Мастер-класс по теме «Формирование естественнонаучной грамотности при использовании технологии коллективного взаимообучения школьников географии»


Мастер-класс по теме
«Формирование естественнонаучной грамотности при использовании технологии коллективного взаимообучения школьников географии»
Кузнецова А.А.- учитель географии КГУ «Школы-лицея №6»
Цель мастер-класса: обмен опытом по формированию естественнонаучной грамотности при использовании технологии коллективного взаимообучения школьников географии
Ход мастер-класса
1. Тренинг “Знакомство”
Участники рассаживаются в кабинете.
Ведущий: предлагаем вам начать наше занятие с упражнения, которое позволит вам познакомиться друг с другом.
Как бы вы хотели, чтобы во время занятий к вам обращались участники? Назовите свое имя и характерное вам качество характера на первую букву своего имени. Например, я – Анна- активная.
2.Актуализация
А)Тема мастер-класса
Проблема «Формирование естественнонаучной грамотности при использовании технологии коллективного взаимообучения школьников географии».
-  Обсудите в группе и попробуйте назвать  ключевые понятия.(Ответы педагогов).
- Дайте объяснение понятию. (Ответы)
Б) Целевое самоопределение
-Для выяснения  ожиданий и опасений учащихся можно использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад»
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.
- Одно дерево у нас «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания, второе – «Лимонное дерево» - выражает ваши опасения по теме мастер-класса.
(Участникам мастер-класса раздаются  заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
3.Операционный этап
Руководитель мастер-класса раздает жетоны с номерами, участники мастер-класса рассаживаются по группам. Каждая группа получает задание. Члены группы выбирают руководителя, который распределяет роли в группе: спикер, поисковик информации, оформитель постера.
Группа 1.
Задание: Создайте диаграмму Венна, в которой отразите особенности традиционного обучения (объяснение учителя) и коллективный способ обучения.
Дополнительная информация.
Авторами этой педагогической технологии являются Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) – русский советский педагог-новатор, и Дьяченко Виталий Кузьмич – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик КСО.
По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах и группах, где каждый учит каждого.
Некоторые классификационные параметры технологии.
по уровню применения: общепедагогическая;
по характеру содержания: обучающая, общеобразовательная;
по типу управления: "репетитор" + система малых групп;
по подходу к ребенку: сотрудничество;
по преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная;
по категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации.
усвоение ЗУН;
развитие коммуникативных качеств личности.
Особенности методики ГСО.
Организационные:
четкость, упорядочение;
говорит один.
Дидактические:
обучает профессиональный педагог;
усвоение и применение материала;
сотрудничество.
Развивающая:
учатся выступать;
учатся объяснять друг другу;
развитие педагогических способностей.
Воспитательная:
каждый работает на коллектив;
коллектив работает на каждого.
Памятка руководителю группы №1
1. Старайтесь создать дружескую атмосферу в группе.
2. Ознакомьте всех членов группы с содержанием задания.
3. Распределите задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.
4. В работе группы руководствуйтесь правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
5. Следите за временем, отведенным для выполнения задания (10 минут)
6.После выполнения задания задайте контрольные вопросы членам группы устно.
Контрольные вопросы руководителя группы:
1.Назовите отличительные особенности коллективного способа обучения от традиционного метода обучения.
Группа 2.
Задание: Создайте Дерево проблемы. «Создание условий, способствующих социализации личности»
Ствол дерева проблема
Корни – причины проблемы
Ветви – следствия проблемы
Плоды – возможные решения проблемы

Дополнительная информация.
В современной социокультурной ситуации особенно востребованными оказались идеи самоорганизации, саморазвития, самоопределения, самореализации и самоактуализации, что определило появление личностно ориентированной парадигмы образования, основными характеристиками которой становятся иная целевая направленность образования и позиции участников образовательного процесса. Ученик становится субъектом учебного процесса, реализует свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а учитель – организатор, координатор деятельности учеников.
Учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социальноорганизуемых взаимомоделей, отношений, общения. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.
Решение исходной проблемы практики образования – включение каждого ребенка в учебный процесс.
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:
Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
Разные ученики осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
Наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.
Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы самостоятельно изучают тему, обучают товарища.
Особенностью КСО является то, что оценка (отметка) открытая (учащиеся имеют возможность изучать каждую тему на разном уровне усвоения).
Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:
В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.
В заключении, следует отметить, что успешность социализации учащихся общеобразовательной школы, опосредованная особенностями образовательного пространства, педагогически организованной социальной средой, а именно, включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развить у них такие ценностные и социально значимые отношения, которые в относительно близком будущем станут внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.Памятка руководителю группы №2
1. Старайтесь создать дружескую атмосферу в группе.
2. Ознакомьте всех членов группы с содержанием задания.
3. Распределите задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.
4. В работе группы руководствуйтесь правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
5. Следите за временем, отведенным для выполнения задания (10 минут)
6.После выполнения задания задайте контрольные вопросы членам группы устно.
Контрольные вопросы руководителя группы:
1.Назовите технологии, методики, способствующие социализации личности школьника.
Группа 3.
Задание: Создайте Фишбоун «Развитие естественнонаучной грамотности»
РЫБНАЯ КОСТЬ (ФИШБОУН)
Элементы: голова, скелет, кости
На «голове»- сущность или определение проблемы
На «хвосте» отмечаются последствия проблемы
На «нижних костях скелета» – причины возникновения проблемы
На «верхних костях скелета» – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин

Дополнительная информация.
Современный мир – это постиндустриальное общество, которому соответствует экономика знаний с новыми ценностями: информация и интеллект, производящий и обрабатывающий данную информацию.
Именно развитие национальной системы образования в аспекте подготовки молодых людей с высокими интеллектуальными и иными качествами, способными создавать информацию и инновационные технологии, позволит любому государству стать конкурентоспособным среди развитых стран мира.
Возникает вопрос: каково качество казахстанского естественнонаучного школьного образования в рамках международного масштаба?
В исследовании TIMSS-2011 Казахстан принял участие впервые (уровень основное общее образование), показав следующий результат: среди 42-х стран – 20-е место по естествознанию (учащиеся 8 класса).
Наиболее высокий средний процент правильных ответов получен данной категорией учащихся по естествознанию при выполнении заданий по виду познавательной деятельности – применение.
В вышеназванном исследовании PISA-2009 Казахстан среди 65-и стран занял 58-ое место по направлению «естественнонаучная грамотность».
Казахстанские учащиеся «... успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях, но затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. 96,1 % учащихся не справились с заданиями 4-ого уровня сложности»– результат, над которым стоит задуматься и начать принимать комплекс коррекционных мер.
Среди основных выводов сформулированы – «разработка и совершенствование школьных стандартов, высвобождение времени для развития творческих способностей, усиление практико-ориентированного подхода и функции контроля в обучении».
Памятка руководителю группы №3
1. Старайтесь создать дружескую атмосферу в группе.
2. Ознакомьте всех членов группы с содержанием задания.
3. Распределите задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.
4. В работе группы руководствуйтесь правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
5. Следите за временем, отведенным для выполнения задания (10 минут)
6.После выполнения задания задайте контрольные вопросы членам группы устно.
Контрольные вопросы руководителя группы:
1.Почему по результатам TIMSS-2011 и PISA-2009 Казахстан занял последние места по направлению «естественнонаучная грамотность»?
Группа 4.
Задание: Создайте модель ученика, обладающего естественнонаучной грамотностью. Результат работы представьте в виде рисунка либо кластера.
Дополнительная информация.
В естественнонаучной грамотности выделяют следующие составляющие элементы:
- знание и приемлемое использование в своей деятельности базовых естественнонаучных понятий, фактов, законов.
- понимание основных особенностей естественнонаучного метода познания, владение основами естественнонаучного эксперимента, умение получать, отбирать и анализировать естественнонаучные данные;
- способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе повседневной деятельности, в том числе социальных и политических событий;
- способность понимать печатные тексты и устные сообщения естественнонаучного характера и критически оценивать представленную информацию исходя из ее источника и методов получения;
- готовность вступать в устную и письменную коммуникацию относительно естественнонаучных проблем: формулировать собственные и оценивать чужие аргументы, основанные на фактических данных, сделанные по их результатам выводы.
Таким образом, под «естественнонаучной грамотностью» мы предлагаем понимать интегральную характеристику личности; единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественнонаучные знания для решения теоретических и практических задач, возникающих в ходе деятельности.
Памятка руководителю группы №4
1. Старайтесь создать дружескую атмосферу в группе.
2. Ознакомьте всех членов группы с содержанием задания.
3. Распределите задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.
4. В работе группы руководствуйтесь правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
5. Следите за временем, отведенным для выполнения задания (10 минут)
6.После выполнения задания задайте контрольные вопросы членам группы устно.
Контрольные вопросы руководителя группы:
1.Назовите элементы естественнонаучной грамотности.
-Уважаемые участники, прикрепите постеры на доске.
Участники мастер-класса возвращаются в рабочую группу и кратко рассказывают тему своего задания.
4.Контрольно-рефлексивный этап
-Уважаемые участники, бросьте кубик и ответьте на вопросы:
Ассоциируйте
Оцените Сравните Назовите Проанализируйте Предложите
Естественнонаучная грамотность Влияние требования времени к личности ученика Традиционное обучение и КСО Элементы естественнонаучной грамотности Уровень естественнонаучной грамотности учащихся Казахстана Способы социализации личности
ВзаимообучениеВлияние технологии КСО на формирование ЗУНов, компетенций ученика Традиционное обучение и личностно-ориентированное обучение Преимущества КСО Методы формирования естественнонаучной грамотности
Современный ученик Социализация личности -Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог мастер-класса.
- Вернёмся к  «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса.  Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников)
-Спасибо!
Список использованной литературы:
1.Ордабаева Ж.Ж. Естественнонаучная подготовка учащихся основной школы в аспекте формирования функциональной грамотности/Педагогические науки/с.105-106;
2.Галкина Е.А. Дидактические основы понятия о естественнонаучной грамотности личности обучающегося/Астраханский вестник экологического образования/ №4, 2014.-с.46-48;
3.Романенко Н.Э. Общепедагогические технологии. Коллективный способ обучения. /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ http://festival.1september.ru/articles/534540/ [электронный ресурс];
4.Бочкова Н.В.Коллективные способы обучения как условие личностного развития и социализации школьников /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ http://festival.1september.ru/articles/412284/ [электронный ресурс];