Экологический проект Поможем птицам зимой.


5500492-83186101600-141605МБОУ «Судогодская средняя общеобразовательная
школа№2»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОМОЖЕМ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

160591580645381084455Выполнили: учащиеся 2-В и 2-Г классов
Руководитель: учитель начальных классов Каримова А.Ю.
2016 – 2017 учебный год
4332767188257
Аннотация.
Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей младшего
школьного возраста.
В проекте «Помоги зимующим птицам» предлагается творческое решение
задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-
нравственного отношения к природе.
Практическое использование данного проекта позволит сформировать у
учащихся чувство ответственности за судьбу природы.
Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения
ко всему живому, творчески воспитывает и развивает. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником проекта. Это позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению и формированию УУД.

Зима — особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать
в наших краях.
В это время они особенно нуждаются в нашей заботе — подкормке. И
помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1-2, а
остальные гибнут от голода.
Проблема. Как помочь птицам зимой?
Цели:
Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).
Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно
нравственно-эстетическим нормам поведения.
Распространение знаний о природе и ее защите.
Совершенствование знаний школьников о птицах.
Привлечение внимания к проблеме зимующих птиц их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зеленых насаждений села от болезней.
Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности
ребенка.
Задачи.
Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.
Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.
Подготовить материал для практического оказания помощи птицам.
Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
Формировать наблюдательность и внимание.
Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам,
любовь к природе.
Актуальность.
Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час! Спасенья птицы ждут отвас! Кормите их! Согрейте!
По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц.
Так кто же, как не мы, позаботится о братьях наших меньших — о зимующих
птицах?
Практическая значимость проекта:
привлечение большого количества учащихся к зимней подкормке птиц
Ожидаемый результат:
В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов. Наша работа будет служить примером для подражания.
Гипотеза:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Эмблема проекта: Местообитание птиц: школьная территория, сады и огороды г.Судогда
, Сроки работы: ноябрь – март
План реализации проекта.
Этапы Содержание работы Сроки реализации
1 этап - подготовительный Формирование проблемы с помощью вводной беседы (зачитывания письма от птиц).
Планирование работы.
Деление на группы.
Установление сроков проведения проекта.
Определение источников информации. 4-ая неделя ноября
2 этап - основной Самостоятельная работа групп (поиск информации о зимующих птицах).
Изготовление кормушек и развешивание их на территории школы, дома.
Наблюдение за птицами, фотографирование.
Проведение различных мероприятий в классе.
Представление результатов работы. Защита проекта.
Рефлексия на итоговой конференции (анализ хода выполнения работы, ответы на вопросы, направляющие проект). Декабрь - февраль
3 этап - заключительный Анализ и обсуждение результатов исследования.
Самооценка и взаимооценка групп.
Оценка работы учителем 1-ая неделя марта
Формы и методы работы:
экологические беседы;
экологические конкурсы;
экологические акции;
викторины;
трудовой десант;
Этапы реализации:
 наблюдение за жизнью зимующих птиц в зимнее время;
 рассматривание иллюстраций в книгах о зимующих птицах;
 чтение научных и художественных текстов о птицах;
 решение с детьми проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам
зимой?», «Как помочь птицам дождаться весны?»;
 аукцион загадок и пословиц;
 выпуск детских листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам;
 совместное изготовление кормушек с родителями, учителем и развешивание их в школьном дворе, дома;
 акция «Поможем зимующим птицам»;
 конкурс рисунков;
 викторина о птицах;
 акция «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек»;
 фотоотчет;
 итоговая презентация.
В конце ноября учительница приносит в класс письмо и сообщает, что она его
нашла, когда шла в школу. Письмо упало прямо под ноги. Кто же мог его
написать?
Письмо зачитывается.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие в вашем школьном дворе
птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, всё знаете, всё умеете, у вас доброе
сердце.
Очень просим вас разрешить наши сомнения: «Куда нам лететь, когда
наступят холода? - Поможете ли вы нам пережить эту колодную зиму?»
Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение
письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в селе.
Для осуществления поставленной цели создается команда спасателей
«Друзья птиц».
Цель: Оказание помощи зимующим птицам.
Задачи:
Собрать материал о зимующих птицах.
Сделать кормушки.
Наблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими.
Помочь птицам выжить в зимнее время года.
Подвести итоги своим наблюдениям.

