Исследовательский проект Поможем птицам зимой


Городской округ СокольскийНижегородской области
Исследовательский проект
«Поможем птицам зимой!»
Участники проекта:
учащиеся 2 –в класса Сокольской средней школыРуководители:
Куликова С.Б.
Шаулова Л.В.
г.о. Сокольский 2016 г.
Цель проекта:
Знакомство  с зимующими птицами нашего края, изучение их образа жизни и поведения. Развивать познавательный интерес к родной природе, вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.
Создание презентации на основе полученных результатов проектной деятельности.
Задачи проекта:
-Актуализация знаний детей о зимующих птицах; расширение кругозора по  теме  через прочтение рассказов В.В.Бианки;
-Изготовление кормушек и паспортов на каждую птицу;  проведение акции  «Покормите птиц зимой»;
-Развитие читательских умений, способности детей к наблюдению за поведением и питанием зимующих птиц; способствование развитию положительной учебной мотивации;
-Привитие интереса к чтению книг о природе, воспитание компетентного читателя.
Актуальность:Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большому количеству. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады. В зимний период наступают самые трудные времена для птиц, поэтому зимой птицам надо помогать, подкармливать их.
Постановка проблемы.Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что во дворах жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину: с наступлением холодов корма для птиц становится все меньше; спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе. Воспитатель призывает детей помочь птицам пережить зиму.
Срок реализации :январь- февраль 2016года.
Этапы реализации проекта:
1этап Подготовительный.
2 этап Основной
3 этап Подведение итогов  I этап –подготовительный Обсуждение цели и задач проекта с детьми, планирование работы:1.Обсуждение объявленной акции в школе «Покормите птиц зимой», обсуждение разных её номинаций2.Сбор  информации о зимующих птицах в разных источниках: в интернете, в книгах и написать сообщения о них;3. Рассматривать  иллюстрации  зимующих птиц;4. Составить  паспорт на каждую птицу;5. Читать  произведения о птицах;6.Провести беседу «Птицы зимой».7.Дидактические игры «Накорми птиц»
Весь класс разделён на 4 инициативные группы. Дети работали коллективно, соревнуясь по группам в подборе информации, пословиц, поговорок и загадок о птицах, в изготовлении кормушек.
II этап-основной(практический)1.Заготовка корма для птиц2.Изготовление кормушек
3. Игра- инсценировка «Узнай птицу!»
4. Дидактические игры «Верю- не верю», «Закончи предложение».
5.Игра- диалог «Чем питаются зимующие птицы?»
6. Создание копилки загадок о птицах.
7.Подкормка и наблюдение за птицами8.Выставка детских рисунков по теме
III этап-заключительный1.Презентация проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта:1.Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период(изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).2.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.3.Активное участие родителей в реализации проекта
Оборудование:
Картинки с рисунками птиц, фотографии птиц, рисунки детей на тему «Птицы-наши друзья»
Выставка лучших кормушек
Презентация «Наши птицы» в PowerPoint.
Ход проекта:
1.Организационный момент.
Учитель: Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время года ты чаруешь глаз то прекрасными красками леса или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы.
(Дети закрывают глаза, звучит музыка с записью голосов птиц).
Учитель: Что вы, ребята представили сейчас? (выслушиваются мнения детей)
-В какое время года можно услышать голоса птиц?
-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
-А почему?
-Когда поют птицы? (Когда им тепло, и сыто)
Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны гибнут.
2.Чтение стихотворения «Как птице перезимовать?» (детьми)
Как птицам перезимовать?                                   К их перышкам взъерошенным                                                                                                                                                                     
Известно, у птах                                                   Не пристают снежинки,
Нет ни халатов ватных,                                       Они и под порошами
Ни байковых рубах.                                             Резвятся для разминки.
У многих даже нет гнезда:                                  Но если долго снег идет
Они в грозу, и в град,                                           И долго длится вьюга,
И под дождем, и в холода                                   Тогда, друзья, приходится
На ветках сидя спят.                                             Пичугам нашим туго.
Учитель: Но кто же им дает приют,                    Сугробами засыпаны
 когда снега метут?                                                Бугры, дворы, дорожки.
                                                                                 Не могут пташки отыскать
Бывают птицы разными:                                       Ни зернышка, ни крошки.
Одни боятся вьюг                                                                                                
И улетают на зиму                                                  И вот летают все слабей
На добрый, теплый юг.                                          Ворона, галка, воробей.
                                                                                  Скорей на помощь, дети!
Другие-те народ иной:                                           Вот в этот  самый трудный час
В мороз над лесом кружат.                                    Спасенье птицы ждут от нас.
Для них разлука с родиной                                            
Страшнее лютой стужи.                                        Кормите их согрейте! Согрейте!
                                                                                 Повесьте домик на суку!
                                                                                 Рассыпьте крошки на снегу,
                                                                                 А то и манной кашки…
                                                                                 И оживут бедняжки!
                                                                                 По небу весело скользя,
                                                                                 Взлетят пернатые друзья
                                                                                 И пропоют, чирикая:
                                                                                 «Спасибо вам, великое!»
  3.Погружение в проект.
       Учитель:  Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время, не дать им погибнуть от голода, когда найти корм очень трудно.
-А зачем помогать птицам? (Они братья наши меньшие, приносят большую пользу, сохраняя деревья и растения от вредителей).
Учитель: Чтобы помочь птицам нужно знать, какие из них зимуют с нами, как они выглядят, чем питаются в трудное время.
Зимнее время наиболее благоприятно для изучения видов птиц и их образа жизни. Птицы становятся наиболее заметными, они сами тянутся к человеческому жилью.
4. Защита проекта
Дети выходят по очереди от каждой инициативной группы ( их в классе 4 ) и рассказывают:

