Урок столярного дела: Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.


Тема: Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.
Цель: Научить учащихся выполнять цилиндрические детали ручным инструментом.
Развивать пространственное и технологическое мышление ; воспитывать аккуратность во время работы. Обогащать словарного запаса словами технологической терминологии. Работа с чертежом, технологической картой.
Оборудование:
Наглядное пособие:
- образец готового изделия;
- технологическая карта на изготовление изделия;
-учебники, тетради;
-словарь;
-технический рисунок изделия;
2. Инструменты и материалы:
- линейка, карандаш, рейсмус;
-рубанок, рашпиль, ножовка, шлифовальная шкурка;
-заготовка, брусок;
3. Словарная работа:
(восьмигранник, шлифование, кронциркуль, скруглить)
4. МПС.
Чтение, русский язык, математика, СБО.
Ход урока
Организационный момент.
- Сдача рапорта дежурным.
Повторение пройденного материала.
- Что такое строгание? (Это операция, в результате проведение которой с заготовки срезается тонкий слой древесины в виде стружки).
-Назовите инструменты для строгания? (рубанок, фуганок)
-Что называется рубанком? (инструмент для строгания плоских поверхностей)
-Назовите основные части рубанка? (колодка, нож, клин)
- Какие бывают колодки? (деревянные и металлические)
-Назовите части колодки? (рожок, подошва, леток)
- Для чего служит рожок? (за рожок держат левой рукой при строгании - так удобнее работать)
-Для чего служит леток? (через леток удаляется стружка)
-Продемонстрируйте, как распределяются усилия при строгании. (Вначале- нажимают левой рукой на переднюю часть, а правой придерживают заднюю. В середине рубанок плотно прижимают обеими руками. В конце -следует больше нажимать правой рукой.)
-Покажите как правильно стоять во время строгания. (Стоять у верстака вплотную к нему, наклонив корпус несколько вперёд. Ступню левой ноги ставят примерно параллельно кромки крышки верстака, правой – под углом 70 градусов к ней.
Загадки про инструменты.
Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. ( Пила)
У конька – горбунка деревянные бока- у него из- под копыт стружка белая летит (рубанок).
Зубастый проходил всё поле избороздил. (Напильник)По доске шершавой вдруг он пройдётся как утюг и тогда наверняка гладкой станет та доска (рубанок, фуганок)
Я по лысине бегу, кудри с лысины стригу (рубанок).
Какие правила безопасности необходимо соблюдать при строгании?
-Надёжно закреплять заготовку на верстаке;
-Работать рубанком с острозаточенным ножом;
-Не проверять руками остроту лезвия и качество обработанной поверхности;
-При перемещении инструмента не касаться пальцами правой руки заготовки, не держать их вблизи подошвы инструмента;
-При забивании летка стружкой, очищайте его небольшим клином из древесины твёрдой породы;
-Инструмент для строгания класть на верстак только на бок , режущей частью от себя;
-Не сдувать стружку и не сметать её рукой, пользоваться щёткой-смёткой.
План работы на изготовление черенка, рукоятки
1.Подготовка заготовки.
2.Разметка заготовки.
3. Строгание заготовки.
4.Опиливание и шлифование заготовки.
Практическая работа
Вводный инструктаж
-Прочитать технологическую карту;
-Разметка заготовки по чертежу;
-Выполнить чистовое строгание;
-выполнить зачистку шлифовальной шкуркой;
-Контроль размеров и шероховатость поверхности.
Текущий инструктаж.
Корректировка хода практической работы.
Указать, что перемещают рейсмус на себя, а не наоборот.
Помогаю устранять допущенные ошибки.
Заключительный инструктаж.
Анализ успехов и ошибок в работе.
Заключительная часть
Закрепление изученного материала.
-Какой инструмент применяется для строгания? (рубанок)
-Каким инструментом ведут обработку заготовки поперёк волокон? (напильник, рашпиль)
-Какой инструмент необходим для разметки заготовки под цилиндрическую деталь? (линейка, рейсмус, карандаш, циркуль)
-С помощью какого инструмента путём строгания можно получить из квадрата, восьмигранник? (с помощью рубанка)
Подведение итогов урока.
Выставление оценок