Девиз спасателей: «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!». А
затем продумывают план деятельности:
узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, изэнциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной
мудрости (пословицы, приметы, загадки, сказки);
изготовить кормушки и развесить их в школьном дворе, возле домов, где
живут. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого использовать;
подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно
больше.

345440147955
Этапы работы: I Основной этап.1. Теоретический.
Мы разделились на 3 группы: 1–я группа учащихся готовит книжку – раскладушку « Из жизни птиц»; 2-я группа готовит книжку – раскладушку «Птичьи имена»; 3-я группа готовит книжку – раскладушку «Стихи, загадки, пословицы, приметы о птицах».Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания. На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

40846586640

189240256159
Узнаём о жизни птиц.
Работа в группах.
426085270510

2831465247650


Авторы: Ивченко Иван
Колесова Ева
Плющина Юлия
196215259715Воробьи.


Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский. Интересные факты о воробьях: строение глаз воробья таково, что птицы видят мир в розоватом цвете. Сердце воробья делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя, а во время полета до 1000 ударов в минуту. При этом, сильный испуг чреват для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление. Температура тела воробья около 40 градусов. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток. Воробей везде является спутником человека. Он хорошо приспосабливается к изменяющимся внешним условиям и хозяйственная деятельность человека на него практически не влияет.  Селятся воробьи и в поселках, деревнях, пригородах – везде, где проживают люди. Именно рядом с человеком воробей получает благоприятные условия для размножения, так как у него нет проблем с добыванием пищи.
88836594615
Снегирь.
Нередко можно встретить зимой на ветвях рябины,
плодами которой они питаются.
Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему. Снегири предпочитают семена ясеня, ягоды рябины. Снегири зерноядные птицы.

3496310-190500Синичка
Весёлая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
Любит песни распевать
Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
17050831763908 Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
3302000149860Дятел
Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер Дятел так стучит,
Сойке домик мастерит
Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы и многие другие птицы.
Самый крупный дятел обитает в основном в хвойных лесах. Встречается нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать его громкий крик – « кли - кли – кли» , который издает на лету. Усядется на дерево и приступает к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове, то это - черный дятел «желна». Большой пестрый дятел, чуть больше скворца.

3710305325120Свиристель
Свиристельки прилетели,
На рябину стайкой сели.
Ягод красных поклевать,
Да себя нам показать.
Я так долго любовалась
На головки с хохолком,
А они всё тусовались
На рябине под окном.
Красивая певчая птица, размером меньше скворца. Оперение густое и мягкое в буровато-серых и красноватых тонах. На голове хохолок. Хвост, горло, клюв и полоска через глаз чёрные. Крылья буро-чёрные с жёлтыми и белыми полосками. Обитает в хвойных и смешанных лесах.
Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.

380746091440Сорока
Не избавится сорока
От ужасного порока —
Ищет мелочи везде,
Прячет в собственном гнезде
Много прозвищ у сороки: сорока - белобока, сорока – стрекотуха и даже сорока – воровка. Еще называют сороку «лесной газетой»; а про интересную новость говорят: «Сорока на хвосте принесла». Сороку - белобоку трудно не узнать. Это птица чуть больше галки, однако совсем на нее не похожа. Хвост сороки гораздо длинней, чем туловище, ступенчатый. Кроме того, она выделяется контрастным оперением: на животе и частично на крыльях – перья у сороки белые. 
Сорока – птица оседлая. Она не особенно любит жить в глухих лесах, предпочитая селиться поблизости от населённых пунктов, где можно поживиться чем-нибудь вкусным или красивым. Сороки всеядны. Корм сорок разнообразен.
27767473215491
-287871-112368Ворона
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер. Рядом с человеком всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные. Кормятся они на помойках и свалках отходами и пищевыми остатками, не отказываются и от мертвечины. Однако они охотно разбавляют свой рацион растительной пищей в виде семян, листьев и плодов.
Наверно не каждый знает, что эти не самые красивые птицы являются самыми умными среди пернатых. Их гнёзда можно часто видеть на тополях. Эти птицы очень любят крупные города, т. к. не прочь поживится чем-нибудь на помойках.

ГОЛУБЬ
Голубь — широко распространённая птица.
Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Во времена Великих открытий человек перевозил с собой всё своё имущество, в том числе и голубей. Впоследствии одичавшие голуби широко распространились в мире и стали привычными обитателями больших городов и сельскохозяйственных ферм.
Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания, так как они всегда находятся рядом с человеком. «Полудомашние» голуби разнообразны по окраске, у них красивый полет.




