Статья на тему Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Александрова Елена Евгеньевна
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №644 г. Санкт-Петербург
Проектная деятельность в начальной школе.
Одной из приоритетных задач современной школы является формирование активной позиции обучающихся в учебном процессе. Одним из эффективных методов является проектное обучение, которое позволяет обучающимся проявить самостоятельность, креативность, инициативу в большей степени.
Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т д.
В прошлом учебном году мы с ребятами начальной школы занимались проектом «Время года». В результате работы по теме данной теме дети должны были составить словарь ученика. Данный словарь будет служить подсказкой и помощником младшим школьникам. При составлении диалогов, монологов по данной теме, учащиеся смогут пользоваться не огромным словарем, где потребуется большое количество времени, чтобы найти нужное слово, а компактным словариком по данной теме, а иллюстрации помогут быстрее запомнить лексику.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: умение обозначить проблему, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Польза для учащихся очевидна. При выполнении ученик использует не только уже выученное, но и дополнительно изучает, что необходимо в связи с поставленной задачей. Это важное условие дальнейшей творческой работы.
Почему именно эта тема? Тема погоды изучается по программе в 3-м классе. Эта одна из несложных и интересных тем. Дети с удовольствием говорят на эту тему, рисуют рисунки, делают поделки, составляют кроссворды. В любой стране, независимо от языка, люди переживают одинаковые природные явления. Она доступна и понятна всем, без исключения. Погода у англичан - самая предпочтительная тема для разговора. Помимо этого она служит еще и для того, чтобы заполнять паузы в беседе. Лишившись погодной темы, англичанин во время беседы чувствует себя практически безоружным.
Данный вид проекта является интегрированным: английский язык, музыка и технология. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Цель интеграции проекта - расширить и углубить знания по этим предметам.
Цели:
развивающие:
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
развить исследовательские умения;
применять имеющиеся знания в новой ситуации;
воспитательные:
приобщение учащихся к культуре английского языка, к русской живописи;
повышать мотивацию к изучению предмета;
английский язык:
пополнение словарного запаса учащихся;
развитие навыков устной спонтанной речи;
музыка:
знакомство учащихся с шедеврами музыкальной классики;
ввести учащихся в образный мир музыки;
технология:
развитие приемов умственной деятельности, логического мышления;
познакомить учащихся с различными способами сбора информации.
Задачи:
ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;
Предполагаемые результаты:
расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.
Участники проекта:
учитель;
учащиеся 3 «В» класса;
тьютеры (ученики 7а класса Шошина Е., Шошина К.)
Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный;
II этап – осуществление деятельности;
III промежуточная презентация проекта (внеклассное мероприятие для родителей);
IV этап – обсуждение полученных результатов (рефлексия);
VI этап – заключительная презентация проекта (внеклассное мероприятие).
I этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
Выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
II этап. Осуществление деятельности.
Поиск и обработка необходимой информации по теме. Составление диалогов и ситуаций, монологических высказываний. Ведется работа по идиоматическим выражениям, которые особенно трудно перевести, если не знаешь значения. Для того чтобы облегчить запоминание таких выражений, обыгрываются ситуации, оформляются к ним рисунки.
Работа над проектом ведется на протяжении всего учебного года, как во внеклассной деятельности, так и на уроках. На уроках - это словарные диктанты, тестовые лексико-грамматические работы, закрепление идиоматических выражений. Все виды этих работ, после изучения этой темы, на уроках имеют место только на физкультминутках или в виде небольших тестов, рассчитанных на 5-6 минут.
Создаются микрогруппы. Одни ребята рисуют или ищут в интернете картинки с временами года. Другие – подбирают тематическую лексику, распределяют ее по погодным явлениям, записывают в алфавитном порядке. Третьи – наиболее сильные учащиеся, составляют рассказы. Четвертая группа ищет музыку классических композиторов, которые писали о временах года. После этого обсуждается, какой материал является наиболее удачным, красочным и войдет в состав словаря. В заключение этого этапа обсуждается, как работать дальше. Каждый из учащихся вносит свои коррективы и предложения.
III этап. Промежуточная презентация проекта.
Учащиеся представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задачи этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. У каждого учащегося уже есть папка с материалом. Проводятся дебаты по теме. Учащиеся представляют свое любимое время года. Описывают плюсы и минусы. Демонстрируют вспомогательный материал (речевые клише, слова-подсказки, картинки и т. д.), умение им пользоваться.
IV этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
V этап. Заключительная презентация проекта. Внеклассное мероприятие для учителей и родителей. Театрализованная постановка отрывка из сказки «Чудеса страны Оз». Действие сказки происходит в Канзасе. Канзас имеет свои характерные особенности климата. При подготовке постановки сказки, внимание детей акцентировалось на том, как погода влияет на настроение людей.
Список использованных источников
Баум Ф. «Чудеса Страны Оз».- М.: АЙРИС ПРЕСС, 2010
http://enjoyeng.ru
http://images.yandex.ru
http://iloveenglish.ru/vocabulary
http://www.menobr.ru
http://nsportal.ru/shkola
http://nsportal.ru














Рисунок 7