Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности СПО 260807 Технология общественного питания,


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
(«Технология общественного питания», код профессии 260807)
Усолье-Сибирское, 2015.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 260807 Технология общественного питания, входящей в состав укрупненной группы профессий по направлению подготовки 100000 Сфера обслуживания
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Иркутской области «Усольский техникум сферы обслуживания».
Разработчик: Москвитина Т.С.- преподаватель ГБПОУ ИО УТСО.
Рецензент: Шегутова З.Т. - директор ООО «Продтовары», г. Усолье-Сибирское.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕй программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология общественного питания, входящей в состав укрупненной группы профессий по направлению подготовки 100000 Сфера обслуживания

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области общественного питания;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 74
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
в том числе: практические занятия 3
контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
в том числе: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, Интернет-ресурсов, справочно-правовой компьютерной системы (по вопросам, составленным преподавателем);
подготовка реферата (компьютерной презентации), оформление терминологического словаря, подготовка к дифференцированному зачету. Аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Экономика 33 Тема 1.1.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи Содержание учебного материала 1. Понятие экономики. Ограниченность экономических ресурсов 1 2
2
2. Типы экономических систем Участие государства в хозяйственной деятельности. 1 3 Участие государства в хозяйственной деятельности. 1 4 Семейный бюджет 1 Практическая работа 1 № 1«Составление бюджета семьи» Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка реферата на одну из тем:
«Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли»
«Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»
2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Значение экономики для развития общества»
3.Работа с конспектом
4.Работа с дополнительной литературой 2 Тема 1.2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Содержание учебного материала 3
3
3
1. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие 2 2. Организационно-правовые формы предприятий. 1 3. Прибыль 1 4. Конкуренция и монополия. Антимонопольная политика государства. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка сообщения на одну из тем:
«Электронные рынки как феномен мировой экономики»
«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»
2.Оформление экономического терминологического словаря 2 Тема 1.3.
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция Содержание учебного материала 1. Регулирование трудовых процессов Заработная плата 1 3
3
3
3
2. Безработица. Профсоюзы 1 3. Понятие денег и их роль в экономике 1 4. Инфляция и ее социальные последствия. 1 5. Понятие ВВП. 1 Практическая работа 1 № 3 «Начисление заработной платы» Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка реферата на одну из тем:
«Формы и системы оплаты труда»
«Материальная заинтересованность работников»
«Роль профсоюзов в защите работников»
«Значение и сущность работы службы занятости в России»
«Проблемы вступления России в ВТО»
2.Дополнение терминов в словарь
3.Работа с дополнительной литературой 6 Тема 1.4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Содержание учебного материала 3
3
1. Развитие международной торговли в России. 2 2. Валюта 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка сообщения на одну из тем:
«Государственная политика в области международной торговли»
«Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.»
Подготовка к контрольной работе 2 Контрольная работа по разделу «Экономика» 1 3
Раздел 2. Менеджмент 13 Тема 2.1.
Основы научного менеджмента Содержание учебного материала 1. Эволюция теории и практики управления 2 3
3
2. Системный подход к управлению 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой 2 Тема 2.2.
Планирование и контроль в современном менеджменте
Содержание учебного материала 1. Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте 2 3
2. Контроль, его виды, формы и средства реализации 2 3
Практическая работа 1
№ 4 «Оценка эффективности контроля», «Отбор и оценка персонала» Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой
3.Подготовка сообщения на тему: «Структура управления предприятием» 2 Раздел 3.
Маркетинг 28 Тема 3.1.
Методологически основы маркетинга Содержание учебного материала 1. Концепция развития рыночных отношений 2 3
3
3
2. Структура маркетинговой деятельности и классификация маркетинга 2 3. Сегментирование рынка 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Дополнение терминов в словарь
2.Работа с дополнительной литературой 2 Тема 3.2.
