практические и лабораторные работы по биологии 11 класс


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тесты к разделу «Вид»
А 1. Примером вида является:
1) кукушка 2) ласточка 3) гусеобразные 4) трясогузка белая
А 2. Особи двух популяций одного вида:
1) могут скрещиваться и давать плодовитое потомство;
2) могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают;
3) не могут скрещиваться;
4) скрещиваются только в неволе
А 3. Обмен генами между популяциями одного вида может прекратиться, скорее всего, из-за:
1) ограниченности территории, занимаемой популяциями;
2) изоляции ареалов;
3) различий в характере пищи;
4) климатических различий между ареалами
А 4. Основным критерием возникновения нового вида является:
1) появление внешних различий;
2) географическая изоляция популяций;
3) возникновение репродуктивной изоляции популяций;
4) экологическая изоляция
А 5. Особи разных популяций птиц не способны к скрещиванию между собой, если:
1) они населяют различные части ареалов;
2) их генофонды отличаются по ряду генов;
3) они обладают разными хромосомными наборами;
4) у них сильная внутривидовая конкуренция за пищу и территорию
А 6. Две популяции одного вида эволюционируют:
1) в разных направлениях, независимо друг от друга;
2) в одном направлении, сходным образом;
3) в зависимости от направления эволюции одной из популяций;
4) с одинаковой скоростью
А 7. Наиболее правильно с позиций дарвинизма следующее из утверждений:
1) вид – это категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами;
2) вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе;
3) вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов;
4) вид – это совокупность особей, возникших в результате акта творения
А 8. Креационизм – это представление о возникновении разнообразия живой природы в результате:
1) постепенного развития под влиянием естественных причин;
2) постепенного развития под влиянием сверхъестественных причин;
3) постепенного развития под влиянием как естественных, так и сверхъестественных причин;
4) сотворения мира Высшим Разумом
А 9. Примером вида является:
1) клевер луговой; 2) донник; 3) сложноцветные; 4) шалфей
А 10. Примером вида является:
1) ромашка аптечная 2) чабрец 3)пижма 4) пасленовые
А 11. Основы современной систематики живых организмов заложил:
1) К. Линней; 2) Ж. Б. Ламарк; 3) Ж. Кювье; 4) Л. Пастер
А 12. Чтобы с уверенностью решить, относятся ли два внешне похожих жука к одному виду, следует:
1) сравнить их внешнее строение;
2) сравнить их образ жизни и питание;
3) попытаться скрестить их и проверить, получится ли плодовитое потомство;
4) сравнить их ареалы обитания
А13. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1) похожи друг на друга по внешнему строению
2) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3) обитают на общей территории;
4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
А 14. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1) похожи друг на друга по своему внешнему строению
2) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3) обитают на общей территории
4) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
А 15. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1) похожи друг на друга по своему внешнему строению
2) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3) обитают на общей территории
4) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
А16. В природных условиях особи различных популяций одного вида:
1) никогда не скрещиваются
2) скрещиваются гораздо реже, чем особи одной популяции данного вида
3) скрещиваются так же часто, как и особи одной популяции данного вида
4) при скрещивании не дают плодовитого потомства
А 17. Критерием появления нового вида является возникновение:
1) значительных морфологических изменений
2) существенного количества мутационных изменений
3) географической изоляции 4) репродуктивной изоляции
А 18. Основы современной систематики живых организмов заложил:
1) Р. Гук; 2) Ж. Б. Ламарк; 3) Ж. Кювье; 4) К. Линней
А 19. Обмен генов между популяциями одного вида может прекратиться в результате:
1) внутривидовой борьбы
2) изменения климатических условий
3) увеличения численности популяций
4) изоляции популяций
А 20. Порода собак представляет собой:
1) род 2) вид 3) природную популяцию 4) искусственную популяцию
А 21. Элементарной эволюционной единицей является:
1)род 2) популяция 3) вид 4) биоценоз
А 22. Свободное скрещивание особей в пределах популяции:
1) не происходит
2) происходит
3) происходит в отсутствие внутривидовой борьбы
4) затруднено географической изоляцией
А23.К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?1)экологическому2)генетическому 3)морфологическому 4)географическому
А 24. К какому критерию вида относят область распространения ландыша майского?
1)экологическому
2)генетическому
3)морфологическому
4)географическому
А 25. К какому критерию вида относят область распространения купальницы европейской?
1)экологическому
2)географическому
3)генетическому
4)морфологическому
А 26. Порода кроликов представляет собой:
1) род 2) вид 3) природную популяцию 4) искусственную популяцию
А 27. Сорт капусты представляет собой:
1) род 2) вид 3) природную популяцию 4) искусственную популяцию
А 28. Основным критерием возникновения нового вида является:
1) появление внешних различий;
2) возникновение репродуктивной изоляции популяций;
3) экологическая изоляция
4) географическая изоляция популяций;
А 29. Какое из утверждений не верно:
1) реально вид существует в виде популяций
2) все особи одного вида имеют одинаковый хромосомный набор- кариотип
3) в основе эволюционной теории Ч.Дарвина лежит представление о виде
4) мул – гибрид лошади и осла способен может давать потомство
А 30. Какое из перечисленных животных является гибридом:
сайгак 2) мул 3) буйвол 4) джейран
31. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и (выберите несколько верных ответов)
А) майскими жуками, Б) черемухой, В) грибами, Г) шиповником, Д) орешником, Е) мышами
32. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и (выберите несколько верных ответов)
А) черемухой, , Б) майскими жуками, В) грибами, Г) шиповником, Д) мышами Е) орешником
33 Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции
А) сохранение темных бабочек в результате отбора
Б) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
В) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
Г) уничтожение светлых бабочек птицами
Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
Пояснение: 1 – размножение особей с полезными изменениями, 2 – сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, 3 – борьба за существование, 4 – появление в популяции разнообразных наследственных изменений, 5 – формирование приспособленности к среде обитания.
