Методическая разработка по теме: Родительский ринг — интерактивная форма сотрудничества семьи и школы


Ринг – интерактивная форма сотрудничества семьи и школы
В современной школе зарекомендовала себя такая форма просвещения родителей как родительский ринг.
Родительский ринг — одна из дискуссионных форм взаимодействия родителей и средство формирования родительского коллектива.
Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
Необходимость проведения родительских рингов объясняется рядом факторов. Во-первых, это фактор повышенной амбициозности родителей, при котором они проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, зачастую без учёта способностей и реального уровня учебных возможностей своего ребёнка. Во-вторых,  это фактор самоутверждения, так как часть родителей считает свои методы воспитания истинными, не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. В этой связи родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести так называемую «ревизию» своего арсенала педагогических средств. Третьим фактором следует считать снятие или минимизацию «закулисных» разговоров среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей и содержанию учебно-воспитательного процесса.
Методика организации родительских рингов подвижна, но подчиняется неким общим закономерностям и принципам.
1) Ринг готовится в виде ответов на самые актуальные, проблемные вопросы, которые выбирают из предложенного перечня сами родители уже на первом родительском собрании.
2) Педагогические ситуации, представленные на обсуждение в ходе ринга, анализируются без переноса их на конкретных учащихся класса или школы.
3) В ходе ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику 3-4 семьи, имеющие разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
4) Экспертами в родительских рингах являются молодые педагоги или старшеклассники, имеющие высокие коммуникативные качества и хороший интеллект.
5) Последнее слово в ходе ринга остаётся за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.
В вопросах воспитания ребёнка существует немало проблемных ситуаций, поэтому темы родительских рингов могут быть весьма разнообразными, например:
«Вредные привычки — наследственность или влияние социума?»
« «За» и «против» школьной формы».
«Трудности современного урока. В чём они состоят?»
«Поощрение и наказание».
«Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному»».
Таким образом, родительские ринги и по форме, и по содержанию отвечают запросам социума (родительской общественности), ведь часто родители настолько озабочены или напуганы сложившейся ситуацией, что у них не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того, чтобы принять верное решение. А родительские ринги как раз предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Разработка родительского ринга по теме:
«Есть проблема? Есть решение!»
Цель: создание условий для анализа и выбора правильной модели поведения при решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.
Задачи:
Обсудить проблемные ситуации в воспитании, проанализировать и выбрать рациональный путь их решения.
Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.
Ход ринга:
I. Вступительное слово классного руководителя. Объявление темы ринга и его задач.
         Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, в ней закладываются основы личности ребёнка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём, как члены семьи. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать это сама семья. 
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главным критерием воспитания является собственный пример, а не словесные штампы.
II. Анализ афоризмов о воспитании.
На доске написаны высказывания великих педагогов.
1) «Воспитание может всё»   (Гельвеций)
2) «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».
(Л.H. Толстой)3) «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди».
 (В.Г. Белинский)
Родителям предлагается высказать своё мнение и своё отношение к данным высказываниям. Высказывая свою точку зрения, родители пытаются её аргументировать. Эксперты фиксируют, кто «за» и кто «против», наглядно отображают полученные результаты.
III. Практическая часть: «Что делать, если...»
Ситуация первая. В последнее время ребёнок очень изменился,
мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу о чём-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребёнок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?
Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что результат учения весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора. Там вы узнаете, что ваш сын (или дочь) исправил отметки в дневнике и расписался за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ваш ребёнок вас обманул.
Ситуация третья. Ваш ребёнок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому, в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.
Ситуация четвёртая. Вы не узнаёте своего ребёнка. Он стал грубым, агрессивным, заносчивым. Об этом говорят окружающие люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.
В каждой ситуации предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, анализируется мнение «за» и мнение «против».
IV. Рубрика «Слово специалисту».
С помощью приглашённого специалиста определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей, в частности, при столкновении с аналогичными проблемными ситуациями.
Ринг заканчивается знакомством родителей с правилами поведения. Этот эталон становятся раздаточным и стендовым материалом до следующей встречи.
Быть родителем «на пять»!
Правило первое. 
Умейте слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью; не перебивайте речь ребёнка, не отмахивайтесь от него, как от назойливой мухи; проявляйте терпение и такт.
Правило второе. 
Умейте говорить со своим ребёнком так, как бы Вам хотелось, чтобы говорили с Вами; проявляйте мягкость, уважительность; исключайте излишнюю назидательность, грубость и хамство.
Правило третье. 
Критикуйте ребёнка конструктивно, показывайте способы исправления; наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое. 
Являйте собой пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое. 
Признавайте свои ошибки, просите прощение за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
V. Поведение итогов ринга.
Родителям предлагается рефлексивная анкета, в которой нужно оценить по  пятибалльной шкале результат ринга:
полезность встречи;
актуальность обсуждаемых ситуаций;
атмосферу встречи.