Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся

Китовская МСОШ Коровкина Надежда Михайловна – учитель математики
Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся

Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).
Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).
Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.

Цели формирующего оценивания и результаты.

Оценивать опыт и потребности ученика
Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода

Поощрять самодвижение и соотрудничество
Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся
В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны



Организация формирующего оценивания.

планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;
контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся
оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования ,
с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении
предъявление учащимся планируемых образовательных результатов,
обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;
планирование дальнейшей деятельности

Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.
Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления
Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.
Проблемы и пути их преодоления.

Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам.
Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.
Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
Работа над оцениванием занимает больше времени.
Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

Принципы осуществления контроля.
1.Градация трудности заданий
Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки
2.Свобода выбора заданий
Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности
3.Постепенное накопление учебных достижений
Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
4.Принцип свободы
В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.

Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.
При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается; обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Формы учета знаний.
волшебные линеечки, лесенки знаний
лист индивидуальных достижений
диагностические карты
цветовая символика
знаковая символика
жестовая оценка
оценочные листы
недельные отчёты
рейтинг знаний
Портфолио

Результатами применения формирующего оценивание является:

обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.

«Разработка листа формирующего оценивания
по математике для учащихся 5 класса
по теме «Проценты».»

Лист оценки содержания темы «Проценты» (6часов) по УМК Н.Я.Виленкина 5 класс
Ф.И.ученика(цы)_______________________ ______

Уровни усвоения
Образовательные
ресурсы
критерии
Само-
оценка
ученика
Оценка учителя
Рекомендации уителя

Воспроизведение
Я могу назвать определение процента.
1




Понимание
Я понимаю смысл термина «проценты»;
Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;
Как перевести проценты в десятичную дробь.

2




Применение
Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:
* находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;
*находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
3




Анализ
Я умею решать задачи всех 3-х типов.
3




Синтез
Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи.
3




Оценка
Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы.
3






15





Шкала для перевода баллов в школьную оценку:
Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»
От 5 до 8 баллов – отметка «3»
От 9 до 12 баллов – отметка «4»
От 13 до 15 баллов – отметка «5»
Ожидаемые результаты

Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.
Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.

15