Технологическая карта открытого урока по окружающему миру по Плешакову 3 класс . Тема: Тела, вещества, частицы. С использованием коллективного взаимообучения.


Технологическая карта открытого урока по окружающему миру.
Преподаватель: Перова Елена Сергеевна (учитель начальных классов).
Тема: Тела, вещества, частицы. Тип: изучение нового материала
Задачи:
мотивировать учащихся к изучению раздела «Эта удивительная природа»;
учить различать и классифицировать тела, вещества и частицы
Планируемые результаты.
Предметные:
характеризовать понятия «тела», « вещества», « частицы»;
классифицировать тела, вещества, приводить примеры;
моделировать расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Метапредметные:
определять цели изучения раздела « Эта удивительная природа»;
понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
оценивать достижения на уроке;
высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта;
использовать знаково- символических средств представления информации для создания моделей расположения частиц в разнородных веществах;
работать в группе, в паре: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные:
иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;
определять мотивы учебной деятельности и планировать её.
Развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные связи: русский язык, чтение (осмысленное чтение текста в соответствии с поставленными целями и задачами)
Ресурсы урока: учебник часть1, рабочая тетрадь часть 1,электронное приложение (презентация по теме урока), стакан с водой, кусочек сахара, пластилин.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся Мотивация познавательной деятельности
Сообщает учащимся о том, что они начинают изучение нового раздела «Эта удивительная природа». Предлагает предположить, что будет изучаться в этом разделе.
Спрашивает, какие новые слова учащиеся встретили в тексте, над какими умениями уже работали Высказывают предположения.
Актуализируют имеющиеся знания и умения
Актуализация необходимых знаний, составление плана урока
Обращает внимание учащихся на слова, которые они встретили при выполнении предыдущего задания; «тела», «вещества», «частицы».
Помогает определить учебную задачу урока и спланировать урок по опорным словам на доске. Читают слова.
Формулируют учебную задачу урока, прочитав её в учебники.
Составляют план урока, опираясь на опорные слова
Организация познавательной деятельности
Работа в группах.
Организует 4 группы во главе с консультантом.
Координирует работу консультантов в группах и всех участников.
Работа в парах.
Организует пары с разными карточками.
Координирует работу участников пар.
Демонстрация опыта.
Вводит слово «частица», сообщает, что частицы не видны невооружённым глазом. Спрашивает, как люди узнали об их существовании?
Демонстрирует опыт с растворение кусочка сахара в воде. Спрашивает, куда исчез сахар? Предлагает проверить предположения, прочитав текст в учебнике на стр. 38. Приводит примеры, доказывающие существование частиц ( распространение запахов).
Моделирование.
Предлагает предположить, почему одни тела меняют форму с трудом, другие – легко? Предлагает проверить предположения, прочитав текст в учебнике на стр. 38.
Сообщает о том, что можно изобразить частицы твёрдых, жидких и газообразных веществ с помощью моделей, например пластилиновых шариков. Для создания моделей из пластилина можно воспользоваться графическими моделями на стр. 37 учебника.
Закрепление.
Демонстрация материалов презентации и фронтальный опрос по теме, заполняя на доске схему-опору темы урока.
Работа в группах.
Консультанты 1,3 групп 1) предлагают учащимся назвать всё, что окружает их в классе, что они видят за окном. Спрашивают, каким из слов ( тела, вещества или частицы) можно обозначить то, что они назвали. Предлагают проверить свои предположения , прочитав текст на с. 36 учебника. (Участники 1,3 групп называют предметы, живые организмы и определяют обобщающее слово. Самостоятельно читают текст, проверяют свои предположения. 2) Консультанты сообщают учащимся о том, что тела можно разделить на две группы: естественные (созданные природой) и искусственные (созданные руками человека) Участники слушают и приводят примеры естественных и искусственных тел. 3) Консультанты загадывают загадки о небесных телах. Приводят к выводу о существовании небесных тел, относящихся к естественным телам и проверить по учебнику. Участники отгадывают загадки, определяют обобщающее слово. Проверяют свои предположения в учебнике. 4) Консультанты организуют выполнение заданий №1, №2 в рабочей тетради. Участники самостоятельно выполняют задания №1, №2 в рабочей тетрадке с опорой на учебник. Консультанты выставляют оценки в «дневниках» учащихся в графе «работа в группе».
Консультанты 2,4 групп 1) Проводят игру «Предмет - вещество» и просят дать определение слову «вещество». Участники по цепочке называют предметы и вещества, из которых сделаны предметы; предполагают, что же такое вещество, проверяют свои предположения в учебнике на стр. 37. 2) Консультанты сообщают, что некоторые тела имеют сложный состав и просят ребят найти в учебнике ответ. Участники находят ответ на стр. 37 учебника и отвечают. 3) Консультанты предлагают узнать из текста на какие три группы можно разделить вещества и 4) организует выполнение заданий №3, №5 в рабочей тетради на основании текста. Участники читают текст и выполняют задания. Консультанты выставляют оценки в «дневниках» учащихся в графе «работа в группе».
Работа в парах.
Учащиеся 1-го варианта рассказывают учащимся 2- го варианта всё, что узнали от консультантов о телах с опорой на свои карточки и учебник и организуют самостоятельное выполнение заданий №1, №2 в рабочих тетрадях. Учащиеся 2-го варианта слушают, сверяя информацию с учебником,
и самостоятельно выполняют задания №1, №2 в рабочих тетрадях, опираясь на учебник.
Учащиеся 2-го варианта рассказывают учащимся 1- го варианта всё, что узнали от консультантов о веществах с опорой на свои карточки и учебник и организуют самостоятельное выполнение заданий №3, №5 в рабочих тетрадях. Учащиеся 1-го варианта слушают, сверяя информацию с учебником, и самостоятельно выполняют задания №3, №5 в рабочих тетрадях, опираясь на учебник.
Слушают, высказывают предположения.
Наблюдают за опытом. Высказывают предположения об исчезновении сахара. Проверяют предположения с помощью текста учебника.
Высказывают предположения. Проверяют предположения с помощью текста учебника.
Моделируют с помощью пластилина расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах, осуществляя самопроверку с помощью учебника.
Смотрят, слушают, отвечают, делают выводы, помогают выстроить схему-опору темы урока.
Подведение итогов.
Организует проверку достижений учащихся с помощью вопросов в учебнике (с. 39)
Помогает определить домашнее задание: задание для домашней работы в учебнике, задания 4, 6 в рабочей тетради. Читают вопросы, устно отвечают на них, фиксируют, какие из вопросов вызвали затруднение , осуществляют самооценку деятельности на уроке.
Дополнительный материал: карточки для консультантов 1, 3 групп с картинками естественных и искусственных тел, небесных тел, карточки с заданиями у консультантов, карточки-опоры у участников групп, «дневники» у всех обучающихся, карточки со словами для итоговой схемы- опоры, карточки- заготовки для моделирования.
Диагностика достижения планируемых результатов: КИМы по окружающему миру 3 класс. Тесты.