Авторы: Кирова София
Шахов Роман
Дубов Михаил

Стихи.
Как птице перезимовать? К. МухаммадиКак птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ! И. Беляков.
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявыйСкачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

Воробей. Р. Кучеренко
Не улетает осенью на юг,
«Чирик» за окнами всю зиму.
И я ему, как старый верный друг,
Возьму и крошек хлебных кину.
      Загрустил воробышек. Г. Ладонщиков-Воробей-воробышек в сером зипуне,
Что же ты не весел? Иль не рад зиме?
-Я тебе отвечу, мой давнишний друг:
Все мои соседи подались на юг.
Опустело поле, речка тихо спит,
Облетели листья с кленов и ракит,
Солнышко далекое стало слабо греть…
Все же мне не хочется никуда лететь.
Знаю, будут вьюги петь тут и кружить,
Но разлуки с родиной мне не пережить.
 
Воробей.             Е. АвдиенкоВ серой латаной жилетке
Воробей сидит на ветке,
На ветле качается.
Холода кончаются.
Тает бурый снег на крыше,
Ну а солнышко – все выше.
Зимний холод пережив,
Воробей кричит: «Я жив!»
                                               
  Вороны.       Т.Белозёров
Заглушая щебет птичий,Отданный заре,Делят вороны добычуНа крутой горе.Заслонишь от солнца очи -Среди бела дняКопошится ворох ночи,Ворох воронья.
 
Ворона. Александр Блок
Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой…А уж в воздухе — вешние звоны,Даже дух занялся у вороны…Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вот желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки…Это все у вороны — игрушки.И уж так-то ворона довольна,Что весна, и дышать ей привольно!..
                                                                      
Прощайте,  голуби!     Борис Алмазов
Над колодцем двора в голубой вышинеБелый голубь кружится кусочком фольги -Это весточку юность прислала ко мнеИз тех лет, что теперь далеки.Другое было время на планете,Как пели, как мы верили тогда...И были искренни, как детиВ шестидесятые, недолгие года.Прощайте юности мечты крылатые,Прощайте стаи белых голубейИ вы, наивные шестидесятые,Что с каждым днем все дальше, но видней.Как правдивы тогда и чисты были речи,От стихов и надежд было нам не до сна...На нашей улице ЗаречнойСтояла круглый год весна.Ах, время, время, что ты с нами сделало?Что с нами стало, сверстники мои?Над крышами не кружат стаи белые,А ходят по асфальту сизари.Прощайте, голуби - мечты крылатые,Мир нынче стал логичней да страшней,Прощайте милые шестидесятые,Вы с каждым днем все дальше, но ясней.
                                                             
Я дятла увидел…
Я дятла увидел средь шишек сосновых.
Он носом стучался в древесную твердь.
Эх, как бы мне тоже длинный и тонкий
Нос костяной вот такой заиметь.
За что же природа меня обделила?
Торчит вместо клюва мой маленький нос.
Ни щёлкнуть, ни клюнуть, ни спеть с переливом,
Лишь ходишь и нюхаешь, как пылесос.

Дятел
Целый день все тук, да тук –
Раздается странный звук.
Мастер Дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье,
То-то будет здесь веселье!
Пестрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь,
Всем по домику построишь?
 
Синицы. Ю. СиницынСпозаранок скачут птицыПо заснеженным ветвям – Желтогрудые синицыПрилетели в гости к нам.«Тинь-тень,тили-тень,Всё короче зимний день – Не успеешь пообедать,Солнце сядет за плетень.Ни комарика,Ни мушки.Всюду только снег да снег.Хорошо,Что нам кормушкиСделал добрый человек».
 

Синички.  В. Поляков
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
-Посмотрите-ка сюда,
Это – вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся,
Греют лапки. Не боятся.   

