Лепка из пластилина Колобок


Согласовано:
Заместитель директора по учебной работе
__________________ Цепелева О. Ф.
«_____»______________________2015 г.
Конспект открытого урока «занимательный труд»
в первом классе коррекционной школы 8 вида.
Тема урока: Работа с пластилином. «Колобок».
Составила и провела урок: учитель начальных классов Хохрякова В.В.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся навыков работы с пластилином.
Задачи:  
Коррекционно-образовательные:
- Актуализировать, закреплять представления детей о содержании русской народной сказки «Колобок» при беседах с учителем.
- Формировать представления учащихся о технологии изготовления из пластилина поделки «колобок» при выполнении практической работы.
- Формировать навыки безопасной работы с пластилином при выполнении практической работы.
 Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении упражнений и практической работы на уроке.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, творческое мышление при выполнении заданий и практической работы на уроке.
- Развивать устную речь, расширять и активизировать активный и пассивный словарь учащихся при ответах на вопросы и выполнении заданий на уроке.
 Коррекционно-воспитательные:
- Формировать  коммуникативные  навыки:  умение оказывать  взаимопомощь,  прислушиваться  к  мнению  товарищей, проявлять  объективность     в оценке  работы  товарищей  и  своей.
- Воспитывать  трудолюбие,  усидчивость,  умение  доводить  начатое  дело  до  конца.
- Воспитывать  эстетические  качества:  умение  видеть  прекрасное,  желание  быть  созидателем  прекрасного.Время и место проведения урока: 09.04.2015 г.; 09.00 – 09.40; кабинет 1 класса.
Материалы и приспособления: пластилин, подкладные доски, стеки.
Оборудование урока: телевизор, пед. образец изделия «колобок», иллюстрации по сказке «Колобок», мягкая игрушка – колобок, мячик, шарик.Предварительная работа: чтение и пересказ сказки «Колобок».
Ход урока
1.Орг. момент. 2-3мин. Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем
- Ребята, какой сейчас урок? (Ответы детей: Сейчас урок занимательного труда.)- Какой урок по счету? (Ответы детей: Урок по счету первый)- Чем мы занимаемся на уроках труда? (Ответы детей: На уроках труда мы лепим, вырезаем, клеим и так далее)- Какую поделку мы изготавливали на прошлом уроке? (Ответы детей: Мы лепили сюжет «За грибами»)- Посмотрите на свой рабочий стол и скажите, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей: Лепить из пластилина)2.Сообщение целей урока
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке вы изготовите из пластилина поделку.
- А чтобы узнать какого сказочного героя мы на уроке будем делать из пластилина, отгадайте загадку.
Загадка.
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису. (Колобок).
- Правильно, ребята. Сегодня мы изготовим из пластилина вот такого колобка. (Показ пед. образца. Кроме этого показ картинки с колобком на экране телевизора)3. Беседа на актуализацию представлений учащихся
- Все, мы, хорошо знаем эту сказку. Давайте вспомним, каких героев встречал в сказке Колобок? (Ответы детей: Колобок встретил зайца, волка, лису.) Демонстрация иллюстраций с этими героями.
Куликов Максим сейчас нам кратко напомнит содержание этой сказки. (краткий пересказ)
- Кто главный герой сказки колобок? На этот вопрос нам ответит Куликов Илья. (Главный герой этой сказки колобок)
- Вспомните, ребята, какой формы колобок? (Ответы детей: Колобок круглый, в форме шара)- Какого цвета колобок? (Ответы детей: Колобок жёлтый, румяный) Демонстрация иллюстрации с изображением колобка.- Опишите, как выглядел колобок (Ответы детей Колобок круглый, жёлтый, румяный и так далее)
- Какой формы тело у колобка (Ответы детей: Тело колобка имеет форму шара.)- Какие ещё предметы имеют форму шара? (Ответы детей: Форму шара имеет мячик, шарик, арбуз, солнце). Демонстрация предметов круглой формы.
4. Анализ пед. образца
Демонстрация педагогического образца.
- Посмотрите на колобка. Нравится он вам?
