единица всего живого.
Клетка – это биосистема. В нее входят все основные части клетки и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют разные функции, обеспечивая основные процессы жизнедеятельности – рост, развитие, обмен веществ.
VII.Рефлексия.

Записать первую букву отгаданного слова
а) органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы (Ядро)
б) органоид, в котором глюкоза расщепляется с образованием АТФ (Митохондрия)
в) органоид растительной клетки, выполняющий защитную функцию и состоящий из целлюлозы (Оболочка)
г) небольшие округлые тельца, содержащие ферменты, которые способны расщеплять поступающие в клетку питательные вещества (Лизосомы)
д) составляющие части клетки (Органоиды)
е) жгутики, ложноножки, миофибриллы-это органоиды..(Движения)
ж) шестая буква алфавита (Е)
з) часть клетки между наружной мембраной и ядром называется(Цитоплазмой)
Получившееся слово - Я МОЛОДЕЦ!

VII.Задание на дом.
Выучить параграф
Ответить на вопросы
Сделать модель клетки из подручных материалов (цветная бумага, картон, ткань)
Сообщение об основных путях развития цитологии в будущем








Приложение

Заполните таблицу «Сравнение клеток растений, животных и грибов»


Признаки сравнения
Клетки
растений
Клетки животных
Клетки
грибов

Наличие ядра




Наличие клеточной стенки




Основной компонент клеточной стенки




Наличие пластид




Наличие вакуолей, их особенности




Наличие центриолей




Запасной углевод











Строение и функции органоидов клетки
Органоиды
Строение органоидов
(схема)
Функции









Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки» - (слайд 8) , «Строение растительной клетки» - (слайд 11) и «Строение животной клетки» - (слайд 12), «Строение прокариотической клетки» - (слайд 13).
Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание.
- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?
___________________________________________________________________________________________________

Классификация органоидов



мембранные немембранные
(рибосомы, центриоли)


одномембранные (ЭПС, лизосом, комплекс Гольджи)
двумембранные (митохондрии, пластиды)

общие ( ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, плазматическая мембрана)
специфические( пластиды, клеточный центр)


Характеристика органоида
Функции

Плазматическая мембрана

Одномембранная, общая

Поверхностный комплекс клетки
2 слоя липидов+белки+ сложные углеводы =биослой.
Липиды=головки гидрофильные-наружу
Хвосты гидрофобные-внутри
Белки, проходящие через всю толщу мембраны, концы, которых выходят наружу наз.интегральными
Белки, погруженные в толщу мембран одним концом, а другой выходит наружу называют полуинтегральными.
Белки, лежащие снаружи мембраны называются периферическими.


Барьерная, регуляторная, транспортная, каталитическая






Транспорт веществ



Рецепторная


Многообразные функции ферментов.

Цитоскелет
Немембранные, общие
Белковые волокна=филаменты, микротрубочки
1.Определяет трехмерное распределение органоидов в клетке.
2.сохраняет определенную форму клетки
3.осуществляет направление и координированные движения клеток и органоидов внутри нее
4.обеспечивает передачу сигналов.
5.принимает участие в регуляции обмена веществ.

Лизосомы
Одномембранные, общие
1Внутриклеточное пищеварение высокомолекулярных соединений.
2.удаление отмерших частей клеток.

Рибосомы
Немембранные, общие
Синтез белков

Аппарат Гольджи
Одномембранная, общая
1.накопление, транспорт, удаление из клетки веществ.
2.формирование лизосом и клеточной оболочки
3.участие в выработке различных секретов, слизи, воска.

ЭПС
Одномембранная, общая
Шероховатая
гладкая
Транспорт веществ

Биосинтез белка
Синтез липидов, углеводов.

Митохондрии
Двумембранная, общая, имеет ДНК
1.синтез АТФ
2.окисление органических веществ до СО2 и Н2О

Вакуоли
Одномембранная, общая
1.Участвует в поглощении воды клеткой
2.Обеспечивает окраску цветков и плодов за счет накопления пигментов
3.накопление питательных веществ и продуктов обмена.

Пластиды
Двумембранная, специфическая, имеет ДНК
Хлоропласты
Хромопласты
лейкопласты


Процессы фотосинтеза
Синтез пигментов
Накопление запасных веществ

Клеточный центр
Немембранная, специфическая
Сборка микротрубочек, образование ресничек и жгутиков и нитей веретена деления.