Статья Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Щербак Елена Владимировна
МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры
Туркменского района
Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе
В реализации регионального компонента образования по русскому языку и литературе важное место имеет проектная деятельность учащихся, проведение научно - исследовательских работ по изучению краеведческого материала. Краеведение – это жизневедение, это такое изучение детьми окружающей природы, труда, людей, общественных отношений, которое формирует их взгляды, убеждения. Краеведение как средство всестороннего развития личности ребенка, как важный путь связи обучения с жизнью, направленный против формализма и словесного метода обучения в школе. Краеведение предоставляет широкие возможности для связи преподавания с жизнью. Изучение родного села, города, края позволяет осуществить принцип единства обучения и воспитания, активизировать процесс обучения, повысить общеобразовательный и идейно-политический кругозор учащихся, расширить и конкретизировать их знания. Школьное краеведение должно строиться на тех же принципах, на которых строится вся учебно-воспитательная работа школы. Краеведческая работа с учащимися значительно повышает эффективность обучения и воспитания.
Чтобы каждый житель Ставропольского края смог открыть для себя и сохранить для потомков исключительные сведения по истории родного края, я поставила перед собою цель - исследовать с учащимися краеведческий материал для его дальнейшего изучения на уроках русского языка и литературы. Общими усилиями с учащимися решила собрать уникальный краеведческий материал, который позволит решить сразу множество задач: 1)создать словари по региональному компоненту:
-Словарь говора жителей села Малые Ягуры;
-Словарь топонимов и микротопонимов Туркменского района;
-Словарь антропонимов села Малые Ягуры;
2)разработать программу « Преподавание регионального компонента на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах» и коллекцию электронных уроков к ней;
3) развивать интерес у учащихся к изучению истории предков, их быта, культуры, языка; 4)воспитывать любовь к «малой» Родине.
Можно выделить три уровня краеведческой познавательной работы учащихся: 1. Получение школьниками готовых знаний о крае со слов учителя.
2. Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть учебные пособия, научно-популярная литература, публикации в местной периодической печати, материалы музея.
3. Изучение истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ.
Приступая к организации проектной деятельности учащихся, сформулировала этапы работы, цели и задачи, содержание занятий. Отразила их в таблице. Давайте поработаем с ней. (Объяснение особенностей исследовательской работы по этапам).

Этапы работы
Цели и задачи исследовательской работы
Содержание занятий

1. Предварительный
Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку; знакомство с достижениями лингвистической науки. Систематизация, расширение и углубление знаний о языке. Развитие языковой рефлексии
Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по русскому языку, способностей и интересов участников факультатива
Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования (обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование)
Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке
Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2. Выбор проблемы исследования
Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования
Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в исследовании языка, тематики предстоящих конференций учащихся

3. Изучение научной литературы
Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой
Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования
Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования)
Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

5. Сбор материала
Обучение сбору языкового материала или организации лингвистического эксперимента
Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала

6. Обработка полученного материала
Обучение лингвистическому анализу и обработке полученных материалов, представлению результатов в виде таблиц.
Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование выводов
Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы
Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста
Практическое овладение научным стилем речи
Обучение редактированию научного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста
Написание текста учебно-исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9. Представление
результатов
работы
Обучение основам устного публичного выступления
Представление работы на научно-практической конференции школьников

10. Оценка работы
Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы
Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследования


Слушая защиту проектов учащихся на краевой и всероссийской конференциях, я обратила внимание на тематику научно-исследовательских работ и сделала вывод: учащиеся больше интересуются рекламами, молодежным сленгом, жаргоном, SMS - сообщениями и т.д. Не отрицаю: это тоже интересные исследования. Но ведь в науке лингвистике есть разделы, которые, можно сказать, не исследованы. Возьмем, к примеру, ономастику (что в переводе с греческого означает «искусство давать имена»). Почему бы нам, учителям русского языка, не направить своих юных исследователей к изучению и сбору ономастического материала? При правильной организации исследовательской работы мы сможем получить необходимый для изучения на уроках материал регионального компонента, ономастические словари своих сел и районов, что ускорит выпуск книг, энциклопедий, словарей по ономастике нашего края.
Очень важно при проведении сбора краеведческого материала правильно провести работу с информантами: задать необходимый вопрос старожилу села, ответ записать на аудиокассету, чтобы не искажать информацию, представить эту запись в блокнот с транскрипцией и ударением. Обработка собранного материала при помощи лингвистических словарей не составляет большого труда, учащиеся это делают с интересом. Наши верные помощники в такой работе: Этимологический словарь русского языка М.Фасмера, словари Даля В.И. и С.И.Ожегова. После обработки материала очень важно помочь детям классифицировать собранный материал с точки зрения лексикологии, морфологии, словообразования. Тогда они смогут самостоятельно представить свой проект в форме реферата. Исследованием ономастики я занимаюсь более 10 лет. В процессе исследования регионального компонента мною была разработана программа «Преподавание регионального компонента на уроках русского языка», коллекция электронных уроков по её реализации, что позволит решить поставленные задачи в совершенстве.
Представлю и прокомментирую результаты исследования регионального компонента по темам: «Диалектизмы в русском языке. Особенности говора жителей села Малые Ягуры», «Топонимы и микротопонимы Туркменского района», «Фольклор Ставропольского края. УНТ жителей села Малые Ягуры», «Особенности антропонимов жителей села Малые Ягуры», «Фольклорные жанры, функционирующие в Туркменском районе Ставропольском крае», «Мифы, легенды, предания Ставрополья. Легенды жителей села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края», «Художественные особенности произведений о родине и природе в творчестве поэтов села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края».
В процессе работы по теме «Диалектизмы в русском языке. Исследование говора жителей села Малые Ягуры» учащиеся узнали много нового о диалектных словах, о истории составления учеными - исследователями диалектологического атласа русского языка, а также изучили виды диалектизмов в русском языке. Общаясь с коренными жителями села, они вели запись диалектных слов. Собрав около двухсот семидесяти слов, составили «Словарь говора жителей села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края». Младшая группа исследователей пополнила этот словарь новой диалектной лексикой. В процессе работы над составлением словаря выявили виды диалектизмов в говоре наших жителей: фонетические, грамматические, лексические, смысловые и фразеологические. В реферате указали их особенности. Провели интервью с жительницами нашего села, сделали аудиозапись, где представили два говора односельчан. Запись еще раз подтверждает то, что на протяжении ста шестидесяти лет сохранились два говора, принесенные переселенцами из Центральной России и Украины. Но лидирующим в селе остается говор переселенцев из Украины. В приложении показали звуковую запись данных говоров, то есть фонетическую транскрипцию.
В процессе работы по теме «Фольклор Ставропольского края. УНТ жителей села Малые Ягуры Туркменского района» дети поставили перед собой цель - больше узнать о фольклоре, а также исследовать песни жителей нашего села, сел края. В процессе бесед с информантами узнали много нового и интересного. Старинные песни, исполненные старожилами сел нашего края, знакомят нас с обрядами, традициями наших предков, с условиями их жизни. В нашем селе Малые Ягуры живут прекрасные исполнители старинных песен. Не один десяток лет существует хор коренных жителей. В праздничные дни они радуют нас своим исполнением песен и частушек.
В процессе работы по теме «Топонимы и микротопонимы Туркменского района Ставропольского края» учащиеся поставили пред собой цель - исследовать топонимы и микротопонимы Туркменского района. Проводя исследовательскую работу, подняли огромный пласт исследуемого материала:
1) гидронимы и топонимы, образованные от гидронимов;
2) топонимы, связанные с историей основания и заселения территории;
3) топонимы, связанные с природными особенностями;
4) топонимы, рассказывающие о необычных историях и случаях;
5) топонимы, образованные от антропонимов;
6) топонимы, связанные с деятельностью человека;
7) топонимы культового происхождения;
8) топонимы - названия улиц.
В приложении поместили Словарь топонимов и микротопонимов Туркменского района, ономастическую картотеку, фотоальбом микротопонимов села Малые Ягуры, схем - планы села и района.
В процессе работы по теме «Особенности антропонимов села Малые Ягуры» дети поставили перед собой цель - исследовать антропонимы жителей села Малые Ягуры. Провели классификацию антропонимов по лексическому значению, по способу словообразования. Рассмотрели антропонимы с точки зрения морфологии. Составили генеалогические древа своей семьи. В приложении поместили: Словарь фамилий жителей села Малые Ягуры, генеалогические древа, диаграммы «Самая распространенная фамилия села» и «Самый распространенный суффикс словообразования антропонимов села».
В процессе исследовательской работы «Фольклорные жанры, функционирующие в Туркменском районе Ставропольском крае» собран, проанализирован, классифицирован и обработан краеведческий материал – фольклорные жанры Туркменского района Ставропольского края. Оформлен собранный материал с «паспортом», в котором указаны данные о собирателе и информанте. Чем ценны для нас произведения устного народного творчества? Предания, легенды, былины, обряды и пословицы показывают нам культуру народа. В них – история наших предков, мы должны ее знать. (показать)
В процессе исследовательской работы «Мифы, легенды, предания Ставрополья. Легенды жителей села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края» изучен, собран и обработан краеведческий материал – предания Ставрополья и жителей села Малые Ягуры. Проведение краеведческой работы по поиску мифов, легенд и преданий Ставрополья - занятие увлекательное, познавательное и интересное. Оно позволяет узнать больше исторических фактов о прошлом малой родины. Мифы и легенды раскрывают перед нами особенности мышления людей, живших в далеком прошлом. Мы узнаем из этих легенд о том, как в древности воспринимались особенности природы данной местности. Изучение устного народного творчества своего региона способствует воспитанию любви к родному краю.
В процессе исследовательской работы «Художественные особенности произведений о родине и природе в творчестве поэтов села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края» собран, проанализирован и обобщен краеведческий материал – лирические произведения местных поэтов. Знакомясь с творчеством поэтов села Малые Ягуры, исследовали тему родины и природы в их произведениях, выявили художественные особенности лирики. Изучив их творчество, узнали много нового и интересного. Поэты нашего села внесли свой личный вклад в развитие литературы Ставрополья. Ведь именно благодаря таким людям как Владимир Савельев, Иван Блохин, Любовь Детюк, Михаил Зубенко и Дмитрий Матвеев происходит расширение и пополнение культурного наследия любого народа.
Общаясь с информантами с целью собрать краеведческий материал, юные исследователи вели аудиозапись. Она выглядит так.
Подводя итог вышесказанному, я могу смело утверждать, что краеведение представляет собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную работу учащихся, обучить их элементам исследования, помогая понять общие закономерности исторического развития через историю родного края, а также понять самого себя, реализовать свою личностную позицию в интересном и нужном деле, которым живет школа и все село.
В заключение необходимо сказать о некоторых результатах краеведческой работы моих учащихся. 10 лет группы моих исследователей являются победителями районных конференций ШНОУ, стали победителями 16, 17, 18, 19,20 краевых конференций школьных научных обществ в секции «лингвистика» и «литературоведение», победители и авторы лучших научно-исследовательских работ на 22 и 23 Всероссийских конференциях «Юность, наука, культура».


15