- Что нам потребуется для его изготовления? (Ответы детей: Нам потребуется пластилин.)- Какого цвета пластилин нам понадобится? (Ответы детей: Понадобится пластилин жёлтый, голубой, красный.)- Из каких частей состоит поделка? (Ответы детей: У колобка есть туловище, глаза, нос)- Какую часть будем изготавливать сначала? (Ответы детей: Будем изготавливать туловище.)- Какого цвета туловище? (Ответы детей: Туловище жёлтого цвета.)- Можно ли использовать пластилин другого цвета? (Ответы детей: Можно использовать оранжевый цвет, светло-коричневый цвет) - Какие ещё цвета можно подобрать для лепки колобка? (Ответы детей: Можно взять коричневый, бежевый, оранжевый цвет).- Что крепится на туловище? (Ответы детей: На туловище крепится глаза, нос, рот, ножки.)- Какого цвета пластилин мы возьмём для лепки глаз у колобка? (ответы детей: Возьмем белый или бежевый пластилин для глаза и чёрный для зрачка).- Какого цвета мы возьмём пластилин для того чтобы вылепить нос колобку? (ответы детей: Возьмем жёлтый пластилин).- Какой формы нос у колобка? (ответы детей: Нос имеет форму шара).- Предположим, что мы уже слепили туловище колобку, слепили глазки, носик, но нам ещё чего-то на его лице не хватает! Чего же? (ответ учащихся: Не хватает ротика, улыбки).- Да, конечно же! Улыбки! Какого цвета мы возьмём пластилин для изготовления улыбки колобку? (Ответы детей: Возьмем красный, розовый, оранжевый, коричневый пластилин).- Для того чтобы наш герой, как в сказке, смог и от бабушки уйти и от дедушки уйти ему не хватает какой части тела ребята? (ответы ребят: Нет у колобка ножек)- Какую форму имеют ножки колобка? (Ответы детей: Ножки имеют форму маленьких шариков).- Какой цвет мы возьмём для изготовления ножек колобка? (Ответы детей: Возьмем жёлтый, коричневый, бежевый пластилин).- Всё правильно ребята, но я думаю, что ножки и нос колобка вам лучше лепить из пластилина того же цвета что туловище.
5. Объяснение этапов и приемов изготовления
- Ребята, я сейчас вам покажу и расскажу, как сделать колобка, а вы постарайтесь запомнить.
(Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями и объяснение.)
1. Размягчите пластилин.
2. Скатайте крупный шар из жёлтого пластилина.
3. Скатайте три маленьких жёлтых шарика - это ножки и нос колобка.
4. Скатайте 2 маленьких шарика белого цвета и два совсем маленьких шарика черного цвета – глаза.
5. Из красного пластилина скатайте тонкую колбаску – рот.
6. Соедините детали.
На доску вывешивается на листах формата А4 наглядность с этапами работы. На первом листе – большой желтый шар. На втором – 3 маленьких желтых. На третьем 2 белых, 2 черных. На четвертом красная «колбаска». На последнем – сам колобок.
- И у нас получится вот такой красивый колобок.
6. . Физминутка
- Ребята, вы очень хорошо работали и, наверное, устали. Давайте отдохнем.
(Учитель читает текст, показывает движения, дети повторяют).
Жили-были дед и баба
На полянке у реки Полуприсед с выносом пятки вперед.
И любили очень, очень
На сметане колобки, Поглаживание животика.
Баба тесто замесила,
Колобка она слепила, Движения, имитирующие замешивание теста,
лепку колобка.
И печь его поставила,
Там его оставила. Наклон вперед, руки развести в стороны.
Вышел он румян, пригож
И на солнышко похож. «Пружинки» с поворотами, руки на поясе,
руки вверх и через стороны вниз.
Он хотел остыть немножко
И улегся на окошко. Движения руками вправо-влево (внизу).
Наклон вперед, руки «полочкой»,
голова лежит на руках.
Не хотел он там лежать,
Захотел он убежать. Наклоны головы вправо.
 Огород он пересек
И пустился наутек. Бег на месте
7. Беседа на закрепление представлений о технологии изготовления
- Ребята, вы очень внимательно слушали и смотрели, как я делала колобка. Молодцы! А теперь расскажите, используя вот эти картинки, как будете работать.
