статья Групповая работа как эффективная форма организации урока


Апрелкова Ирина Анатольевна
МБОУ Алтарикская СОШ
Групповая работа как эффективная форма организации урока
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках.
Сегодня школа должна создать условия для формирования личности с помощью соответствующих методов и форм организации обучения. Каждый этап урока требует своей формы учебной работы, поэтому только умелое сочетание этих форм, разумное использование их при решении различных задач обучения приведут к решению тех проблем, которые стоят пред школой. Организация процесса обучения в виде групповой формы способствует становлению личности, удовлетворяющей современным запросам общества.
Групповая форма познавательной деятельности учащихся на уроке- это такой способ организации работы учеников, при которой:
-перед всеми группами или перед отдельными группами одновременно поставлена учебная цель как общая цель для учащихся группы;
-задания могут быть как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы;
-отдельным группам оказывается дополнительная помощь со стороны учителя; руководство группой осуществляет лидер;
-группа отчитывается на уроке не только перед учителем, но и перед классом.
Успех осуществления групповой формы познавательной деятельности зависит от тщательной подготовки учителя и его умения уделить внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики могут занимать позицию учителя, появляется возможность реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Главной идеей обучения в группе, считаю учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Сотрудничество, а не соревнование-вот основа обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь друг другу. Обучение происходит при общении.
С самого начала своей педагогической деятельности уделяю большое внимание закреплению и повторению пройденного материала.
Уроки повторительно-обобщающего характера содержат значительный объем информации, требующий для усвоения не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления. В поисках форм организации деятельности на таких уроках пришла к выводу, что именно групповая работа поможет мне в решении поставленных задач.
Актуальность и перспектива опыта.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к. современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.
Для педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Таким образом, считаю применение групповых форм работы на уроках позволяет учащимся получить целостное представление о сложных темах, способствует формированию у них познавательных и исследовательских умений, это требование времени, а не дань моде. Из опыта работы отмечаю, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально-это сказывается и на улучшении психологического микроклимата на уроке. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть ученик учится смотреть на себя со стороны, на свою деятельность, учится оценивать свои действия.