Статья на тему Проектная деятельность как форма учебно-исследовательской работы студентов


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Гурьева Ильза Валерьяновна, преподаватель
дисциплин профессионального цикла
Новочебоксарского политехнического техникума
Проектная деятельность как форма учебно-исследовательской работы студентов. Учитывая особенность контингента студентов современного техникума, среди которых преобладают подростки, поступившие на базе 9 классов, с присущим им недостаточным умением общаться со сверстниками и взрослыми, считаем применение метода проектов в преподавании оправданным, т.к. он стимулирует заинтересованность студентов в самостоятельных исследованиях, умению работать в группах, развития коммуникативных компетенций. Поэтому в своей практике использую технологию, отвечающую современным требованиям. Одной из таких технологий является «технология проектов». Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности студентов. Для реализации метода проектов на базе Новочебоксарского политехнического техникума проводятся учебные проекты студентов первокурсников при изучении дисциплин профессионального цикла. Продуктом проекта становятся доклады в виде электронной презентации. Работа над проектом позволяет осваивать участникам специальные знания и навыки работы с мультимедийным оснащением техникума, развивать познавательные и коммуникативные навыки, т.к. работа ведется в группах студентов. Студенты выбирают нужную часть информации в ее большом потоке. Планируют этапы доклада и презентуют его, по ходу разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов и их осмысление. Такие проекты позволяют развивать творческое мышление студентов, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению, работать в группах. Сформированные мини-группы студентов получают консультации преподавателя по сборе и обработке информации. Прежде всего, студентам необходимо объяснить, где и какие данные им предстоит найти и только затем начинать непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Студенты (с помощью преподавателя) выбирают способы сбора информации. Задача преподавателя на данном этапе заключается в обеспечении, по мере необходимости, консультациями по методике проведения такого вида работы. Уделяется особое внимание обучению навыкам конспектирования. На данном этапе студенты получают навыки поиска информации ее сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения (познавательные компетенции) посредством: - Общения с другими людьми (члены группы); - Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет). Преподаватель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе. Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым студентом цели работы и критериев отбора информации. Задача преподавателя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это, прежде всего, её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Студентам потребуется умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап был наиболее труден для студентов, так как они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы преподавателя. Для подведения итогов работы каждого участника проекта используется лист «Рейтинговая оценка проекта», позволяющий студентам самостоятельно оценивать свою деятельность и вклад в работу своей мини-группы.
Таблица 1. Рейтинговая оценка проекта
Критерии оценки Самооценка Оценка педагога Итоговая оценка
1. Достигнутый результат (из 15 баллов) 2. Оформление проекта (из 15 баллов) Защита проекта 3.Представление (из 15 баллов) 4.Ответы на вопросы (из 15 баллов) Процесс проектирования
5.Интеллектуальная активность (из 10 баллов) 6. Творчество (из 10 баллов) 7.Практическая деятельность (из 10 баллов) 8. Умение работать в команде (из 10 баллов) ИТОГО Среднеарифметическая величина от 85 до 100 баллов – «5» от 70 до 85 баллов – «4» от 50 до 70 баллов – «3» менее 50 баллов – «2» Оценка:
Выводы. Умение студентов самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием студентов, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Внедрением метода проектов в образовательный процесс мы подтверждаем гипотезу о развитии потенциала личностного роста будущих выпускников среднего образования (ориентация на жизненные ценности, студентов как субъект деятельности, кооперированная деятельность студентов в обучении). Указанный потенциал может быть усилен как идеями личностно- ориентированного образования, так и реальными складывающимися в нем механизмами личностного, творческого, интеллектуального развития студентов.
Литература
1. Поведская О.К. Организация научно-исследовательской работы студентов и
преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи
современного естествознания. 2010.- № 1.- С. 88-90.
2. Федосова И.В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества
научно-исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки
и образования. – 2006.- № 6. –С. 65-67.
3. http://www.nachalka.com/book/export/html/326
4. http://festival.1september.ru/articles/411473/