1 группа детей.
Исследуя эту проблему, мы прибегали к разным источникам информации: интернету, книгам, журналам.
Мы узнали, что для диких птиц опасны зимние морозы, во время которых они погибают не столько от холода, сколько от голода. Так, когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса. Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около 40°С) и выжить, им с самого раннего утра нужен корм.
15 января - это день зимующих птиц. Именно в этот день мы начали работать над проектом «Покормите птиц зимой». (Проект - это самостоятельная, исследовательская деятельность учащихся с целью получения информации по теме.)
Чтобы больше получить информации о зимующих птицах мы рассматривали картинки, самостоятельно составляли паспорта на каждую птицу, писали сообщения в школьной библиотеке о зимующих птицах. На уроках чтения читали произведения Виталия Бианки о птицах, а на уроках рисования учились рисовать любимую птичку.
В школе в январе месяце объявили акцию «Покормите птиц зимой». В классах провели внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» и оформили стенд « Покормите птиц зимой». В результате исследовательской деятельности мы составили книжку «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года(воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, свиристель).
5. Защита презентации (показ слайдов и рассказ детьми о каждой птице).
2 группа
Мы хотим рассказать о птицах , которые живут в нпшей местности и очень нуждаются в помощи.

Обыкновенный свиристель
-Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках-хохолки!(свиристели)
Широко распространен, особенно в период зимних кочевок, обыкновенный свиристель. Это очень характерная по облику птица с большим хохлом. Размеры примерно со скворца (масса 60 -70 г ). Клюв широкий. Общий тон окраски перьев розовато-серый, крылья черные, с поперечными белыми и желтыми полосами, на некоторых перьях крыла имеются блестящие кораллово-красные каплевидные пластинки. На конце хвоста- поперечная желтая полоса. Голос – негромкое свиристение, приятная мурлыкающая трель. Гнездо в виде чаши устраивают в кроне. В кладке 3-7 пятнистых яиц. Летом птицы ловят насекомых, зимой – поедают ягоду. Семейство насчитывает всего 4 вида. В нашей фауне известен обыкновенный свиристельДомовой воробей
-Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крчшей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей) Это средние по величине птицы, имеющие пропорциональное телосложение. Окраска буроватая, с широкими продольными пестринами на спине. У домового воробья верх головы серый у самцов и бурый у самок. Самцы имеют черный «галстук» на горле к зобу. Прямой или слегка загнутый клюв умеренной длины (конический). Ноги и пальцы недлинные, пальцы с острыми когтями, причем три пальцы всегда направлены вперед, а один – назад. Домовой воробей питается разнообразной пищей. Гнезда устраивают в дуплах деревьев, строят на ветках деревьев в виде шаровидных сооружений. Птенцы вылупляются голыми и слепыми. 3 группа
Большая синица
-Синяя косынка,
Зеленоватая спинка.
Грудка желтоватая.
Маленькая птичка
Зватьее…(синичка). Масса птички 7-25 г.. Величина её 6-8 см., масса тела 18-22 г. Голова её сверху черная с синеватым отливом, особенно заметным у самцов. У них есть черный «ремешок» на брюшке превращается в черное пятно. Спина оливковая, надхвостье серое. На брюшной стороне – желтый цвет. Голос синицы –« пинь–пинь–тарарах»; песня, как колокольчик, «ципи–пи, ципи–пи». Большая синица живет в лесу и только в зимний студеный период кочует в населенных пунктах.Большой пестрый дятел
-Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит(дятел).Длина его тела 23 см. Дятел черный, с белыми плечевыми пятнами и с белыми пестринами на крыльях, с белыми или рыжеватым низом, переходящим в красное подхвостье. На затылке у самца – красное пятно, а у самки его нет, но у молодой птицы есть красная шапочка, исчезающая после первой линьки. Гнездится в лесу. Голос – громкие одиночные или парные крики «ки, ки-ки» или «ке-ке-ке-ке», быстро чередующиеся. Весной и самцы, и самки с увлечением «барабанят» на сухих ветках. Зимой кочует в населенные пункты.4 группа
Снегирь 
-Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо?-На березе
Яблоки поспели.
Что это за яблоки?(снегири).Его легко узнать по черной шапочке, крыльями и хвосту, белому надхвостью и серой спине. На крыле есть белая полоса. Брюшко красное. Клюв темный, короткий и вздутый. Питаются снегири плодами и ягодами, причем из ягод они выедают только семена. Летом снегири держатся преимущественно в темнохвойных лесах. В холодное время года широко кочуют, посещая сады и парки в поисках рябины, других ягод и семян .Сизый голубь
-Я птица мирная
Хоть и бесквартирная.
Гнезда строить не мастак,
Полечу я на чердак.
Станет солнце пригревать,
Так люблю поворковать(голубь).Голуби хорошо ходят, маневренно и быстро летают. Живут стаями, причем иногда собираются в очень большие стаи. Пищу они, как правило, собирают на земле. Голуби строят немудреные гнезда. По два, а то и по четыре раза в году откладывают яйца. Детишки у голубей птенцового типа, которых выкармливают родители «птичьи молоком». Голуби зерноядные, воду пьют, опустив клюв в воду и сосут .1 группа