34 Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции
А) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
Б) сохранение темных бабочек в результате отбора
В) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
Г) уничтожение светлых бабочек птицами
Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
Пояснение: 1 – размножение особей с полезными изменениями, 2 – сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, 3 – борьба за существование, 4 – появление в популяции разнообразных наследственных изменений, 5 – формирование приспособленности к среде обитания.
36. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
А) большие крылья у стрекозы
Б) живорождение у млекопитающих
В) наличие костного панциря у черепах
Г) длинные ноги у кузнечика
Д) отсутствие нервной системы у рака-паразита – саккулины
Е) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест
INCLUDETEXT F:\Ege\Baza\Biologia\BIOLOGIA\11_04\023151.doc \* MERGEFORMAT
37.Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
А) класс Насекомые
Б) вид Капустная белянка
В) отряд Чешуекрылые
Г) тип Членистоногие
Д) семейство Белянки
Е) род Огородные белянки
38. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
А) отряд Чешуекрылые
Б) вид Капустная белянка
В) класс Насекомые
Г) тип Членистоногие
Д) род Огородные белянки
Е) семейство Белянки

39. INCLUDETEXT F:\Ege\Baza\Biologia\BIOLOGIA\11_06\073902.doc \* MERGEFORMAT Установите последовательность этапов географического видообразования.
А) возникновение изоляции между популяциями одного вида
Б) расширение или расчленение ареала вида
В) появление мутаций в популяциях
Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
Д) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида

INCLUDETEXT F:\Ege\Baza\Biologia\BIOLOGIA\11_06\073902.doc \* MERGEFORMAT
40. Установите последовательность этапов географического видообразования.
А) возникновение изоляции между популяциями одного вида
Б) расширение или расчленение ареала вида
В) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида
Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
Д) появление мутаций в популяциях
41. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции
Приспособления Направления эволюции
возникновение покровительственной окраски
возникновение редукции пальцев на ногах копытных
возникновение полового размножения
возникновение шерсти млекопитающих
возникновение плотной кутикулы на листьях растений
возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений А) Ароморфоз
Б) Идиоадаптация
1 2 3 4 5 6
42. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции
Приспособления Направления эволюции
1. возникновение покровительственной окраски
2. возникновение шерсти млекопитающих
3. возникновение полового размножения
4. возникновение редукции пальцев на ногах копытных
5. возникновение плотной кутикулы на листьях растений
6. возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений А) Ароморфоз
Б) Идиоадаптация
1 2 3 4 5 6
43 Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Приспособленность организма к окружающей среде
Б) Геохимическое преобразование биосферы
В) Возникновение новых форм антибиотиков
Г) Вымирание видов, не приспособленных к условиям среды
Д) Возникновение наций
Е) Возникновение письменности
44 Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Возникновение письменности
Б) Возникновение наций
В) Возникновение новых форм антибиотиков
Г) Вымирание видов, не приспособленных к условиям среды
Д) Геохимическое преобразование биосферы
Е) Приспособленность организма к окружающей среде
45. Выберите элементарные эволюционные факторы. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Модификационная изменчивость
Б) Естественный отбор
В) Мутации
Г) Паразитизм
Д) Миграции
Е) Изоляция
46. Выберите элементарные эволюционные факторы. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Мутации
Б) Миграции
В) Модификационная изменчивость
Г) Паразитизм
Д) Естественный отбор
Е) Изоляция
47.Выбиерите три события, иллюстрирующие процесс биологической эволюции, происходящей на наших глазах. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Появление новых видов жужелиц.
Б) Появление тараканов, не чувствительных к ядам, которыми их травят
В) Возникновение отпугивающей окраски у некоторых мух
Г) Возникновение бактерий, устойчивых к антибиотикам
Д) Возникновение новых форм гриппа
Е) Возникновение географической изоляции между двумя популяциями воробьев
48.Выбиерите три события, иллюстрирующие процесс биологической эволюции, происходящей на наших глазах. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Возникновение новых форм гриппа
Б) Появление тараканов, не чувствительных к ядам, которыми их травят
В) Возникновение бактерий, устойчивых к антибиотикам
Г) Возникновение отпугивающей окраски у некоторых мух
Д) Появление новых видов жужелиц.
Е) Возникновение географической изоляции между двумя популяциями воробьев
49. Укажите положения дарвиновской теории эволюции. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Организму присуще внутреннее стремление к прогрессу
Б) Приобретенные полезные признаки наследуются
В) Организмы размножаются в геометрической прогрессии
Г) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости
Д)В природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
Е)Эволюционный процесс подразделяется на микро- и макроэволюцию
50. Укажите положения дарвиновской теории эволюции. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Приобретенные полезные признаки наследуются
Б) Организму присуще внутреннее стремление к прогрессу
В) Эволюционный процесс подразделяется на микро- и макроэволюцию
Г) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости
Д)В природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
Е) Организмы размножаются в геометрической прогрессии
51.Соотнесите эволюционные идеи со взглядами Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка
Эволюционные идеи Авторы
1. Приспособленность организмов возникает в результате естественного отбора
2. Внешняя среда вызывает в организмах только полезные изменения
3. Индивидуальные различия между организмами объясняются неопределенной изменчивостью
4. Если у собак определенной породы все время купировать (отрезать) хвосты, то их щенки будут рождаться бесхвостыми
5. Дети талантливого музыканта обязательно станут талантливыми музыкантами
6. Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся признаки
А) Ж.Б.Ламарк
Б) Ч.Дарвин
1 2 3 4 5 6
52.Соотнесите эволюционные идеи со взглядами Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка
Эволюционные идеи Авторы
1. Приспособленность организмов возникает в результате естественного отбора
2. Внешняя среда вызывает в организмах только полезные изменения
3. Индивидуальные различия между организмами объясняются неопределенной изменчивостью
4. Если у собак определенной породы все время купировать (отрезать) хвосты, то их щенки будут рождаться бесхвостыми
5. Дети талантливого музыканта обязательно станут талантливыми музыкантами
6. Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся признаки
А) Ч.Дарвин
Б)Ж.Б.Ламарк
1 2 3 4 5 6
53. Из предложенных утверждений выберите правильные. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Окраска шерсти белого медведя – покровительственная
Б)Окраска жирафа – угрожающая
В) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии.