Комплексный маркетинг Содержание учебного материала 3
3
3
3
3
3
1. Объекты и субъекты маркетинговой деятельности 2 2. Средства маркетинга 2 3. Ценовая политика 2 4. Сбытовая политика 2 5. Методы маркетинга 2 6. Маркетинговые исследования рынка 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Дополнение терминов в словарь
2.Подготовка реферат на одну из тем: «Классификация услуг», «Мерчандайзинг», «Составные элементы товарной политики»
3.Подготовка к контрольной работе. 6 Контрольная работа по разделам «Менеджмент» и «Маркетинг» 2 3
Всего: 74 3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедийное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 
Основные источники:
Бест Р. Маркетинг от потребителя. 2- е издание. [Текст]: Учебник для студентов колледжей всех форм обучения / Р.Бест– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
Гуреева М.А. Основы экономики транспорта (1-е изд.) [Текст]: Учебное пособие /М.А. Гуреева – М.: ИЦ Академия, 2010. ( Гриф МО РФ)
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум. [Текст]: Учебное пособие / Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов – М.: Академия, 2010 (Гриф МО РФ)
Еремина Е.А. Маркетинг: сборник практических задач и ситуаций. [Текст]: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений /Е.А.Еремина – М.: Академия, 2009. ( Гриф МО РФ)
Иванов Г.Г. Экономика торговли. (3-е изд., стер.) [Текст]: Учебное пособие / Г.Г. Иванов – М.: ИЦ Академия, 2010.
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс. [Текст]: Учебник для НПО/ В.Д. Камаев – М.: Академия, 2010.
Карпова С. В. Основы маркетинга [Текст]: Учебное пособие для учащихся, обучающихся по направлениям подготовки "Страховое дело по отраслям", "Банковское дело", "Экономика и бухгалтерский учет по отраслям" / С. В. Карпова, И. А. Фирсова-Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Кожевников Н.Н. Основы экономики. [Текст]: Учебник /Н.Н. Кожевников – М.: ОИЦ Академия2010.
Котеров Н.П. Микроэкономика. [Текст]: Учебное пособие /Н.П. Котеров – М.: ОИЦ Академия2010.
КнышоваЕ.Н. Маркетинг. [Текст]: Профессиональное образование /Е.Н. Кнышова - М.: Форум, 2010. (Гриф МО РФ)
Котлер Ф. Маркетиг – менеджмент. 11 – е издание. [Текст]: Учебник/ Ф. Котлер – С.пет..: Питер, 2011.
Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. [Текст]: Учебник /А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина – М.: ОИЦ Академия, 2011 (Гриф МО РФ)
Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. Практикум. [Текст]: Учебное пособие /А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина – М.: ОИЦ Академия, 2011 (Гриф МО РФ)
Ким С.А. Маркетинг [Текст]: Учебник / С.А. Ким – М.: Дашков и К, 2011.
Лукина А.В. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие. 2- е изд. (Профессиональное образование) / А.В. Лукина – М.: Форум, 2010.
Мазилкина Е.И. Маркетинг. [Текст]: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Е.И. Мазилкина – М.: Дашков и К, 2010.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. [Текст]: Учебное пособие / Р.М. Нуреев – М.: Дашков и К, 2008.
Прошкина Т. Маркетинг. [Текст]: Учебное пособие / Т. Прошкина – М.: Феникс, 2010. (Гриф МО РФ)
Слагода В.Г. Экономическая теория. [Текст]: Учебное пособие /В.Г. Слагода – М.: ФОРУМ – ИНФРА, 2008.
Соколинский В.М. Экономическая теория. [Текст]: Учебное пособие / В.М. Соколинский – М.: КноРус, 2007.
Соколова С.В. Основы экономики. [Текст]: Учебное пособие для НПО / С.В. Соколова – М.: ИЦ Академия, 2009. ( Гриф МО РФ)
Соколова С.В. Основы экономики. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебному пособию для НПО / С.В. Соколова – М.: ИЦ Академия, 2009. ( Гриф МО РФ)
Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичёв Ю.А.Основы менеджмента. [Текст]: Учебник / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичёв – М.: ОИЦ Академия, 2008 (Гриф МО РФ)
Терещенко О.Н. Основы экономики (1 – е изд.). [Текст]: Учебник /О.Н. Терещенко– М.: ИЦ Академия, 2010.( Гриф МО РФ)
Терещенко О.Н. Основы экономики (1 – е изд.). [Текст]: Рабочая тетрадь /О.Н. Терещенко– М.: ИЦ Академия, 2010.( Гриф МО Р).