Домик для синицы. М. Семенова
К садоводу дяде Грише
Угодил птенец под крышу.
Беспокоится синица:
Может крошка простудиться.
 Тащит внучек рукавичку –
Домик птичке-невеличке.
«Не годится рукавичка», -
Говорит ему синичка.
 Внук тогда принес лукошко,
Положил травы немножко.
«И лукошко не годится», -
Объясняет мать-синица.
 Внук задумался… Потом
Из дощечек сделал дом –
Недоступный для врагов,
Птичьих недругов – котов.
 Поселились птицы в доме,
Мать-синица дочку кормит.
Носит гусениц, жучков,
Короедов-червячков.
 Дядя Гриша-садовод
Без забот теперь живет:
Охраняют птицы сад
И внучонка веселят.
                                      
  СорокиНа березке у опушкиПовстречались две подружки.Две сороки - хохотушки,Длиннохвостые болтушки.И подружки-стрекотушкиШум подняли на опушке.Три часа они болтали,Спать медведю не давали,Все шумели, все галделиНепонятно, что хотели.Три часа всё стрекотали,Но друг друга не слыхали!Поболтать, конечно, можноОбо всём! Но только сложноНу, хоть что-нибудь понять,Коль не будешь сам молчать.Три часа они болтали……Что друг другу рассказали?!

Покормите птиц зимой! А. Яшин
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми."
Михаил Глазков. Поделитесь с птицами едой.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
ЗАГАДКИ:
Про воробья:
В серой шубке перовой,
В птичьих драках он – герой.
 
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
 
Озорной мальчишка
В сером армячишке По двору шныряет
Крохи собирает.
 
Видали вы его не раз –
Он скачет в двух шагах от нас:
«Чирик-чирик! Чирик-чирик!»
Кто к этой песне не привык?
 
По дворам шныряет,
Крошки подбирает.
По ночам кочует –
Коноплю ворует.
 
Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели.
 
Говорят, они воришки.Эти серые малышки.И шумливы и драчливы.Все щебечут: «Чьи вы? Чьи вы?»
 
Серенький мячик по двору скачет.
 
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
 
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
  Про ворону:
Целый день без перерыва –
«Кар-кар-кар», - кричит сварливо.
 
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Носит серенький жилет, Но у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Кар-кар-кар-кар».
  Про голубя:
Какая птица является символом мира?
 
Известно с давних нам времен,Что эта птица - почтальон.
 
В старину с собой в дорогу эту птицу брали,
Вместе с ней домой обратно письма отправляли.
Эта птица – почтальон, вести приносила в дом.
Неспроста сейчас она – символ мира и добра!
 
Про дятла:
Черный жилет, красный берет,
Нос – как топор, хвост – как упор.
 
Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном.
 
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой!
 
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись …
 
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
 
Кто в халате и в берете
Будит рощу на рассвете?
Тук-тук! Тук-тук!
Щепки лишь летят вокруг.
 
Про синицу:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
 
В желтом платьице она
Нам видна издалека.
Шапка черная у птицы,
А зовут её …
 
В желтой шубке перьевой
Прилетает к нам зимой.
Щечки белые, как снег
Любит крошки на обед.
Это птичка-невеличка,
А зовут её…
 
Про сороку:
Птица говорливая,
Самая болтливая.
 
Птица-кашевар из детского стишка.
 
Какая птица дала название мужской рубашке?
 
Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
Повернулась – и в лес.
 
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её …
 
Непоседа пестрая,
Птица белохвостая.
 
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
 
Как сажа черна, как сметана бела.Люблю всем в лесу рассказать, где была.
Эту букву в алфавите Сорок раз вы повторите. И должно так получиться, Чтоб в итоге вышла птица.
Длиннохвостая она, Со спины черным-черна, Брюхо белое да плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Поднимает стрёкот-крик.
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет?
 
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:
 
