Развитие общекультурных компетенций при обучении английскому языку


Тезисы по теме самообразования.
«Развитие общекультурных компетенций при обучении английскому языку»
Компетенция – это готовность человека мобилизовать собственные знания, умения и другие ресурсы (книги, интернет) для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Общекультурная компетенция – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Общекультурная компетенция: выполнение этой задачи позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым днем все возрастает.
В рамках компетентностного подхода существует множество подходов к обучению именно ИЯ, но наиболее эффективным для формирования различных видов компетенций, в том числе общекультурных, на мой взгляд, является на данный момент коммуникативный подход.
Коммуникативный подход предусматривает необходимость построения учебного процесса как модели общения. Суть данного подхода в том, что правила, слова и выражения не изучаются через специальные упражнения, а усваиваются в процессе коммуникативной деятельности.
При коммуникативном подходе обучение языку должно учитывать особенности реальной коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения, т.к. владение системой языка (знание грамматики и лексики) недостаточно для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Коммуникативный подход предполагает овладение различными речевыми функциями, т.е. формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию (просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и др.).
К примеру, для отработки употребления модальных глаголов учащимся предлагается решить проблемы, провести инструктаж, изучить правила пользования каким-либо прибором и разъяснить своему товарищу. Процесс усвоения модальных глаголов будет интересным и полезным, если дать ребятам задание написать правила поведения, например, в кинотеатре, используя глаголы: must, should, ought to, can, have to, mustn’t и т.д. Перефразирование также способствует усвоению речевых образцов и структур. Безусловно, для успешного выполнения любого задания преподаватель должен поставить конкретные задачи и дать образец или алгоритм выполнения.
К основным принципам коммуникативного подхода относятся речевая направленность, индивидуализация при ведущей роли личностного аспекта, что подразумевает учет таких особенностей учащихся, как способность к усвоению языка, умение учиться, то есть умение выполнять те или иные задания, свойственные предпочтения в сборе информации, а также личностные свойства (интересы, мировоззрение, положение в коллективе). Кроме того, коммуникативный подход опирается на принцип речемыслительной активности (постоянной вовлеченности в процесс общения в непосредственной или опосредованной форме) и функциональности в отборе и представлении учебного материала на всех уровнях: лексическом, грамматическом, ситуативном и тематическом. Отличительной особенностью коммуникативного подхода является то, что любой единице языка отводится какая-либо речевая функция. При сравнении двух подходов, недостатком традиционного обучения является заучивание слов и грамматических правил в отрыве от речевых функций.
Для того, чтобы соответствовать перечисленным принципам, необходимо:
Использование аутентичных материалов, включающих языковые формы, типичные для выражения определенной коммуникативной интенции, аутентичные тексты и ситуации общения, вербальные. и невербальные средства, характерные для носителей языка.
Использование подлинно коммуникативных заданий, способствующих формированию умений общения, адекватных условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).
Проблемность: материал должен быть интересен для учащихся, соответствовать возрасту и служить основанием для решения речемыслительных задач путем вовлечения в обсуждение.
Направленность произвольного внимания на цель и содержание высказывания и в меньшей степени – на форму.
При коммуникативном подходе первостепенная роль отводится речевой деятельности, практике речи, а грамматике – служебная роль, при этом сам грамматический материал вводится функционально.
Для коммуникативного способа обучения характерна взаимосвязь учебного, познавательного, воспитательного и развивающего аспектов обучения. Функции обучения, познания, развития и воспитания выполняет общение.
Реализация коммуникативного подхода может осуществляться с помощью определенных видов заданий, как, например, information gap (карточки с табличками),opinion gap (использование различий в точках зрения),information transfer (перекодирование информации, представленной визуально, графически, в вербальную и наоборот – карты местности, таблицы), questionnaires, language games,quizzes.
Таким образом, в процессе обучения ИЯ и посредством его у учащихся развиваются умения, являющиеся неотъемлемой частью общекультурной компетенции, такие как умение учиться, объяснять явления действительности, их сущность, причины, и взаимосвязь; умение ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных; умение ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения; умение решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, военнослужащего, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.); а также умение решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности) и многие другие.