Технология сотрудничества в группах на уроках истории

Тарканина Юлия Михайловна
учитель истории
Технология сотрудничества в группах на уроках истории

Двадцать первый век с его научным техническим прогрессом и массовыми формами образования произвёл на свет довольно большое количество педагогических технологий образовательного, воспитательного и развивающего назначения. Выбор педагогических технологий приходится делать сейчас каждой образовательной системе, каждой школе, каждому учителю в соответствии с требованиями стандарта образования, принятого государством и поддерживаемого обществом; обусловленные целями отдельных педагогов, ожидаемыми результатами и возможностями технико-методического обеспечения. Я отдала предпочтение технологии сотрудничества в группах.
При подготовке к урокам истории очень часто возникает проблема – это большой объём материала, который необходимо дать при изучении новой темы. Долгое время мне приходилось весь урок посвятить изучению нового материала, на закрепление и на обобщение знаний учащихся времени не оставалось. Уже на следующий день учащиеся не помнили, о чем говорили вчера. Эффективность таких уроков маловероятна. Психологи доказали, что дети запоминают лишь 10% услышанного.
Я пыталась проводить уроки-диспуты, конференции, но на таких уроках не все учащиеся работали, не все усваивали учебный материал. Технология сотрудничества в группах позволяет учащимся самим прочитывать материал параграфа, делать это заинтересовано, исследуя, анализируя, находя главное. Причем, вся работа происходит на уроке под бдительным взглядом преподавателя, а в сельской школе, где численность учеников в классе небольшая, это сделать совсем непросто.
Технология сотрудничества была распространена ещё в двадцатом веке. Суть данной технологии – работа учащихся в группах. Характерная деталь – это самостоятельный поиск учеником учебной информации, недостающей для эффективного решения поставленных учебных задач. Важными технологическими приёмами являются проблемные вопросы, творческие задания.
Задачи технологии сотрудничества:
пробуждение у учащихся интереса к умственным занятиям, развитие способностей к интеллектуальному труду и мыслительной деятельности, осмыслению фактов и закономерностей науки;
отработка и закрепление знаний, умений и навыков;
развитие самостоятельного планирования, систематизации своей учебной и самообразовательной деятельности;
воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий .
Работу необходимо начать ещё до урока с расстановки столов и разделения класса на группы по 3-4 человека. Необходимо с самого начала урока настроить учащихся на то, что все они – эксперты, всем им придется быть исследователями исторического материала, каждый будет вносить лепту в общую работу. В сельской школе проблема состоит в том, что в классе небольшая численность учащихся, и поэтому обычно класс делится на 2-3 группы. Но и в этом есть свои плюсы’: каждой группе даётся возможность обработать большой объём материала, все участники группы заняты.
В технологии сотрудничества очень важен мониторинг индивидуальной работы, поэтому в группе нужно выбрать аудитора (своего рода контролёра). Аудитор, кроме своей работы эксперта, должен видеть, как работают остальные, оценивать их работу, а по её окончании выставить оценку на аудиторском листочке и отдать учителю. В роли аудитора постепенно должны побывать все эксперты. Учитель обязательно должен выставить эти оценки в журнал, даже если они, по его мнению, необъективные. Если сейчас начать исправлять оценки, весь смысл аудиторства погибнет. Постепенно оценки учащихся будут справедливее.
Первое время ученики работают сковано, они порой боятся высказать своё
мнение, но со временем каждый ученик не просто рассказывает об историческом
событии, но и даёт ему оценку.
Когда дети сидят традиционно, никто ни за кого не отвечает, некоторые ученики просто уходят от внимания учителя. Теперь же они команда. Хоть один начнёт дело, а такой обязательно найдётся, - все будут вовлечены в работу. Ученику, привыкшему бездельничать на уроке, очень неуютно сидеть в работающей с увлечением группе, да ему и не дадут долго сидеть без дела.
В группе должен быть оратор, которого ученики выбирают сами. Оратор высказывает своё мнение от имени группы по заданной проблеме, подводит итог исследования исторического материала, документа, обобщает, защищает проведённое исследование. Учитель оратору может поставить оценку сам, и это справедливо, так как ученик берёт на себя большую ответственность - высказываться от имени всей группы.
Конечно, необходима большая подготовка учителя: необходимо заранее приготовить задания для групп. Задания берутся из параграфа новой темы, параграф делится на пункты. На первом этапе групповой работы учитель ставит простые задачи: ученики должны хорошо знать материал параграфа, уметь его пересказывать, выбирать главные его идеи. Главные идеи нужно выписывать на общий лист.
Учащиеся сразу просматривают, прочитывают, изучают учебный текст, наговаривают’ идеи, вместе решая, главные они или нет. Кто-то записывает идеи на лист. Первое время детям очень трудно нужно учиться быстро читать. Один из принципов скорочтения – умение выхватить из текста главное. Некоторым ученикам это даётся без особых тренировок, но есть и дети, которые не успевают прочитать, услышать, осмыслить в силу своих психологических особенностей. Необходимо внимательно посмотреть, как распределить учащихся по группам. Существует два варианта:
1. Собрать таких ребят в одну группу и отдельно с ней работать
2. Создать равноценные группы.
Я распределяла учащихся по обоим вариантам, моё мнение лучше всего создавать равноценные группы. Необходимо каждому ученику дать возможность самому выбрать ту работу, которой он хотел бы заняться. Если учитель сам даёт ребенку задание, то его деятельность уже не будет такой продуктивной.
Эксперты каждой группы сами решают, как им справиться с предложенным заданием. Все читают и находят главные идеи, формулируют их, обсуждают. Обычно записывает главные идеи на общий лист под диктовку тот, кто не умеет быстро читать. Запись идет по мере поступления идей, слабый ученик успеет их зафиксировать и осмыслить.
На исследование темы даётся определённое время (15 минут). Затем заслушиваются ораторы от каждой группы. Время выступления тоже ограничивается. Когда выступают ораторы, члены остальных групп внимательно слушают, делая пометки основных идей в рабочей тетради.
Таким образом, у учащихся в тетради появляется перечень главных идей параграфа. Если всё организовано без потерь времени, четко и правильно, можно выполнить огромный объём работы, причём учащиеся работают весь урок. Урок становится живым, запоминание нового материала достигает 50-70 % .
После этого ученики получают более сложные задания: составить схему, простой или сложный план, исторический портрет, таблицу.
Проверка домашнего задания происходит тоже в группах. На дом учащимся даётся не только изучение материала параграфа, но и подготовить 3-4 вопроса из домашней темы. На уроке сидящие напротив друг друга ученики задают эти вопросы по очереди и ставят друг другу оценки. Разнообразить такую проверку можно интересными заданиями: объяснить проблемную ситуацию, разгадать историческую головоломку, ребус.
Технология сотрудничества позволяет поставить личность школьника в центр всей системы образования и воспитания. Ребёнок является непосредственным участником процесса обучения. Многие считают, что в сельской школе невозможно проводить работу в группах. Я считаю, что это не так, главное уметь правильно распределить учащихся по группам, заинтересовать их. Урок получается живой. Изучая новый материал, учащиеся учатся не просто пересказывать содержание текста учебника, но и работать с ним, самостоятельно изучать историческую карту и иллюстрации, правильно употреблять и объяснять исторические термины.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15