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Слово  - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Невелика синица, голосок востер.
Хвалилась синица хвостом море зажечь.
Синичка - воробью сестричка.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Синичка невеличка, а птичка.
Мала синичка, да коготок остер.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Болтлива как сорока.
Сорока весть на хвосте принесла.
Сорока без причины не стрекочет.
Годы не птица, улетят - не поймаешь.
Заладил, как дятел (долбит кору с большим упорством).
Кто бы знал дятла, если б не его длинный нос.
Старого дятла на гнездо не поймать.
Дятел груб, долбит и дуб.
Доброту человека узнает человек, а мягкость дерева дятел.
Вороне соколом не быть.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:
Летом воробьи в пыли купаются — к дождю.
Если воробьи стали оживленными и зачирикали во время продолжительного ненастья, можно ждать ясной погоды.
Если воробьи под вечер целыми стаями собираются в листве на деревьях — на следующий день будет хорошая, солнечная погода.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.
Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.
Воробьи, зимующие под крышами домов, в разных щелях, уже за два-три дня ощущают приближение морозов. Зима, холод, снег — а воробьи собирают пух и перо возле курятников — это перед усилением морозов они утепляют свои зимние квартиры.
Воробей - это птичка – синоптик. Она показывает, есть ли на улице мороз или нет. Если взъерошивает перышки, то морозно.
Воробьи перелетают стайками с места на место - к сильному ветру.
Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Если  воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
Если дятел кричит — к свадьбе.
Дятел долбит крышу дома - быть беде.
Если дятел долбит стену в доме, то он пытается выжить кого-нибудь из него.
Если дятел весной долбит по преимуществу изгородь, то наступающее лето будет червивое.
Первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов.
Если синицы отлетают в теплые края рано - это к скорому похолоданию.
Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Воронье черное каркает - к оттепели.
Ворона кричит летом — к дождю, зимой — к метели.
Ворона летом купается — к ненастью.
Зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу.
Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
Ворона ходит по дороге - к теплу.
Вороны садятся клювами в одну сторону - к сильному ветру.
Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.
Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.
Каркают вороны всей стаей – к морозу.
Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.
Ворона кричит зимой – к метели.
Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
Грачи к вечеру собираются в большие стаи и не остаются в поле, а кружат над старыми гнездами - к ненастью.
Коли грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.
Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.
Черный дятел летом кричит — к дождю.
Голуби разворковались — установится хорошая погода.
Голуби прячутся - к ненастью.
Под которой кровлей голуби водятся - та не горит.
Сорока скачет на доме больного - к выздоровлению.
 
 
2520315120015

40189154445
Авторы: Новрузов Рустав
Малышева Алиса
Коломенский Валерий
24765-635
Как произошло название
птицы снегирь?
Снегирь прилетает к нам вместе
со снегом и живет всю зиму.
А весной отправляется на север.
3161665264160Птица может получить название за голос,
за песню, за то, как она кричит.
Из звуков, которые они издают,
и образовались названия многих птиц.
"Синь-синь!" – посвистывает … синица.
10096575565 Маленькая птичка быстро передвигается
по стволу дерева вниз головой.
Она как будто ползёт. Это поползень.
Она обследует все трещины и щели в
коре дерева и ловко достаёт насекомых
своим тоненьким клювом.
Обыкновенный поползень — шумная птица с большим репертуаром различных
громких звуков. Во время поиска корма
издаёт частые короткие посвисты
«тью-тью-тью».
3752215129540
Название птицы клёст произошло
от старого русского слова клестить,
что значит «сжимать, сдавливать».
Клюв у этой птицы загнут крест –
накрест, он как будто сжат, сдавлен.
От слова «клестить» произошло и
слово «клещи». Их передняя часть
тоже сжата, сдавлена. Эта птица
, в отличии от всех других, выводит птенцов зимой.

Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомёк, что не для неё сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные семена.
- «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
- А что это за большая серая птица прилетела на выращенные нами зёрна?
- « Вор она! Вор она!» - кричат люди. Отсюда и ворона.


У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная птица сорока. Но известно она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит, ссорится – отсюда и сорока.
120015316230
Вот эту серую с полосками
на груди птичку слышали все.
Это кукушка. Как вы думаете,
за что эта птица могла
получить своё название? Конечно, за то,
что она кукует, кричит:
«Ку-ку! Ку-ку»! Кукушка сама
подсказала людям, как её называть.
Мы узнали, что основной зимний корм для птиц - это семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, несолёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
323786517780


2723515337820


-196851270 Кусочки сала годятся не всем птицам.
Сало любят синички. Только сало
не должно быть солёным.
Овёс охотно съедят синицы, воробьи.
52641574930Подсолнечник – особенно мелкий,
но не жареный, - лучший корм
для снегирей, синиц, поползней и воробьёв.
Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить


Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших холодных условиях.

Листовка – обращение.
Дети и взрослые! Помните!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи.
Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Ведь птицы - наши друзья! Весной они вас отблагодарят.
Учащиеся 2 классов.
2. Практический. Задачи:
Сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте.
Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Кормушки можно сделать из любых подручных материалов. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
469265302260 Мы сделали и повесили на территории школы 5 кормушек


793115253365
353631515494035496578740
В школе мы повесили возле окон, чтобы можно было наблюдать за птицами: какие прилетят птицы, как будут себя вести на кормушке, какой корм лучше будут клевать.
Мы составили памятку "Как подкармливать птиц".
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.4. Кормушки нужно в чистоте.5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек.