Сорока
-Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая(сорока).Черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом.. Питается различными, мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами. Будучи всеядной, сорока иногда нападает на мелких птиц, расклевывает в их гнездах яйца и птенцов. В деревнях сороки могут таскать яйца из курятника и даже уничтожить цыплят. Она решается иногда нападать даже и на крупных животных: расклевывает спины у овец и горбы у верблюдов, чтобы поживиться салом. На полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов, главным образом серую полевку. Известна любовь сорок к блестящим предметам, которые они обычно уносят к себе в гнездо. Бывают случаи, когда они похищают ценные вещи.Черная ворона
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая.
Ккрикунья хрипловатая.
Известная персона
Зовут ее…(ворона).(масса тела до 1,5 кг). Ворона -очень осторожная и недоверчивая птица, и никогда не подпускает близко к себе человека. Голос ворона звучит как низкое "крук" или короткое, отрывистое "кра". С этой красивой и действительно очень умной птицей связано, пожалуй наибольшее количество мифов и легенд. Люди издавна приписывали воронам мистические свойства - с одной стороны, ворон - мудрец, носитель великого Знания, пророк, с другой - зловещий вестник смерти. В действительности, конечно, ни то, ни другое не соответствует истине, но наличие действительно высоко развитых интеллектуальных способностей и чего-то мистически-привлекательного во внешнем облике отрицать сложно. Ворон съедает ежегодно огромное количество белковой массы животного происхождения, если считать, что вороне на день требуется 50 грамм белка. Питаются вороны мышевидными грызунами, пищевыми отходами, крупными насекомыми, трупами животных, яйцами и птенцами других видов, рыбой. Едят и растительную пищу - зерна злаков, семена и плоды различных растений. Осенью и зимой большинство ворон кормится на свалках и случайно обнаруженными трупами животных и тем самым способствуют распространению заразных болезней, опасных для многих животных и человека.Ворон – оседлая птица. Живут поодиночке или парами, пары нередко не распадаются даже зимой. В конце января – начале февраля начинаются брачные игры, в конце февраля – начале марта приступают к строительству гнезда в кронах высоких деревьев, в береговых обрывах, уступах скал, опорах ЛЭП, телеграфных столбах, вышках. Строят гнездо обе птицы из толстых ветвей вперемешку с комками земли, корой, тонкими свежими веточками. Подстилка из сухих стебельков, шерсти, войлока, кусочков материи и ваты. В марте самка откладывает от 4 до 7 голубоватых с бурыми пятнышками яиц. Насиживание длится три недели. Насиживает только самка, а самец ее кормит. Птенцы вылупляются в начале апреля, в мае вылетают из гнезда. Довольно долго держатся с родителями, которые их подкармливают – до осени или даже зимы
6. Отчет о практической работе. Кормушки.Рассказ детей о проделанной работе.-Ученик:-Мы не только изучали птиц и их образ жизни, но также занимались практической работой- сделали для птиц 8 кормушек и многие из них развесили в саду и возле дома, а часть принесли на конкурс в школу.
Учитель:
А знаешь ли ты?
Ученик: Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.
Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.
Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.
Мало сделать кормушку, надо еще и корм подсыпать. Но важно, чтобы корм  был такой, который не принесет вреда. Птицам нельзя скармливать соленые, острые, жареные, кислые продукты; нельзя давать апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить птиц рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный опасен.
Ученик:
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни - ты их приручил,
Ты за них в ответе!
-Учитель: «Чем же любят питаться птицы?»
Ученик:У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо(вареное и сырое). Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо-семечки подсолнуха. Они должны быть нежареные. Умные птицы не глотают семечки со шкуркой, а ловко выклевывают зернышко. Также птицы любят семена арбуза, дыни, тыквы, пшено, просо, рябину, вареные яйца, вареный картофель. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке,тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
7.Анализ и выводы.
-Ученики:
Каждый день мы наблюдали за кормушками и птицами. В первый день, когда мы развесили кормушки, птиц было мало, но в каждый последующий день их становилось все больше и больше
( показ фотографий Димы Сиденина , как птицы прилетают к его кормушке). Обычно на кормушки прилетают воробьи и шустрые синицы, но на нашей кормушке мы видели снегиря и свиристель. Семечки лущат прямо у кормушки. Один раз прилетала галка .Голуби подбирают, что упало с кормушек, крутятся около деревьев.
Ученики:
Проводя наблюдения за птицами,  можно сделать выводы:
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, голуби, галки, вороны, сороки иногда прилетают из леса снегири.
Число птиц  на кормушках в холодную погоду больше, чем в теплую.
Самая любимая еда у птиц - семечки.
                                         
