Открытый урок по предмету Технология на тему Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом


Открытый урок по предмету «Технология» 6 класс
Преподаватель Казанцев Н.В. МОУ СОШ №2 п. Усть-Ордынский
Тема: «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом».
Цель: Ознакомить учащихся с технологией обработки древесины наружных цилиндрических поверхностей ручным инструментом .   
Объект работы: ручка для стамески.
Оборудование:
Рубанки, пилы, напильники, измерительные линейки, карандаш,     шлифовальная шкурка, образцы готового изделия, маршрутная карта, таблица по «Технике безопасности при работе»,  заготовки.                                               
                                               Ход урока
                                             
1. Вводный инструктаж.
Сообщение содержания занятия  об особенностях ручной обработки деталей из древесины;
сущности процесса резания, видах стамесок,  контроле размеров и качества поверхностей;
правила безопасности труда и личной гигиены.
2. Правила безопасности.
Надежно закреплять заготовки в зажимах верстака, тисках или струбцинах.
Быть осторожным при работе со стамеской. Передавать ее только ручкой  
      вперед.
Запиливать бруски плавно, без рывков.
Изучение нового материала:          
Затем совместно с учащимися планируется изготовление ручки. Подробно учащимся изложить процесс изготовления изделий.
Детали цилиндрической формы можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок. Толщина и ширина бруска должна быть на 1…2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.
         Перед изготовлением круглой детали из бруска, производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки.
          Грани восьмигранника строгают рубанком до линии разметки.
          Для большего приближения к форме цилиндра на торцах размечают шестнадцатигранники, проводят линии разметки 2 и сострагивают грани шестнадцатигранника .         Окончательную обработку завершают шлифование поверхности шлифовальной шкуркой. Здесь целесообразно демонстрация приемов шлифования.
Диаметр детали измеряют по линейке.
Последовательность операции при получении цилиндрической заготовки можно составить в виде таблицы под названием Маршрутная карта. (Таблица прилагается).
           4. Самостоятельная работа.
            В процессе работы (самостоятельной) часто испытывают значительные затруднения. Поэтому им требуется постоянное внимание и помощь учителя. Необходимо тщательно в процессе изучать правильную разметку перед тем, как разрешить им выполнение этой операции, надежность крепления, установка резца рубанка и т.д.
           При обработке поверхности важно контролировать правильность рабочей позы и хватки инструмента, выбор глубины резания. Особое внимание уделить  организации безопасной работы. Заготовка  должна быть выбрана без трещин и сучков. 
               
5. Заключительный инструктаж.
           В конце занятия учитель совместно с учащимися сравнивает запланированный ход работы с фактическим, выявляет допущенные ошибки и отклонения от планируемого  технологического процесса, устанавливает их влияние на производительность труда, качество изделия и т.п.
           Здесь уместно также ознакомить учащихся с современной технологией для получения ручек технологическим оборудованием, сравнить с ручным трудом. 
6. Подведение итогов урока:
   Уборка рабочих мест, выставление оценок.
   
Маршрутная карта
Изготовление ручки для стамески
№ п/п 
Последовательность выполнения работы (операций)
1. Подобрать (отличить) брусок квадратного сечения
2. Разметить диагонали на торцах, начертить окружность нужного диаметра
3. Разметить на торцах заготовки восьмигранники, начертить ребра восьмигранника
4. Закрепить заготовку на верстаке, и сострогать ребра до получения восьмигранника
5. Зачистить деталь рашпилем до получения цилиндрической формы
 
6. Проконтролировать диаметр детали линейкой. При необходимости обработать до нужного размера
7. Разметить длину конуса,  и его диаметр на торце детали
8. Сострогать конус рубанком
9. Обработать фаску напильником  с другого торца детали
10. Зачистить изделие шлифовальной шкуркой
11. Подогнать ручку под диаметр кольца
12. Плотно насадить кольцо на ручку