Все дети дома сделали кормушки с родителями и повесили возле домов.
335534023495041211573025
53594040640
Мы старались, чтобы кормушки для птиц не пустовали.
\\\
Мы каждый день кладём корм
в кормушки, зимующие птицы
охотно прилетают. Значит,
птицам зимой в природе корма
не хватает, им трудно его добывать.
3. Наблюдения за птицами.
Задачи:
Подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке .Наблюдать за поведением птиц.
Определить какой корм нужен птицам для наших столовых.
Эксперимент №1.
Цель: с помощью наблюдений выяснить, куда надо вывешивать кормушки и
как часто насыпать в них корм.
Результат:
1) Птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно
ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;
2) Ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, пролетев долгийпуть, не улетали без корма.
Эксперимент №2. «Сало для синички».
Цель: в результате наблюдений узнать, чем любят лакомиться синички.
Результат:
1) Подтвердился тот факт, что синички любят лакомиться несоленымсалом;
2) Чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать
корм для них, не смешивая его с другим кормом.
Правила наблюдения за птицами.
Определите всех птиц на кормушке и подсчитай количество птиц каждого вида.
Выясните какой корм поедают птицы.
Понаблюдайте, как ведут себя птицы на кормушке.
Наше творчество.
Конкурс рисунков

Рисование птиц ладошками.
545465212090
Аппликация
20724155344
III. Заключение.
В процессе работы над проектом большое внимание уделялось проведению
наблюдений, предусматривающих активное и посильное участие детей в охране зимующихптиц.
Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех этапах.
Работая над проектом, учащиеся приобрели знания, которые не достигаются при использовании традиционных методов в обучении. Дети научились самостоятельно делать свой выбор и проявлять инициативу.
Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное — это большое количество зимующих птиц, которые переживут эту зиму благодаря нашей заботе и вниманию.
Практическое использование завершенной работы «Поможем зимующим птицам» в дальнейшем позволит вести работу по формированию у детей чувства ответственности за судьбу природы Владимирской области— маленькой части великой России.
Литература:
Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» - М. «Просвещение», 2011.
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
Школьный справочник (интересные факты о жизни птиц).
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г.
«Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г.
Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития»
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.
.Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г.
Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
Журналы «Начальная школа»
И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
Электронные ресурсы.
2273820763675В завершении проекта мы с ребятами решили посетить Детский сад №2 и провести среди малышей викторину «О птицах» и подарить победителям наши скворечники и кормушки.
74295259715
121221552705

318071586360-356235124460
2380615200660
1. Назовите птиц, зимующих в наших краях.
2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
3. Какая птица выводит птенцов зимой?
4. Сколько перьев у птиц?
5. Для чего дятел «барабанит»?
6. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
7. Какие птицы самые быстрокрылые?
8. Какая птица является государственным символом России?
9. В кого превратился гадкий утенок?
10. Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь)
11. У какой птицы хвост рожками?
12. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания?
13. Какую птицу вам поможет достать только очень высокий дядя? (воробей)
14. Какая птица дала название мужской рубашке?
15.Какую птицу называют крылатым почтальоном?
16. Каких птиц называют перелетными?
17. А каких птиц называют оседлыми?
18. Почему их так называют?
19. Что птицам страшнее голод или холод? (Голод.)
20. Когда t° тела у воробья больше летом или зимой? (Одинаковая.)
21. Какие птицы появляются у нас зимой и похожи на яркие шары? (Снегири.)
22. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
23. Какая птица по стволу может двигаться вверх и вниз головой? (Поползень.)
24. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
25. Какая птица выводит птенцов зимой (Клест)
26. Какая птица барабанит (Дятел)
27. У каких птиц поют самки и самцы? (Снегири)
28. У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла.)
29. Какую птицу за лихой свист прозвали ямщиком? ( Поползень.)
30. Какую птицу в народе называли чиликами? (Воробьев)
31. Какая птица – символ мира? (голубь)
32. Какая птица после гибели долго не гниёт? (Клёст).
33. как называется самец вороны? (Ворона. А ворон – это совсем другая птица)34. За любовь к блестящим предметам её называют воровкой. (Сорока)