Г)Форма тела леща является маскировкой под корягу
Д)Яркая окраска божьей коровки предупреждает птицу о том, что насекомое ядовито
Е)Чередование темных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных
54. Из предложенных утверждений выберите правильные. Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
А) Чередование темных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных
Б) Яркая окраска божьей коровки предупреждает птицу о том, что насекомое ядовито
В) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии.
Г)Форма тела леща является маскировкой под корягу
Д) )Окраска жирафа – угрожающая
Е) Окраска шерсти белого медведя – покровительственная
55. Соотнесите направления эволюции и их направления
Признаки Направления
А). Переход к паразитическому образу жизни
Б) Сокращение ареала
В) Уменьшение численности видов
Г). Утрата пищеварительной системы у ленточных червей
Д) Исчезновение древовидных плаунов
Е). Атрофия корней и листьев у повилики
1) Биологический регресс
2)Общая дегенерация
А Б В Г Д Е
56. Соотнесите направления эволюции и их направления
Признаки Направления
А). Уменьшение численности видов
Б) Исчезновение древовидных плаунов
В) Переход к паразитическому образу жизни
Г). Утрата пищеварительной системы у ленточных червей
Д) ) Сокращение ареала
Е). Атрофия корней и листьев у повилики
1) Биологический регресс
2)Общая дегенерация
А Б В Г Д Е
57. Какие из перечисленных признаков обеспечили черепахам приспособленность к жизни на суше?
1.Развитие зародышевых оболочек яйца
2.Появление двух кругов кровообращения
3. Внутреннее оплодотворение
4. Роговые образования кожи – чешуи, щитки
5. Четырехкамерное сердце с полной перегородкой
6. Трехкамерное сердце без перегородки
58. Какие из перечисленных признаков обеспечили черепахам приспособленность к жизни на суше?
1. Внутреннее оплодотворение
2.Появление двух кругов кровообращения
3. Развитие зародышевых оболочек яйца
4. Роговые образования кожи – чешуи, щитки
5. Четырехкамерное сердце с полной перегородкой
6. Трехкамерное сердце без перегородки
59. Какие из указанных критериев являются критериями вида?
1) генетический
2)биоценотический
3)клеточный
4)популяционный
5)географический
6)морфологический
60. Какие из указанных критериев НЕ являются критериями вида?
1) генетический
2)биоценотический
3)клеточный
4)популяционный
5)географический
6)морфологический
Задание С
61. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
62. Муха - осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
63. Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте?
64. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
65. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции
66. Объясните, почему расчленение ареала вида географическими преградами может привести к образованию нового вида. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
67. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу?
Ответ обоснуйте.
68. В чём заключаются основные различия между теориями Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина?
69. Назовите факторы микроэволюции согласно синтетической теории эволюции, которые не направляют эволюционный процесс и дайте их характеристику:
70. Назовите факторы, обеспечивающие высокую гетерозиготность в природных популяциях?
71. Какие представления Ламарка об эволюции органического мира являются ошибочными и почему?
72. Какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами?
73. Почему разные популяции одного вида отличаются по частоте генов? К чему приведёт изменение частоты генов, вызванные теми или иными факторами внешней среды?
74. В чём недостатки гигантизма? А в чём его преимущества?
75. Почему популяции в настоящее время считают элементарными эволюционными единицами?

76. В чём заключается эволюционная роль мутаций?
77. Как вы понимаете выражение: «Мутационный процесс – источник резерва наследственной изменчивости в популяции»?
78. Чем отличается движущий отбор от стабилизирующего?
79. В чём заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов?
80. Какие эволюционные приобретения папоротников и мхов позволили им лучше приспособиться к жизни на суше. Чем это могли сделать псилофиты?
81. Почему первые живые организмы могли быть гетеротрофными, и с чем была связана необходимость появления автотрофных организмов?
82. Какие трудности должны возникнуть у растений, осваивающих переход из водной в наземно-воздушную среду обитания? Как эти трудности могут быть преодолены?
83. Как назывались первые наземные растения, и какие отличительные особенности они имели?
84. Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся, и какое они имели значение?
85. Какие эволюционные приобретения позволили покрытосеменным растениям получить преимущества перед голосеменными растениями?
86. Предположим, что конкретный биологический вид существует в пределах очень обширного ареала. Можно ли с уверенностью утверждать, что он находится в состоянии биологического прогресса? Почему?
87. Какие этапы возникновения жизни (до появления простейших клеток) на Земле выделил А.И. Опарин?
88. В чём заключается отличие ароморфоза от идиоадаптации?
89. Объясните, каков механизм возникновения приспособленности на конкретном примере?
90. Почему современные человекообразные обезьяны в процессе своего исторического развития не превратились в человека?
Ответы к разделу «Вид»
№ п/п А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 14 А15
ответ 4 1 2 3 3 1 2 4 1 1 1 3 2 3 1

№ п/п А16 А17 А18 А19 А20 А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27 А28 А29 А30
ответ 2 4 4 4 4 3 2 4 4 2 4 4 2 4 2
Ответы на тесты к разделу «Вид». Часть В
31. БГД
32 . АГЕ
33. БГАВД
34. АГБВД
35. АВГ
36. АВГ
37. БЕДВАГ
38. БДЕАВГ
39. БАВГД
40. БАДГВ
41. ББААББ
42. БААБББ
43. АБГ
44. ГДЕ
45. БВЕ
46. АДЕ
47. БГД
48. АБВ
49. ВДЕ
50. ВДЕ
51. БАБАА(Б?)
52. АБАББ (А?)
53.АВД
54. БВЕ
55. 211212
56.112212
57. 146
58. 346
59.156
60. 234
Часть С
61.Элементы ответа:
1) внутреннее оплодотворение;
2) большой запас питательных веществ в яйце;
3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.
62. Элементы ответа:
1) тип приспособленности — мимикрия, подражание окраски и формы тела
незащищенного животного защищённому;
2) сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным;
3) муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.
63. Элементы ответа:
1) географический критерий — ареал;
2) экологический критерий — особенности питания, изменение активности в течение суток;
3) физиологический критерий — число детенышей в помете
64. Элементы ответа:
1) люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом;
2) от межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости
способны к воспроизводству;
3) люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток,
процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.
65. Элементы ответа;
1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
66. Элементы ответа:
1) расчленение ареала вида приведет к полной изоляции популяции и разделению единого генофонда на изолированные части.
2) вследствие мутации и различного направления естественного отбора произойдут изменения генофондов популяций, сопровождающиеся изменением признаков и свойств
Организмов.
3) в результате может возникнуть репродуктивная изоляция, и образуются два новых вида
67. Элементы ответа:
1) появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от
испарения;
2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) появление механической ткани, выполняющей опорную функцию;
4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве
68. Элементы ответа:
1) Ламарк считал, что приобретенные признаки наследуются, что наследуемые изменения всегда полезны, а влияние внешней среды, вызывающее это изменение, всегда положительно.
2) Эволюционное учение Дарвина опровергло эти положения теории Ламарка. Приобретенные в течение жизни признаки не наследуются, наследственными могут быть как полезные, так и вредные и безразличные мутации, а влияние внешней среды на организмы может быть как положительным, так и отрицательным.
69. Элементы ответа:
1) Мутации - скачкообразное изменение генотипа организма, приводящее к изменению признаков.
2) Популяционные волны - колебания численности особей природных популяций.
3) Изоляция - возникновение барьеров, ограничивающих панмиксию.
70. Элементы ответа:
1) мутационный процесс
2) комбинативная изменчивость,
3) избирательное преимущество гетерозигот.
71. Элементы ответа:
1) Идея внутреннего стремления к самосовершенствованию. Такое стремление следовало тогда бы признать и у амёбы, инфузории.
2) Закон наследования приобретенных признаков. Признаки, возникшие у данной особи в результате взаимодействия с внешней средой, являются проявлением модификационной, ненаследственной изменчивости.
3) Отрицание реальности вида. Существует целый комплекс критериев вида, которые ныне используются учёными.
72. Элементы ответа:
1) Не совпадение сроков размножения и мест обитания.
2) У разных видов животных разные ритуалы «ухаживания» и различия в строении половых органов.
3) Нежизнеспособность и стерильность гибридов.
73. Элементы ответа:
1) В популяциях ряд процессов приводит к ненаправленному случайному изменению частоты генов. Их генетической структуры.
2) Это миграции, природные катастрофы, волны численности и изоляции.
3) Эти факторы служат основой возникновения различий между популяциями и в дальнейшем обуславливают преобразование их в новые виды.
74. Элементы ответа:
1) Очень крупные животные потребляют огромное количество корма, хорошо заметны для хищника, часто бывают, неповоротливы и малоподвижны, им трудно найти укрытия, при высоких температурах среды им трудно освободиться от избытка тепла.
2) В то же время они могут постоять за себя, поскольку достаточно сильны; у них мало естественных врагов; продолжительность их жизни достаточно велика; им легче найти особь своего вида в период размножения.
75. Элементы ответа:
1) Именно в популяциях происходит возникновение и распространение мутаций, благодаря свободному скрещиванию.
2) В популяциях происходит борьба за существование и естественный отбор.
3) Именно в популяциях действуют факторы эволюции, приводящие к возникновению новых видов.
76. Элементы ответа:
1) Мутационный процесс – постоянно действующий источник наследственной изменчивости. Природные популяции насыщены различными мутациями.
2) Благодаря комбинативной изменчивости мутации широко распространяются в популяциях и являются источником резерва наследственной изменчивости в ней.
3) Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, они создают основу для действия естественного отбора.
77. Элементы ответа:
1) Большинство мутаций в данных конкретных условиях оказываются вредными и в гомозиготном состоянии снижают жизнеспособность особей.
2) Различные мутации сохраняются и накапливаются в популяциях благодаря отбору в пользу гетерозигот, являясь резервом наследственной изменчивости.
3) Мутации вредные в одних условиях, могут повышать жизнеспособность в других условиях среды.
78. Элементы ответа:
1) Движущий отбор действует при изменении условий среды. А не в постоянных в отличие от стабилизирующего.
2) Движущий отбор приводит к сдвигу среднего значения признака, а не к его сохранению, как при стабилизирующем отборе.
3) Движущий отбор приводит к изменению признака, а не сохранению его в отличие от стабилизирующего отбора.
79. Элементы ответа:
1) Приспособления представляют результат отбора случайных наследственных изменений, повышающих жизнеспособность в конкретных условиях.
2) Ни один из приспособительных признаков не обеспечивает абсолютной безопасности для их обладателей.
3) Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.
80. Элементы ответа:
1) Появление настоящих листьев и корней (у папоротников)
2) Дальнейшее развитие покровной, проводящей, механической тканей.
3) Совершенствование процессов размножения на суше.
81. Элементы ответа:
1) Первые живые организмы могли быть гетеротрофами, поскольку в водах Мирового океана, вероятно, содержалось большое количество готовых, синтезируемых небиологическим путём органических веществ. Они могли служить пищей для первых гетеротрофных организмов.
2) Появление первых автотрофных организмов могло быть связано с истощением первоначальных запасов органических веществ в водах Мирового океана.
3) Этим, вероятно, определялась необходимость искать новый способ добывания органики.
82. Элементы ответа:
1) Тело наземного растения не окружено водой со всех сторон, поэтому жидкость не может поступать внутрь через всю поверхность. Поэтому появляется корневая и проводящая системы.
2) Выталкивающая сила воды поддерживает тело водного растения в вертикальном положении. С этой целью приходится использовать «скелет» - совокупность механических тканей.
3) Необходимо сократить потерю жидкости с поверхности тела, защитить его от ожогов и иссушающего действия солнечных лучей. Для этого нужна покровная ткань.
83. Элементы ответа:
1) В силуре появляются первые наземные растения – псилофиты.
2) Они уже имели проводящую систему, первые слабо дифференцированные ткани.
3) Они могли укрепляться в почве с помощью ризоидов, хотя настоящие корни отсутствовали.
84. Элементы ответа:
1) Внутреннее оплодотворение и накопление желтка в яйцеклетке сделали возможным размножение на суше.
2) Ороговение кожи и более сложное строение почки способствовали резкому уменьшению потерь воды организмом и широкому расселению.
3) Грудная клетка обеспечила более эффективный тип дыхания – всасывающий.
85. Элементы ответа:
1) Появление цветка повысило эффективность опыления разными способами.
2) Появление плода позволяет защитить семяпочку внутри завязи, а так же семена.
3) Двойное оплодотворение способствует образованию не только зиготы, но и эндосперма.
86. Элементы ответа:
1) У биологического вида, традиционно существующего в пределах обширного ареала, может неуклонно сокращаться численность особей.
2) Такое, например, происходит у многих видов хищных птиц (сокол-сапсан, скопа и др.)
3) Очевидно, что такой вид находится не в состоянии биологического прогресса, а в состоянии биологического регресса.
77. Элементы ответа:
1) Синтез простых органических соединений из неорганических (мономеров).
2) Возникновение сложных органических соединений – полимеров (белков и нуклеиновых кислот).
3) Образование обособленных агрегатов (комочков) органических веществ в виде коацерватов.
88. Элементы ответа:
1) Ароморфоз наблюдается при переходе организма в более неоднородную (усложнённую) среду обитания, а идиоадаптация в новую среду, но равноценную исходной.
2) При ароморфозе происходит принципиальное повышение общего уровня организации, а при идиоадаптации общий уровень организации не изменяется.
3) При ароморфозе новые признаки имеют широкое (общее) приспособительное значение, а при идиоадаптации новые признаки являются частными приспособлениями к конкретным условиям среды обитания.
89. Элементы ответа:
1) Предки данных особей могли быть с другим признаком.
2) Популяции этих организмов были неоднородны по данному признаку в связи с постоянно возникающими мутациями.
3) В борьбе за существование и под действием естественного отбора выживали и оставляли потомство преимущественно особи с данным признаком.
90. Элементы ответа:
1) Современные человекообразные обезьяны и человек, вероятно, имели общего предка (дриопитека)
2) Однако, в дальнейшем они эволюционировали в разных направлениях, поскольку адаптировались к разным комплексам природных условий.
3) Эта эволюция сопровождалась процессом дивергенции, приводящим к накоплению различий между обезьянами и человеком. Поэтому ожидать превращения в человека недавних предков современных человекообразных обезьян было бы весьма наивно.
Тесты к разделу ЭКОСИСТЕМА
Часть А
1. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
А) оптимальным;
Б) экологическим;
В) минимальным;
Г) ограничивающим
2. Понятие о лимитирующих факторах было введено:
А) В.И. Вернадским;
Б) Ю. Либихом;
В) Э. Геккелем;
Г) К. Тимирязевым
3. Наибольшая амплитуда изменчивости температуры характерна для:
А) наземно-воздушной среды;
Б) океана;
В) пресных вод;
Г) почвы
4. Биологическое самоочищение водоемов является результатом деятельности разнообразных организмов, питание которых основано на:
А) фильтрации;
Б) фотосинтезе;
В) хищничестве;
Г) паразитизме
5. Конкуренция между организмами возникает, если они:
А) живут на одной территории;
Б) используют один и тот же ресурс, который имеется в ограниченном количестве;
В) потребляют сходную пищу, в которой нет недостатка;
Г) используют разные ресурсы
6. Продуцентами не являются:
А) растения;
Б) цианобактерии;
В) зеленые и пурпурные серобактерии;
Г) грибы
7. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:
А) 1 %;
Б) 10 %;
В) 90 %;
Г) 100 %
8. Смена одного биогеоценоза другим называется:
А) гомеостазом;
Б) сукцессией;
В) саморегуляцией;
Г) кооперацией
9. Стабильность, устойчивость биоценозов определяется главным образом:
А) достаточным количеством света;
Б) большим видовым разнообразием, формирующим сложные сети питания;
В) большой численность особей популяции;
Г) достаточным количеством воды.
10. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением деятельности человека, называют:
А) абиотическими факторами;
Б) природными условиями;
В) окружающей средой;
Г) антропогенными условиями
11. Главным ограничивающим фактором в экосистеме тундр является:
А) недостаток влаги;
Б) бедность почв;
В) недостаток тепла;
Г) сильная солнечная радиация
12. Биотические отношения, при которых одни организмы живут за счет особей другого вида, называют:
А) паразитизмом;
Б) мутуализмом;
В) симбиозом;
Г) хищничеством
13. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой поддерживается круговорот веществ, называется:
А) биоценозом;
Б) экотопом;
В) экосистемой;
Г) биотопом
14. К гетеротрофам не относятся:
А) паразиты;
Б) сапротрофы;
В) консументы;
Г) продуценты
15. Отдельные звенья цепей питания называют:
А) трофическими уровнями;
Б) трофическими факторами;
Г) пищевыми базами;
Г) пищевыми секторами
16. Из перечисленных ниже сообществ наибольшим многообразием форм жизни характеризуется:
А) тундра;
Б) тайга;
В) полупустыня;
Г) смешанный лес
17. Всю массу живых организмов всех видов В.И. Вернадский называл:
А) органическим веществом;
Б) живым веществом;
В) некосным веществом;
Г) биокосным веществом
18. Верхние границы распространения жизни ограничены высотой в:
А) 5 км;
Б) 10 км;
В) 20 км;
Г) 40 км19. К гетеротрофным организмам относятся:
А) животные;
Б) мхи;
В) водоросли;
Г) цианеи
20. Правильно составленная цепь питания – это:
А) нектар – скворец – коршун – бабочка;
Б) нектар – бабочка – скворец – коршун;
А) бабочка – скворец – нектар – коршун;
Г) коршун – скворец – бабочка – нектар
21. Продуценты осуществляют:
А) разложение органических остатков;
Б) использование готовых органических веществ;
В) синтез органических веществ;
Г) использование и разложение органических веществ
22. Примером симбиоза являются:
А) бактерии в толстом кишечнике человека;
Б) малярийный плазмодий в крови человека;
В) львы и гиены;
Г) аскарида и человек
23. К агроценозам относят:
А) лес;
Б) болото;
В) реку;
Г) огород
24. Сигналом к сезонным изменениям для растений и животных является:
А) температура;
Б) количество пищи;
В) длина дня;
Г) влажность
25. Компоненты экосистемы, использующие готовые органические вещества, называются:
А) консументами;
Б) редуцентами;
В) продуцентами;
В) симбионтами
26. Основателем учения о биосфере является:
А) В. Докучаев;
Б) В. Вернадский;
В) Ю. Либих;
Г) Э. Геккель
27. Биоценозом называют:
А) совокупность организмов и среды обитания, связанных круговоротом веществ;
Б) группу совместно живущих организмов одного вида;
В) совокупность совместно живущих организмов, принадлежащих к разным видам;
Г) комплекс ландшафта и почвенно-климатических условий данного местообитания
28. Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют:
А) экстремальным условием;
Б) экологическим фактором;
В) местом обитания;
Г) экологическим ресурсом
29. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:
А) лопуха большого;
Б) одуванчика лекарственного;
В) рябины обыкновенной;
Г) дуба черешчатого
30. Экологическая группа – планктон объединяет организмы:
А) пассивно плавающие и переносимые морскими течениями;
Б) обитающие на дне водоема;
В) способные передвигаться вплавь на значительные расстояния за счет мускульных усилий;
Г) обитающие в зоне пленки поверхностного натяжения
Часть В
31.К абиотическим факторам относятся:
влажность
симбиоз
сила ветра
наличие определенных течений в океане
паразитизм
хищничество
32К теплокровным животным относятся:
1)жаба
2)воробей
пингвин
морж
варан
акула
33.Растения-ксерофиты могут обладать следующимиприспособительными особенностями:
наличие поверхностной корневой системы
наличие глубоко распространяющейся корневой системы
узкие жесткие листья
очень крупные листья
толстые мясистые стебли
цветение в течение длительного летнего периода
34. Популяция — это группа особей, для которой характерны следующие признаки:
принадлежность к разным видам
проживание длительное время на одной и той же территории
принадлежность к одной пищевой цепи
способность к свободному скрещиванию
одинаковый возраст
принадлежность к одному виду
35. Мутуалистическими являются следующие взаимоотношения:
носорог и воловьи птицы
заяц и медведь
подберезовик и береза
молочнокислые бактерии и человек
росянка и насекомые
вирус гриппа и человек
36. К биотическим факторам относятся:
хищничество
паразитизм
3)соленость минеральный состав почвы
появление плесени на пищевых продуктах
теплое течение у берегов океана
37.В соответствии с учением В.И. Вернадского в биосфере живое вещество выполняет следующие функции:
газовую
разрушающую
окислительно-восстановительную
концентрационную
выделительную
созидательную

38. Для биогеохимического круговорота веществ не характерно:
высвобождение биогенных элементов в результате минерализации отмершей биомассы
миграция биогенных элементов по пищевым цепям с неограниченным числом трофических уровней
накопление химических элементов в организмах
4)перемещение некоторых элементов из организмов вбиосферу
отсутствие связи с процессом фотосинтеза
независимость от жизнедеятельности бактерий
39. Эффективные меры по сохранению окружающей среды для будущих поколений включают:
создание и выполнение законов по охране окружающей среды
отказ от питания животной пищей
неиспользование природных материалов в промышленности
создание менее энергоемких технологий
создание безотходного и малоотходного производства
6)отказ от жизни в городах
40. Какие факторы среды, действующие на популяцию, не зависят от ее исходной плотности:
загрязнение экскрементами водных источников
повышенное выпадение осадков
инфекционные болезни
внутривидовая конкуренция
стихийные бедствия
среднесуточная температура воздуха
41. Согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого из последующих уровней уменьшается приблизительно в 10 раз, потому что часть энергии, передающейся с одного трофического уровня на другой:
