СТАТЬЯ НА ТЕМУ ПРОГРАМА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ


ПРОГРАМА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
1) консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Направления деятельности по работе с родителями (законными представителями) обучающихся:
Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п.
Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): изучение семей обучающихся; повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС НОО и учебно-методических комплектов, реализуемых в образовательном учреждении.
Повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.
Организация спортивно-оздоровительной работы в семье: пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.
Управление образовательным учреждением, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (школьный, управляющий, попечительский, родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы ОУ; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в подготовке совместных проектов.
Обозначенные направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями (законными представителями) могут быть реализованы через следующие виды деятельности (Таблица № 1).
Таблица 1
Направления взаимодействия Виды деятельности Содержание деятельности
Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): изучение семей обучающихся - сбор сведений данных, о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
- родительские собрания: «Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности», «Педагоги и родители — одна семья», «О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми», «Коммуникационные особенности в общении с детьми», «Как ликвидировать конфликт с ребенком?».
повышение педагогической и психологической грамотности - информирование, консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения;
- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- изучение закономерностей развития ребенка;
- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники);
- работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;
- рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС НОО и учебно-методических комплектов.
Повышение правовой культуры родителей (законных представителей)
изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике. - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- изучение Закона РФ «Об образовании»;
- Билль о правах ребенка;
- Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/- Устав образовательного учреждения
- ФГОС НОО - http://standart.edu.ru/Организация спортивно-оздоровительной работы в семье
пропаганда здорового образа жизни - родительские практикумы по закаливанию;
- организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
- семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей - становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области;
- организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
формирование положительного отношения к физической культуре и спорту. - практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
- клуб любителей семейных путешествий
Управление образовательным учреждением, образовательным процессом:
участие в работе советов различного уровня (школьный, управляющий, попечительский, родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы ОУ; материально-техническое обеспечение образовательного процесса. - участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);
- организация деятельности Родительского комитета;
- организация деятельности Клуба молодой семьи;
- создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
- разработка системы договоров между родителями (законными представителями) и школой;
- беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;
- организация благоустройства и озеленения школьного двора;
- ремонт и оформление классных кабинетов;
- участие родительского комитета в разработке Устава школы;
участие в профориентационной работе - проведение мастер-классов по профессиональной направленности;
- участие в проведении тематических классных часов;
- организация экскурсий на место работы родителей
участие в организации внеурочной деятельности - проведение совместно с учителем внеурочных занятий
Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихсямассовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;
- совместные выходы обучающихся и родителей (законных представителей) в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.
проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей) - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей (законных представителей)
участие в подготовке совместных проектов. - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;
- определение роли родителей (законных представителей) в подготовке совместных исследований, проектов.
Рекомендации по проведению родительского собрания:
Использование принципов деятельностного подхода. Важнейшим его принципом является реализация субъектной позиции участников родительского собрания. Родители (законные представители) могут принимать участие в формировании перечня тем родительских собраниях на период учебного года. Участие в подготовке и проведении родительских собраний: родители (законные представители) заранее выбирают и определяют тему собраний, на которых могут участвовать в качестве ведущего.
Основное содержание тематических родительских собраний должно формулироваться в виде проблемных вопросов, по которым может быть организовано мини-обсуждение, при этом важно продумать информационное сопровождение деятельности родителей на собрании: подготовка презентаций, раздаточного материала, видео, цитаты, выдержки из научно-популярных статей, материалов СМИ.
Оптимальной является организация обсуждения проблем в группах, при этом один их участников группы заранее ознакомлен с содержанием информационных материалов.
Деятельность предполагает определение регламента на каждый этап собрания.
Результат тематического родительского собрания должен быть заранее спрогнозирован. Например, совместные мероприятия родителей (законных представителей) и детей, экскурсии, беседы и другие мероприятия, согласованные с планом воспитательной работы классного коллектива или дополняющие их.
По результатам родительского собрания может быть предложен один из видов обратной связи: анкета, свободные высказывания, выражение мнения на форуме образовательного учреждения, участие в обсуждениях на страничке в социальных сетях.
При обсуждении незапланированных, остро назревших проблем классному руководителю необходимо обсудить проблему с родительским комитетом или инициативной группой, подготовить один-два варианта проекта решения родительского собрания. Заранее важно продумать приемы снятия эмоционального напряжения при обсуждении подобных проблем.
Использование принципов личностно-ориентированного подхода. При проведении родительских собраний необходимо избегать называния фамилий и имен обучающихся, имеющих проблемы в обучении и поведении, информировать о результаты промежуточной аттестации, текущей успеваемости индивидуально. Отмечать даже незначительные успехи каждого обучающегося. При подведении итогов какого-либо мероприятия стараться отметить вклад каждого обучающегося или родителя (законного представителя). При включении родителей в активную деятельность следует учитывать их индивидуальные особенности.
Оптимальное сочетание теоретических и практических аспектов раскрытия проблем. Родительское собрание не должно превращаться в монолог учителя или лекцию какого-либо специалиста. Теоретическая часть должна занимать не более 15 минут. Каждый теоретический тезис рекомендуется пояснить примерами из практики.
Интерактивный характер родительских собраний. Рекомендуется использование различных дискуссий, «мозгового штурма», диспута, тренингов и т.п. Кроме того, возможно при проведении родительских собраний использовать современные интерактивные средства обучения и программное обеспечение, например, Skype, мобильный класс и т.п.
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
1. Университет педагогических компетенций - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможна проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.
2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.
