Статья Тест как объективный способ контроля и оценки учебных достижений учащихся

Обеспечение объективности контроля знаний и умений учащихся на соответствие требованиям нормативных документов – одна из актуальных задач системы образования на современном этапе её развития и модернизации.
В условиях предстоящего перехода на 12-летнее обучение приоритет в обучении отдается компетентностному подходу. Система образования ориентируется не на способность запомнить факты, а способность ими оперировать, применять навыки в повседневной практике, понимать внутреннюю логику явлений и событий.
Обновление содержания образования в аспекте новой парадигмы требует разработки соответствующих учебников и другого содержания контрольно-измерительных материалов, оценивающих сформированность не только предметных знаний и умений, но и общеучебных умений, познавательных интересов, способности к продолжению образования на разных этапах.
Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определено, что доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, к 2020 году должна достигнуть индикатора в 70% (2015 год – 60%). Итоги внешнего независимого контроля выпускников школ по естественно-математическим дисциплинам, результаты участия казахстанских школьников в международных исследованиях ПИЗА показывают на наличие проблем в обеспечении качества математического образования в школах республики.
Основными направлениями модернизации Национальной системы оценки качества образования в Республике Казахстан являются:
-совершенствование механизмов внешней оценки качества образования;
-проведение различных мониторинговых исследований; участие в международных исследованиях по оценке учебных достижений учащихся;
-совершенствование механизмов внутренней оценки качества образования.
В школьной практике встречаются три вида оценивания: оценка на уровне класса (внутренняя оценка), государственные экзамены, международные исследования. Из-за отсутствия единых подходов к системе оценивания у каждого учителя (различие в формах и содержании проверочных заданий) осуществлять сопоставительный анализ результатов не представляется возможным.
Наблюдается направленность действующих форм внутренней и внешней оценки знаний в основном на выявление фактологических знаний учащихся, педагогами используются зачастую критерии оценивания: выучил/не выучил, сделал по образцу/ не сделал и т.д. Реже используются для проверки и контроля знаний тестовые задания, составленные с учетом уровней учебно-познавательной деятельности. Такие задания предлагаются учащимся 4,8 классов и 15-летним учащимся казахстанских школ при проведении международных сравнительных мониторинговых исследований –TIMSS и PIZA.
Становится очевидным необходимость применения научно обоснованного и технологичного инструментария оценки с учетом мирового опыта. К числу проблемных вопросов относится определение содержания контрольно-измерительных материалов и критериев оценивания.
Внешняя оценка в форме ЕНТ и ВОУД, определенная Законом Республики Казахстан «Об образовании», основывается на использовании тестов как наиболее стандартизированной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Состав образовательных компетенций определен программами, отражен в государственных образовательных стандартах, в «Требованиях к уровню подготовки учащихся». Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности.
Главной задачей в разработке тестов, используемых для оценки уровня освоения образовательных стандартов, является достижение соответствие содержания стандарта и содержания теста.
При составлении заданий теста требуется соблюдение правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения знаниями, умениями и навыками.
Тест в качестве составляющих должен в обязательном порядке иметь три элемента: систему заданий, зафиксированную документально технологию предъявления, отработанную систему проверки и обработки результатов тестирования.
Использование технологии оценки учебных достижений учащихся дает возможность получить надежный инструментарий для анализа результатов. Важным является тот факт, что при тестировании используются единые для всех учащихся критерии, что обеспечивает объективность оценивания, возможность проведения самооценки.
Интерес в направлении создания системы оценки учебных достижений учащихся представляет система критериального оценивания. Потенциал данной системы высок. При такой системе школьникам предоставляется полная информация о том, по каким разделам, какие типы заданий в ней предусмотрены, по каким критериям будут оцениваться результаты. Работа предусматривает рефлексивное осмысление учащимися неудач и успехов, и что более важно - причин их появления.
В решении проблемы повышения качества математического образования вопрос совершенствования системы оценки учебных достижений учащихся, обеспечение единства подходов для оценки уровня освоения учащимися содержания образования является основополагающим.






















Тест как объективный способ контроля и оценки учебных достижений учащихся.




15