Выступление Формы творческого сотрудничества с семьёй (из опыта работы)

Тема: Формы творческого сотрудничества с семьёй.
(Выступление на районном педагогическом совете «Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй как главным партнёром в организации образовательного процесса»)
Игнатьева Н.В. (28.08.2015)

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает из семьи». Эти выражения знакомы каждому.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы учителя, классного руководителя.
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный в школе афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «семья – школа». От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные направления сотрудничества с семьёй:
1. психолого-педагогическое просвещение родителей;
И в большей степени это касается организации деятельности образовательного учреждения с родителями, родительские собрания и психолого-педагогические всеобучи. И, конечно же, это относится к работе учителя, как индивидуальное консультирование, родительское собрание и общая атмосфера взаимодействия семьи и родителей в классе.
2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Сегодня это направление в большей степени связано с вовлечением родителей в научную деятельность. По ФГОС научно-исследовательской деятельности учащихся отводится большое значение и научными руководителями, конечно, выступают родители. Мои ученицы
ежегодно принимают участие в школьном, а также в районном фестивале исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я познаю мир». Ими были представлены следующие работы: «Когда учиться интересно» и «Моя семья» (в 1 классе), «Тайна имени» (во 2 классе), «Вся правда о шоколаде», «Все любят сказки» и «Кукла-оберег своими руками». (в 3 классе).
3. участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Если перечислить формы этого направления, то можно выделить Совет класса, Совет школы.

И в рамках данных направлений я предлагаю рассмотреть следующие формы работы с родителями, которые использую сама.
1. Индивидуальные формы
- Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе.

- Индивидуальные консультации педагога.
Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе изучив результаты обучения учащегося, или по рекомендации учителей-предметников. Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка.

- Индивидуальные собеседования.
Помощь в организации научно-исследовательской деятельности учащихся. И выступление детей на районном Фестивале «Я познаю мир».

- Переписка, или общение по телефону.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Новое: общение по электронной почте.

2. Групповые формы
- Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

- Тематические консультации.
Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

- Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия, которые способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
Традиционные праздники: «Золотая осень», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля», «Дни именинника». Родители помогают мне в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсов, и, конечно, участвуют сами.
И такие праздники, как «Праздник чая» (мамы и бабушки давали советы по завариванию чая), «Праздник чистоты» (мама – врач рассказывала о личной гигиене), «В гостях у сказки» (бабушка – библиотекарь заинтересовала детей чтением книг) и др.
Наши детские праздники превращаются в своеобразные мини-спектакли. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.
Участие родителей в спортивных праздниках, например: «Весёлые старты».
Совместные походы, например: осенний поход к озеру Светлое. Родители организовали игры, конкурсы, приготовление пищи у костра. Дети были очень довольны.
«Литературный клуб семейного чтения». В течение года было проведено 4 встречи («Сказки А.С.Пушкина», «Зимушка-зима», «О творчестве С.В.Михалкова», «Произведения карельских писателей»), на которых родители вместе с детьми читали стихотворения, участвовали в инсценировках, конкурсах.
Совместные выходы в музеи, театры.



3. Коллективные формы
- Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды  педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания.
- Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.
- Общешкольные родительские собрания.
- “День открытых дверей”. Родители могут посетить любые уроки, внеклассные мероприятия. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских.
- Концерты. Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий.
- Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
- Наглядная педагогическая агитация позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок, а также непосредственно показать им воспитательно–образовательный процесс. Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на выставках.
Поэтому цель работы с родителями - повысить педагогическую культуру родителей, привлечь их к активному участию в учебно–воспитательном процессе, создать дружный, сплоченный коллектив родителей, детей. Только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка. Родители – не просто частые гости в классе, они непосредственные участники воспитательного процесса, первые мои помощники во всех делах. Я убеждена в том, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности может успешно осуществляться лишь в тесном сотрудничестве с семьей.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями является хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.
Но закончить мне бы хотелось стихотворением о семье (на листочках текст):

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Я желаю, чтобы наше сотрудничество с семьёй было продуктивным.

















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415