3.  Конференция – форма, предусматривающая трансляцию и обсуждение имеющегося опыта. Задачами конференций являются проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители (законные представители), они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
4. Практикум - форма освоения технологий и приемов по решению возникающих проблем в воспитании и обучении детей.
5.  Индивидуальные консультации – форма, позволяющая обмениваться информацией о проблемах и их решениях. Индивидуальная консультация должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
6. Родительское собрание - форма анализа и осмысления опыта воспитания на основе данных педагогической науки.
7.  Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
8. Тренинг – активная форма работы с родителями(законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
9. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.
10. Интерактивные формы взаимодействия по вопросам обучения и воспитания детей с использованием возможностей современного цифрового оборудования: работа с сайтом класса, ОУ, возможностями электронной почты, Skype, группой в социальных сетях.
Примерная тематика родительских собраний
-…………..
-…………..
-…………...

Список интернет-ресурсов для родителей
http://schoolguide.ru – Школьный гид
http://www.shkolnik.domlad18.com/ - для родителей школьников
http://www.predkam.ru – о школьниках для родителей
http://1sentyabrya.ru – родителям о школьных буднях
Список литературы
Ажнина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений: выступление на педсовете / О.В. Ажнина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - № 5. С. 47-52
Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. - № 6. С. 18-24.
Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог/ В.С. Богословская. – Минск, 1998.
Будаченкова И.И. «Любовью дорожить умейте…»: вечер, посвященный древним традициям и роли семьи в современном обществе / И.И. Будаченкова // Читаем, учимся, играем.- 2005. - № 3.
Бурлак Г.Н. Моя родословная: Игра, посвященная истории семьи, родословной и генеалогическому древу / Г.Н. Бурлак // Читаем, учимся, играем.- 2010. - № 6.
Виноградова Н.В. Родительское собрание «Урок родительства» Н.В. Виноградова // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.68.
Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи. // Педагогика.- 2008. - № 3. С.48 - 59.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
Галактионова А.О. мальчишки и девчонки, а также их родители…: конкурсная программа для семейного праздника в библиотеке А.О. Галактионова // Читаем, учимся, играем.- 2006. - № 3.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
Горбунова Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям Л.П. Горбунова // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6.
Горбунова Л.П. Наш семейный очаг: литературный вечер, посвященный семье и семейным ценностям / Л.П. Горбунова // Читаем, учимся, играем.- 2010. - № 2.
Гриценкова А.И. С заботой о детях: творческая гостиная семейных команд / А.И. Гриценкова // Читаем, учимся, играем. -2009- № 7.- С.38-42.
Коржакова О.В. Система работы классного руководителя с родителями О.В. Коржакова // Классный руководитель. – 2005.- № 5.- С.46.
Коркина М.В. Проект «Осознанное родительство» / М.В. Коркина //Классный руководитель. – 2008. - № 7. – С. 67-75.
Красникова В.А. Мой дом – моя крепость: сценарий вечера, посвященный семейным историям и реликвиям В.А. Красникова // Читаем, учимся, играем.- 2005. - № 3.
Мудрость воспитания. Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
Настольная книга классный руководитель/Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
Организация внешкольного досуга / Сост. В.П.Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
Петрушкин В.И. Лики любви: материалы для бесед со старшеклассниками (продолжение) В.И. Петрушкин, Н.В. Петрушкина // Классный руководитель. – 2005.- № 3.- С.96.
Пластинина Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» Ю.Л. Пластинина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - № 5. С. 3-9.
Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского / Пер. с англ. – М., 1992.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
Просекова О.А. Лучшие сказочные родители / О.А. Просекова // Читаем, учимся, играем.- 2004. - № 8.
Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье / Г.П. Разумихина. – М., 1999.
Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям / Е.В. Сауткина // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 10.
Свечникова И.В. Папа, мама, я!: Конкурсно - игровая программа / И.В. Свечникова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 2.
Семенюк Н.И. Школа, дом – одна семья / Н.И. Семенюк // Классный руководитель. – 2003.- № 3.- С.101.
Стрельникова О.М. «На пороге семьи» - программа этического, нравственного, полового воспитания/ О.М. Стрельникова //Классный руководитель. – 2008.- № 7.- С.76.
Терешкина И.А. Информационно-творческий проект «Моя семья. Моя родословная» / И.А. Терешкина // Классный руководитель. – 2008.- № 5.- С.32.
Тимонина Л.И. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей» / Л.И. Тимонина // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.62.
Титовская Н.Н. Путешествие в историю имен: вечер, посвященный истории русских имен от древности до наших дней / Н.Н. Титовская // Читаем, учимся, играем.- 2005. - № 3.
Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой» (Продолжение) А.Х. Кузьмина, С.С. Торосян // Классный руководитель. – 2005.- № 3.- С.85.
Федченко О.Н. Мой род – моя крепость: классный час, посвященный теме семьи / О.Н. Федченко // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. – 566 с.
Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы Ю.В. Хамяляйнен // Пер. с фин. – М., 1993.
Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко – М., 2004.
Хужина Н.В. Родительское собрание «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка» / Н.В. Хужина // Классный руководитель. – 2005.- № 3.- С.57.
Чижовкина Л.А. дом моей мечты: сценарий семейного праздника / Л.А. Чижовкина // Читаем, учимся, играем.- 2006. - № 3.
Юринова Н.Г. Сценарий семейного праздника в 5-м классе // Классный руководитель/ Н.Г. Юринова. – 2006.- № 1.- С.47.
Яковлева П.Е. Семейный праздник в школе «Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!» / П.Е. Яковлева // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.70.