- С какой детали вы начнете лепить колобка? (Ответы детей: Начнем лепить с туловища)- Какого цвета пластилин будете использовать? (Ответы детей: Возьмем жёлтый пластилин)- Что сделаете сначала? (Ответы детей: Отрежем кусок жёлтого пластилина стекой, разомнём пластилин в ладонях и скатаем большой шар)- Что будете делать дальше? (Ответы детей: Будем лепить нос и ножки).- Как мы их будем лепить? Какого цвета пластилин возьмём? (Ответы детей: Отрежем 3 кусочка жёлтого пластилина поменьше, разомнём пальчиками и скатаем 3 маленьких шарика).- Хорошо. Дальше мы лепим глазки нашему колобку. Как мы их будем лепить? Какого цвета нам понадобится пластилин для этого? (Ответы детей: Мы возьмём белый и чёрный пластилин, скатаем 2 маленьких чёрных шарика и 2 маленьких белых.)8. Беседа – инструктаж по технике безопасности
- Вспомним, правила работы с пластилином и стекой.
- Работать с пластилином нужно, ребята, на подкладной доске.
- С чего мы начнём работу? (Ответы ребят: Начнем с лепки туловища).- Правильно! Мы выберем, нужный цвет пластилина, в данном случае для изготовления туловища колобка нам понадобится жёлтый цвет.
- Дальше, нам нужно аккуратно обрезать стекой нужное количество пластилина.
- Согреть кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- После того как пластилин согрелся, стал мягким и пластичным, что мы с ним будем делать дальше? (Ответы детей: Мы будем скатывать большой шар, туловище колобка)- Хорошо. После того как мы вылепим туловище колобка, затем глазки, носик, ножки, соберём нашего колобка полностью, что нам нужно будет сделать? (Ответы детей: Нудно вытереть руки чистой тряпочкой, помыть руки).- Правильно. После работы с пластилином, наши руки станут грязными и липкими. Поэтому по правую сторону каждого из вас я положила влажные салфетки для того чтобы закончив лепить колобка вы смогли вытереть свои ручки.
9. Пальчиковая гимнастика
- Ребята, чтобы ручки у нах хорошо работали и слепили красивого колобка, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Проговариваем с детьми стихотворение и ритмично выполняем упражнения.
Пальчиковая гимнастика «Слепи колобка».
            Мы лепили колобка (Дети имитируют движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали («Катают» колобка)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник. (Вращение кистями)
10. Практическая самостоятельная работа учащихся
Учитель следит за тем, как работают дети и помогает им индивидуально, в случае затруднений. Так же можно помочь тем, кто работает очень медленно. Если кто-то сделал быстро свою поделку, то можно попросить его помочь отстающему товарищу. Нужно, чтобы все примерно в одно время закончили работу.
- Кто закончил работу, приведите в порядок свое рабочее место, протрите руки влажными салфетками.
- Лишний пластилин мы аккуратно слепим по цветам и аккуратно уберём в коробочки.
11. Выставка работ, оценивание с элементами самооценки
Крутим, крутим кругляшокКрутим, крутим кругляшокПолучился (кто, ребятки?)
Ко – ло – бок! (Хоровые ответы. )- Посмотрите, какой у нас получился колобок!
Учитель просит детей показать свои работы.
- Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились поделки?
- У кого колобок красивее?
- Чей колобок больше похож на настоящего?
- Сравните своих колобков с образцом. У кого получилось так же?
- У кого получился колобок такой же, как на картинке?
- Может быть, чей то колобок получился весёлым? Или может быть наоборот серьёзным? А может быть, чей то колобок грустный получился?
- Итак, ребята, вы все были на уроке старательными и внимательными, у всех колобки получились очень симпатичными. Но самые аккуратные работы у……. (имена детей), самые оригинальные у ….(Имена детей), самый весёлый колобок у… (Имя) и т.д. А у (имя) колобка немножко не получился, ротик, ну ничего, он все равно симпатичный.
- Молодцы ребята!
4.Итог урока, рефлексия
- Что мы делали сегодня на уроке? (Ответы детей: Сегодня на уроке мы лепили колобка)- Что нового мы узнали на уроке? (Ответы детей: Мы узнали как правильно вылепить колобка, как правильно работать с пластилином и стекой, какие цвета можно брать при изготовлении колобка)
- У всех ли получилось? (Ответы детей: да или нет.)
- Кому было трудно? (Ответы детей: (имя) мне, и мне; либо: не трудно)
- Как ты думаешь Максим, всё ли у тебя получилось? (Ответ: да или нет).
- Что понравилось на уроке?
- У вас у каждого на парте лежит два колобка: грустный и веселый. Если вам было грустно на уроке, неинтересно возьмите грустного колобка, а если у вас было хорошее настроение в течение урока, вам было интересно работать – возьмите улыбающегося колобка. Покажите этих колобков мне, нашим гостям.
- Урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу!