Развитие ИКТ – компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому. Опыт работы с использованием ИКТ в ДОУ.


Развитие ИКТ – компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому. Опыт работы с использованием ИКТ в ДОУ.
1слайдСовременное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.
Слайд 2
В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников.
Слайд 3
В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии — это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Слайд 4
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.
Слайд 5
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, современного уровня общения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно – образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.
Слайд 6
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Слайд 7
Информационно-коммуникационные технологии в системе деятельности ДОУ можно использовать по следующим направлениям: при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями; в процессе самообразования и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Слайд 8
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех направлениях развития ребенка-дошкольника.
Использую анимацию и вставки видеофрагментов в презентации, для показа динамических процессов
моделирую такие ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, природы, и т.д.).
Подбираю слайды по изобразительной деятельности (предметы народных промыслов), конструированию (алгоритм действий при создании конструкций).
Прочтение художественных произведений, закрепляется последующим просмотром мультфильмов или видеоматериалов.
Так же использую ИКТ для оформления групповой документации, отчетов, оформления группы, сюжетно - ролевых игр (обогащение предметной среды атрибутами).
Слайд 9
Используя ИКТ, я получила возможность
создать библиотеку электронных ресурсов:
создавать и использовать мультимедийные презентации разной тематики,
подбирать и разрабатывать методические материалы по образовательной деятельности (сценарии праздников, конспекты НОД, демонстрационный материал),
создать картотеку пальчиковой, коррегирующей гимнастики, физкультминуток;
картотеки игр, наблюдений, прогулок,
дидактические игры для развития речи, логики, мелкой моторики.
Слайд 10
Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются достижения его воспитанников:
с детьми моей группы мы создали книгу по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Для ее создания были использованы ИКТ.
В своей группе мы издаем экологические журналы «Лес», «Вода», «Полюс», «Город», «Земля», «Цветы нашей группы».
Слайд 11
В 2014 г. наш детский сад, в том числе я и дети моей группы, участвовал в городском конкурсе «Мы любим сказки». Одним из этапов было представление своего детского сада с использованием ИКТ. Мы заняли третье место.
Также мы приняли участие в городском конкурсе «Путешествие в страну Спортландия». Первым этапом было видеопредставление своего выступления. Наш детский сад вышел в финал конкурса.
Слайд 12
Весной 2014 г. Наши воспитанники участвовали в районном конкурсе «Юный архитектор». Одним из условий конкурса было создание презентации своей работы.
Наши дети приняли активное участие во Всероссийском интернет - конкурсе рисунков, посвященного 9 мая – Дню Великой победы (в рамках V конкурсной Программы «Наполни сердце добротой») и получили сертификаты участников.
Слайд 13
Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время современных технологий, инноваций. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Преимуществом использования ИКТ во взаимодействии с родителями является
подбор иллюстративного и информативного материала к оформлению родительских уголков, стендов, папок-передвижек;
возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
на родительских собраниях, открытых мероприятиях можно показать в презентации фото и видеоматериалы различных видов деятельности детей, чтобы повысить интерес родителей.
Слайд 14
Я представляю события из жизни группы
в виде фоторепортажей,
веду портфолио группы, как в печатном, так и в электронном виде.
Для работы с родителями я активно использую сайт нашего детского сада: размещаю консультации, новости группы, веду фотоотчеты из жизни воспитанников.
Слайд 15
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.
С помощью ИКТ мною были разработаны и реализованы проекты:
«Уголок сказок»,
«Наш огород»,
«Огни Екатеринбурга»,
«Юный архитектор»,
«Олимпийские резервы»,
«Юный исследователь».
Слайд 16
Участвуя в профессиональных конкурсах на различных уровнях:
ежегодный Всероссийский урок чтения (благодарственное письмо от ИМЦ),
«Воспитатель года» (первое место в районе) я непременно использовала в своей работе ИКТ.
Постоянно принимаю участие в дистанционных интернет - конкурсах педагогического мастерства:
Информационно – методический центр МАУНЕД «Магистр» (диплом второй степени),
центр интеллектуального развития «Академия таланта»: Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Педагогическая мастерская» (диплом лауреата),
«I Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» (диплом второй степени).
Слайд 17
Использую ИКТ при проведении открытых мероприятий для педагогов и родителей (праздники, мастер-классы, родительские собрания и т.п.).
Использую ИКТ с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, для обмена опытом с коллегами, знакомством с периодикой, наработками других педагогов (многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет), участия в вебинарах. Так же веду собственное портфолио в электронном варианте.
Слайд 18
Таким образом, использование информационно – коммуникативных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации воспитанников. Использование ИКТ в ДОУ может вполне принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя
Слайд 19
Свое выступление я хочу закончить словами немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (1858 — 1918): Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Слайд 20
Спасибо за внимание
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрыты тенденции современного дошкольного образования, дано научное описание информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Отображена эффективность использования ИКТ в образовательной деятельности с воспитанниками, в работе с родителями и коллегами. Использование ИКТ для самообразования и методической работы. Показано практическое применение ИКТ в работе воспитателя ДОУ.
Городские педчтения «Развитие кадрового потенциала образовательных организаций Екатеринбурга: опыт и перспективы работы»
Развитие ИКТ – компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому. Опыт работы с использованием ИКТ в ДОУ.
Воспитатель Русанова Е.А.
Екатеринбург 2014