Тезисы к докладу «Развитие общекультурных компетенций при использовании проектного метода во внеклассной работе с 6-м классом в школе «Тутти».»

Тезисы доклада
"Развитие общекультурных компетенций при использовании проектного метода во внеклассной работе с 6-м классом в школе "Тутти".
На протяжении 2013-2014 учебного года в 6-м классе ГБОУ средняя школа «Тутти» г. Санкт-Петербурга осуществлялся учебно-просветительский проект «Музей и музыка».
Проект осуществлялся по инициативе учителей музыкально-теоретических дисциплин Смирновой Е.А. и Дыгодюк Н.В. Они же и провели мероприятия проекта.
Целью организаторов проекта являлось:
- расширение кругозора учащихся,
- развитие художественных потребностей,
- повышение их эстетических запросов,
- развитие публицистических навыков.
В задачу проекта входило посещение вместе с шестиклассниками художественно-изобразительных выставок, тема которых так или иначе была бы связана с музыкальной жизнью. Важной частью проекта являлась также работа с отзывами учащихся о посещенных ими выставках. Учащимся было предложено написать текст в жанре свободного эссе, высказав свои впечатления по поводу увиденного. Поскольку в программу посещений были включены экскурсии по выставкам (их провели сами учителя), а некоторые выставки включали в себя также музыкальное оформление, то учащиеся делились также своими размышлениями и об услышанном, будь то музыка или объяснения учителя.
В рамках проекта было организовано посещение следующих выставок:
1. «Стиль на сцене. Искусство элегантности» в залах парадной анфилады Шереметьевского дворца («Фонтанного дома»).
2. Выставка современных японских кимоно в Этнографическом музее.
3. Скульптуры-костюмы Никоса Флороса в Музее Академии художеств.
4. Музей музыкальных инструментов в Шереметевском дворце.
В ходе работы с письменными эссе учащихся были выявлены моменты, свидетельствующие о важности этой части проекта.
1.Повышается уровень общей культурной компетенции в области истории культуры. Учащиеся научаются соотносить увиденное на выставке со знаниями, полученными при изучении предметов общеобразовательного цикла, в первую очередь истории, географии, литературы.
2.Расширяется категорийный и понятийно-терминологический аппарат, осваиваемый учащимися при изучении предметов музыкального цикла, в первую очередь музыкальной литературы.
3.Углубляются навыки сравнительного анализа стилей путем сопоставления явлений, сформировавшихся в различных видах искусства и, шире, в различных областях человеческой деятельности.
4.Формируется представление о многообразии национальных культур, представление о единстве и в то же время многовариантности проявлений духовного мира человечества.
5.Развивается фантазия, образно-ассоциативное мышление, умение заметить и оценить необычное, новое, оригинальное в смежных с музыкой и литературой областях искусства.
6.Развиваются навыки абстрактно-логического мышления, умение связывать между собой внешне далекие явления на основе рационально выделенных признаков.
7.Развиваются навыки связной устной и письменной речи, формируется потребность и умение выстраивать рассказ о событии, о собственных впечатлениях, склонность осмысленно и уместно аргументировать свои оценки.
8.Создаются предпосылки для формирования развитых форм интроспекции, необходимых в более старших классах для освоения сложных литературных и музыкальных произведений, для осознания и вербализации собственных переживаний и размышлений.
9.Расширяются культурный кругозор и спектр впечатлений, позволяющие учащемуся осваивать как специальные знания музыкального цикла, так и общекультурные навыки в предметах общеобразовательного цикла.
Организаторы проекта надеются, что результаты этого художественного и социального опыта скажутся не только в учебной деятельности. В конечном счете расширение кругозора, умение высказывать свои впечатления и размышления наверняка послужат обогащению содержания социальных взаимодействий будущего взрослого, его успешной социализации в современном мире.
«Очень понравилось платье от Версаче, расшитое разноцветным бисером. Издали оно похоже на комету». Вика З.
«Я не понял, для чего у костюмов к балету Стравинского «Петрушка» подол вышит и снаружи и внутри. Ведь внутри никто не видит! Хотя мне на выставке очень понравилось» Филипп Ч.
«Мне понравилось, что в залах, где выставлены костюмы, тут же на больших экранах показывают балеты, и артисты танцуют в этих же костюмах. Сразу представляешь себе какой характер у этого персонажа» Влада К.
«А костюмы к опере Ж. Бизе «Кармен» сшиты просто из джинсы и разноцветного меха. Разве в XIX веке была джинсовая ткань? Мы проходили «Кармен» на ритмике и оперу, и балет «Кармен-сюита» смотрели, но там никто в джинсе не танцевал» Соня Л.
«Все кимоно были по-разному красивы. Некоторые были представлены как одна картина из нескольких. Их теплые или холодные оттенки очень подчеркивали их характер. Автор кимоно— Итаку Кубота. На выставке звучала тихая японская музыка. Она очень гармонировала с рисунками на кимоно» Костя Б.
«Все кимоно очень красивые. Я присмотрела себе парочку ☺. На одних изображены горы, на других небо, на третьих – космос. Очень интересно было узнать, как они создаются» Аня П.
«Мне очень понравилась картина, состоящая из кимоно. Эта картина настолько длинная, что в ней есть сразу все времена года, причем между ними есть плавный переход». Герман А.
«Эта выставка оставила незабываемое впечатление. Мне особенно понравился ряд кимоно с рисунками переходящими из одного времени года в другое, кимоно с изображением заката». Влада К.
«Больше всего мне понравились кимоно, которые изображали вулканы. Особенно Фудзияма. Яркое сочетание красок создавало впечатление объемности, а выделка золотыми нитями создавала вид заходящего солнца» Вика З.
«Это был просторный, тускло освещенный зал с развешанными повсюду творениями мастера. По помещению веяла тихая спокойная музыка. Больше всего мне запомнилась композиция «океаны». Именно она произвела на меня наиболее сильное впечатление. Думаю, что
надевшие однажды это на себя ощущали свое эго утопающим в безбрежных толщах морской воды, согретых теплым майским светилом». Даня К.
«Вот это Супер! Ткань сделана из жестяных банок! И обувь тоже! Никогда не видел такого! Хотя вряд ли актрисы могли выступать в таких костюмах. Холодно, наверное. На самом деле мне больше всего понравился портрет Екатерины Великой, сделанный из банок Пепси и Колы.» Гоша С.
«Мне очень понравилось смотреть на музыкальные инструменты. Там были старинные рояли под названием «Жираф». Их так назвали, потому что у них стояли струны вертикально. Среди струнных инструментов были «пошеты» - карманные скрипки. Их использовали уличные музыканты, дети, но больше всего учителя танцев. Я хочу еще сходить в этот музей». Иоанн Т.
«Экскурсия, в целом, неплохая. Все аккуратно, красиво. Больше всего мне запомнился трехмануальный клавесин. (Точнее, его копия). Еще скрипки Амати и Страдивари. Также именной рояль Глинки очень неплох. А именной диван Шереметевых просто грандиозен. Множество портретов создают ощущение Эрмитажа». Максим С.
«Сегодня мы с классом ходили на экскурсию в Шереметевский дворец. Я узнала, что, оказывается, есть рояль, принадлежавший П.Чайковскому. Одна комната была занята только струнными инструментами. Например, виола да гамба, церковный бас (виолончель), скрипки Амати и Страдивари. В этом музее есть автограф Чайковского. Мне очень понравилось в этом музее». Аня К.