расходуется в процессе дыхания
выделяется с отходами из организма
поступает от Солнца
используется на построение новых тканей
превращается в теплоту
поглощается другими организмами той же экосистемы
42. К условиям, необходимым для существования любых живых организмов, относятся:
наличие молекулярного кислорода в атмосфере
наличие воды
температура выше 0°С
присутствие биогенных химических элементов
температура ниже 200°С
освещенность
43. Для круговорота кислорода в природе характерныследующие особенности:
время круговорота около 2 тыс. лет
время круговорота около 100 лет
основные поставщики в атмосферу —- зеленые растения
основные поставщики в атмосферу — бактерии-хемосинтетики
основное количество потребляется в процессе дыхания
основное количество потребляется в процессе фотосинтеза
44. К концентрационной функции живого веществаотносятся следующие процессы:
выделение аммиака при гниении
отложение на поверхности клеток серобактерий молекулярной серы
образование органического вещества при фотосинтезе
выделение кислорода при фотосинтезе
азотофиксация
6)синтез белка
45. К отрицательным воздействиям человека на биосферу относятся следующие:
проведение посадок леса
организация заповедников
вырубка леса на больших площадях
применение хлорорганических пестицидов
организация отстойников при заводах
зарегулирование водостоков
46. Биогеоценозы характеризуются:
1) сложными пищевыми цепями
2) простыми пищевыми цепями
3) отсутствием видового разнообразия
4) наличием естественного отбора
5) зависимостью от деятельности человека
6) устойчивым состоянием
47. Агроценоз в отличие от биоценоза, характеризуется:
1) короткими цепями питания
2) разветвлёнными цепями питания
3) незамкнутым круговоротом веществ
4) преобладанием монокультур
5) замкнутым круговоротом веществ
6) большим видовым разнообразием
48.Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
1) белок
2) лисиц
3) ласок
4) дроздов
5) паразитов
6) кротов
49. Установите соответствие между биотическими факторами и организмами
Организмы Вид биотического фактора
А) аскарида и человек 1) симбиоз
Б) клубеньковые бактерии и люпин 2) паразитизм
В) подберёзовик и берёза
Г) малярийный плазмодий и человек
Д) лишайник

50. Установите соответствие между частью светового спектра и его действием:
Действие Часть спектра
А) синтез витамина Д в организме человека 1) УФ – излучение
Б) нагревание земной поверхности 2) видимый свет
Г) мутагенное действие 3) инфракрасное излучение
Д) усиление процесса транспирации у растений
А Б В Г Д
51.Укажите соответствие между организмом и его положением в цепи питания
Организм Положение в цепи питания
А) клещ 1) Первичный продуцент
Б) серные бактерии 2) Консумент
В) плесневые грибы 3) Редуцент
Г) клён
Д) корова
А Б В Г Д
52.Соотнесите явления окружающей среды с категорией классификации экологических факторов:
Явление окружающей среды Тип экологических факторов
А) глистные инвазии у рогатого скота 1) биологический
Б) нефть в океане 2) антропогенный
В) пылевые бури 3) абиотический
Г) ДДТ во льдах Арктики
Д) конкуренция между разными видами
грызунов, обитающих на одной и той же
территории
53.Соотнесите тип антропогенного воздействия на окружающую среду с определенным процессом:
Процесс Тип антропогенного воздействия
А) отстрел диких животных 1) положительное
Б) создание заказников 2) отрицательное
В) восстановление растительности на
разработках горных пород
Г) загрязнение литосферы
А Б В Г Д
54.Соотнесите тип взаимодействия между организмами с его свойствами:
Свойство Тип взаимодействия
А) один организм обитает в теле другого 1) хищничество
Б) всегда влечет за собой гибель одного 2) паразитизм
из организмов
В) в большинстве случаев не влечет за
собой гибель одного из организмов
Г) реализуется при взаимодействии
вируса гриппа и человека
Д) реализуется при взаимодействии
рыси и зайца
55.Установите соответствие между организмом и группой, к которой он относится:
Организм Группа
А) кролик 1) холоднокровные
Б) питон 2) теплокровные
В) журавль
Г) камбала
Д) касатка
А Б В Г Д
56.Укажите соответствие между типом вещества и примером:
Пример Тип вещества
А) каменный уголь 1) живое
Б) магматические горные породы 2) биогенное
В) акула 3) косное
Г) сосна
Д) известняк
А Б В Г Д
57.Укажите соответствие между организмом и группой, которой он принадлежит:
Организм Группа
А) лев 1) первичный продуцент
Б) овес 2) консумент первого порядка
В) лошадь 3) консумент второго порядка
Г) баобаб
Д) цапля
А Б В Г Д
58.Установите последовательность процессов, происходящих при формировании экосистемы на ранее лишенных жизни горных породах:
А) формирование травянистого покрова
Б) появление сине-зеленых водорослей и накипных лишайников
В) появление мхов и кустистых лишайников
Г) появление кустарников и полукустарников
Д) растворение скальных пород органическими кислотами, выделяемыми накипными лишайниками
Е) появление первых деревьев
59.Установите последовательность отдельных трофических звеньев в цепи питания:
А) мелкие рыбы
Б) планктон
В) тюлень
Г) белый медведь
Д) мелкие ракообразные
Е) хищные рыбы
60.Установите последовательность событий, происходящих в трофической цепи, начиная с возникновения благоприятных для размножения растений условий:
А) увеличение биомассы растений
Б) увеличение численности хищников
В) возникновение благоприятных для растений погодных условий
Г) падение численности хищников
Д) увеличение численности травоядных животных
Е) уменьшение численности травоядных животных
ОТВЕТЫ тестов к разделу «Экосистемы»
Часть А
вопрос ответ
1 Г
2 Б
3 А
4 А
5 Б
6 Г
7 Б
8 Б
9 Б
10 Г
11 В
12 А
13 В
14 Г
15 А
16 Г
17 Б
18 В
19 А
20 Б
21 В
22 А
23 Г
24 В
25 А
26 Б
27 В
28 Б
29 Б
30 А
Часть В
31. Ответ: 134.
32. Ответ:: 234.
33. Ответ:: 235.
34. Ответ: 346.
35. Ответ: 134.
36. Ответ: 124.
37. Ответ:134.