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства (9 – е изд.). [Текст]: Учебник /Л.Н. Череданова – М.: ИЦ Академия, 2010.
( Гриф МО РФ)
Нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информации и защите информации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Федеральный закон от 09.01.1996 № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Дополнительные источники:
Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления. [Текст]: Учебное пособие. Высшее образование./ А.И. Гомола – М.: ИНФРА – М, 2007.
Грязнова А.Г.. Микроэкономика: практически подход: Учебное пособие./ А.Г. Грязнова. – М.: Проспект, 2007
Зайцев Н.Л. Экономика, организации и управление предприятием:Учебное пособие./ Н.Л. Зайцев – М.: Инфра - М, 2010.
Казначеевская Г.Б. «Менеджмент»:-Р-н-Д.: «Феникс», 2010.
Лидовская О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы / О.П. Лидовская – М.: Проспект, 2008.
Моррис Р. Маркетинг. Ситуации и примеры.[Видео] / Р.Моррис – М.: Банки и биржи, 2008. – 1,5 Mб.
Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. «Маркетинг»: Учебное пособие.-М.:»Академия», 2011.
Салимжанов И.Х. «Менеджмент»:-Р-н-Д.: «Феникс», 2010.
Сергеев И.В. Экономика организации. Учебное пособие./ И.В. Сергеев – М.: Проспект, 2007.
Соколова С.В. «Основы экономики»:Учебное пособие.-М.: «Академия»,2011.
Череданова Л.Н.»Основы экономики и предпринимательства»: Учебник.-М.:»Академия», 2011.
Чуев И.Н. Экономика предприятия : Учебное пособие./ И.Н. Чуев – М.: Проспект, 2007.

Периодические издания (журналы):
Сфера рекламы.
Интернет-ресурсы:
http://www.rwr.ru - Все о рекламе: события, аналитика, факты, интервью.
http://www.btlregion.ru - Площадка для освещения вопросов продвижения товаров и услуг в регионах России.
http://www.kafmr.rggu.ru - Сайт кафедры маркетинга и рекламы  (библиотека).
http://www.rusbrand.com - Союз производителей и потребителей тарной и упаковочной продукции.
http://www.aktr.ru - Российская ассоциация маркетинга.
http://www.iapp-spb.org - Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАУ).
http://www.fipp.com - Союз дизайнеров России.
http://www.rwr.ru/ - Информационный сайт «Все о рекламе в России»
http://www.triz-ri.ru - Сайт популярного издания о рекламе «Рекламное измерение» (система «ТРИЗ-ШАНС».http://www.awi.es  - Поисковый сервер, посвященный рекламе .4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения: -рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации Защита практической работы.
Дифференцированный зачет.
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения Тестирование. Собеседование.
Устный опрос.
Дифференцированный зачет.
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
Устный опрос. Собеседование.
Защита практической работы.
Защита реферата.
Тестирование.
Дифференцированный зачет.
Освоенные знания: -основные положения экономической теории Устный опрос. Собеседование. Тестирование.
Дифференцированный зачет.
-принципы рыночной экономики Устный опрос. Тестирование.
Собеседование.
Защита практической работы.
Дифференцированный зачет.
-современное состояние и перспективы развития отрасли Устный опрос. Собеседование. Тестирование.
Дифференцированный зачет.
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике Устный опрос. Собеседование. Защита практической работы.
Дифференцированный зачет.
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги) Устный опрос. Защита практической работы. Тестирование.
Дифференцированный зачет.
-формы оплаты труда Устный опрос. Тестирование.
Защита практической работы.
Дифференцированный зачет.
-стили управления, виды коммуникации Устный опрос. Тестирование.
Собеседование.
Дифференцированный зачет.
-принципы делового общения в коллективе Устный опрос. Собеседование. Дифференцированный зачет.
-управленческий цикл Устный опрос. Собеседование.
Дифференцированный зачет.
-особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства Устный опрос. Собеседование.
Дифференцированный зачет.
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом Устный опрос. Собеседование.
Дифференцированный зачет.
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Устный опрос. Собеседование. Защита практической работы. Защита реферата. Тестирование.
Дифференцированный зачет.