Приложение №1.
1.     Дидактическая игра «Накорми птиц»
Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Ход игры:
Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, арбуза, ягодами рябины и т. д. семенами

2.     Дидактическая игра «Разрезная картинка».
 Собрать из   частей птиц (синица, воробей, дятел,ворона).
Какая команда быстрее это сделает.
 
5.     Дидактическая игра «Верю – не верю»
Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: ( в виде соревнования между командами)
Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.
·        Клесты выводят птенцов зимой.
·        У синицы желтая грудка.
·        У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
·        У сороки длинный черный хвост.
·        У свиристеля на голове хохолок.
·        Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
·        Ворона питается остатками пищи.
·        Клесты любят семена шишек.
     
6.     Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.
Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.
Птицы нахохлились – (к непогоде.)Снегирь под окном зачирикал на снегу –( к оттепели и слякоти).
 
Приложение №2.
 Игра - инсценировка “Узнай птицу!”
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Учитель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.
Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
 
Приложение №3.
Дети выходят и загадывают загадки
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.
– Угадайте, что за птицаСкачет по дорожке,Словно кошки не боится – Собирает крошки,По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.) 
– Кто присел на толстый сукИ стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.) 
– Как лиса среди зверей,Эта птица всех хитрей.Прячется в зеленых кронах.А зовут ее -… (Ворона.) 
– Кто так громко всех стрекочет,Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.) 
– Мы построили вдвоем,Для гостей весенний дом,А верней сказать – дворец,Прилетай скорей … (Скворец.)
– Всех прелестных птиц черней,Чистит пашню от червей,Взад – вперед по пашне, вскачь,А зовется птица… (Грач.) 
– На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад –Ищет в речке лягушатНа носу повисла капля…Узнаете? Это… (Цапля.) 
– В лесу ночном кукует птица.Она позвать себя боитсяКу-ку…ку-ку не спит опушкаА птицу эту звать? (Кукушка.) 
– Чернокрылый, красногрудый.И зимой найдет приют.Не боится он простуды-С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Что такое – посмотри!Выпал снег, на нем огниЭто птицы - … (снегири).Летом ловит он жуков,Поедает червяков.На юг не улетает,Под крышей обитает.«Чики-рики», - не робей.Дам тебе крошек, …. (воробей).Села на кормушкуПтичка с желтым брюшком (синица).Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья – хрипловатая,Знатная персона.Это же … (ворона)Бела как снег,Черна как жук,Вертится как бес,Стрекочет на весь лес. (сорока).На деревьях днем умелоКлювом долбит он кору.Друг деревьев, враг жуков –Это кто же он таков? (дятел)
 
Приложение №5
Игра средней подвижности «Филин и пташки».Цель: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.
Ход игры.Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой обруч (обручи находятся в противоположных концах зала). Филин сидит на стуле в центре зала. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой обруч. Если птица попадает в чужой обруч, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.
Игра (Не ошибись). Учитель называет птиц, а дети угадывают, какая из них улетает на зиму, а какая нет.  
Подведение итогов, награждение самых активных учеников грамотами