38. Ответ:234.
39. Ответ: 145.
40. Ответ: 256.
41. Ответ:125.
42. Ответ: 245.
43. Ответ: 135.
44. Ответ: 235.
45. Ответ:346.
46. Ответ:146.
47. Ответ:134.
48. Ответ: 235.
49. Ответ:21121.
50. Ответ:13213.
51. Ответ:21312.
52. Ответ:12321
53. Ответ: 21112.
54. Ответ:21221.
55. Ответ:21212.
56. Ответ: 23112
57. Ответ: 31213.
58. Ответ: БДГАГЕ.
59. Ответ: БДАЕВГ
60. Ответ: ВАДБ
Лабораторная работа № 1
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование:6шт. гербарные образцы растений,6шт. комнатные растения,4 шт.чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Таблица 1 *
Название
вида Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания В чём выражается относительность
приспособленности
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
114300-1905
Лабораторная работа № 2
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».
Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
Оборудование: таблица и рисунки
Ход работы.
Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.
Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?
Практическая работа № 1
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.
Ход работы.
Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
Заполнить таблицу:
Теории и гипотезы Сущность теории или гипотезы Доказательства
3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?
«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
1. Креационизм.
Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.
Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, существуют разногласия.
Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.
Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.
2. Теория стационарного состояния.
Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.
Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.
Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.
3. Теория панспермии.
Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.
Согласно гипотезе панспермии жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса.
Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю.
Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелевской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:
• универсальности генетического кода;
• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сейчас на планете крайне редко.
Но если жизнь возникла не на Земле, то как она возникла вне ее?
4. Физические гипотезы.
В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.
Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.
В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного вещества, которое больше не повторилось.
Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.
5. Химические гипотезы.
Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.
• У истоков истории химических гипотез стояли воззрения Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под действием химических и физических причин появились соединения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появилась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.
• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни.
• Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.
• В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в метеоритах — углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.
Практическая работа № 2
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Цель: познакомить с различными гипотезами происхождения человека.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.
2.Заполнить таблицу:
Ф.И.О. ученого или философа Годы жизни Представления о происхождении человека
Анаксимандр Аристотель К.Линней И.Кант А.Н.Радищев А.Каверзнев Ж.Б.Робине Ж.Б.Ламарк. Ч.Дарвин. 3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?
Лабораторная работа № 3
«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Цель:
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
Вывод: что отражают правила экологических пирамид?
Практическая работа № 4
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.
Оборудование: аквариум
Ход работы.
Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
Составьте пищевые цепи в аквариуме.
Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
падают прямые солнечные лучи;
в аквариуме обитает большое количество рыб.
5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
Практическая работа № 3
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.
2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки сравнения Способы регуляции Видовое разнообразие Плотность видовых популяций Источники энергии и их использование Продуктивность Круговорот веществ и энергии Способность выдерживать изменения среды 3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
практическая работа № 5
«Решение экологических задач»
Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.
Ход работы.
Решение задач.
Задача №1.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Задача №2.
На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите численность и плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника;
в) через 15 лет после создания заповедника.
Задача №3
Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).
Решение:
Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)
В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода
В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.
44/1 100 000 000 000 = 12/Х;
Х = 1 100 000 000 000*12/44;
Х = 300 000 000 000 тонн
В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.
Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.
Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год
Х = 300 лет.
Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.
Практическая работа № 6
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.
Ход работы.
Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы.
Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.
Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Рис.1 Карта-схема территории рек Плотва и
Холок после 1977 года.

Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и
Холок до 1977 года.

Лабораторная работа № 4
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения»
Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.
Ход работы.
Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357.
Заполнить таблицу:
Экологические проблемы Причины Пути решения экологических проблем
3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008. -368с.
Методические пособия и дополнительная литература:
1.Биология.11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.-2-е изд, стереотип/автор-составитель Т.И.Чайка.-Волгоград:Учитель,2008.-271с.
2.Петин, А.Н.Экология Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-11 классов/ А.Н.Петин, Л.Л. Новых.– М.: Издательство МГУ, 2002.
3.Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В Бинас, Р.Д.Маш, А.И. Никишов и другие .- М.: Просвещение, 1990.
4.Мансурова, С.Е.Здоровье человека и окружающая среда / С.Е.Мансурова, О.А. Шклярова.- СПб.: «Виктория», 2006;
5.Литвинова, Л.С. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы /Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко. – М.:5 за знания, 2007.- 208 с.
6.Бондарук, М.М. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина.- Волгоград: Учитель, 2008.- 167 с.
7.Вахромеева, Ф.Г. Растения Красной книги СССР: Береги природу! / Ф.Г.Вахромеева, В.Н.Павлов. - М.:Педагогика,1990.-240с
8.Онищенко, А.В. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов / А.В. Онищенко.- СПб, ООО «Виктория плюс»,2010.-128с.
9.Мамонтов, С.Г. Биология: учебное пособие/ С.Г.Мамонтов,- 10-е изд., испр.- М.: Дрофа,2008.-534,[1]с.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Оборудование и приборы, используемые в учебном процессе
Темы лабораторных и
практических работ Необходимый минимум
(в расчете 1 комплект на 2 чел.)
Выявление изменчивости у особей одного вида
гербарии, коллекции растений
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме Раздаточный материал с изображением растений, животных, бактерий, грибов
Описание особей вида по морфологическому критерию
два вида дикорастущих растений или гербарии дикорастущих растений
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Текст учебника и дополнительной литературы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания. коллекции семян, коллекция растений
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Гербарий растений своей местности, справочный материал
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности Материал печатных изданий о Белгородской области
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) Аквариум
Решение экологических задач Карточки с задачами
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде Информация из печатных изданий о хозяйственной деятельности человека в природе
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения Интернет- ресурсы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Рельефные таблицы»Развитие зародышей»
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Текст учебника и дополнительная литература