Методическая разработка «Проектная деятельность как форма развития креативных способностей обучающихся в классе фортепиано»


Методическая разработка
педагога дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 10»
Ботовой Марины Юрьевны
по теме:
«Проектная деятельность как форма развития креативных
способностей обучающихся в классе фортепиано»
-5905587566500С1 В МОУ «Гимназия № 10» я работаю уже более 25 лет. И на протяжении всего этого периода я в своем фортепианном классе занималась проектной деятельностью. Конечно, та форма, к которой я пришла где-то 5 лет назад существенно отличается от того, что я делала до этого. И отличие это заключается в том, что теперь дети самостоятельно делают всю работу, связанную с проектной деятельностью.
67310274193000С2 Что меня побудило обратиться к данной форме? В первую очередь, это мотивация обучающихся к занятиям. Не секрет, что желание обучаться игре на фортепиано у детей очень быстро иссякает, натолкнувшись на трудности, которые связаны с большими усилиями по организации домашней работы. И с каждым годом эта проблема становится только острее.
102870445071500С3 И мои наблюдения позволили сделать вывод о том, что именно проектная деятельность поддерживает интерес и желание у детей к занятиям. Более того, дети в процессе подготовки проекта раскрывают свои творческие возможности не только как пианисты, но и как сценаристы, режиссеры, видеооператоры, певцы, ведущие, актеры и т.п. Они сами готовят слайдовые презентации, сами ищут необходимый видеоматериал. И должна вам сказать, что детям такая работа очень нравится. И это отличный стимул для занятий на инструменте.
Сегодня я хочу поделиться с вами технологией создания творческих проектов, опираясь на личный опыт.
В каждом классе есть дети, которые успешно осваивают программу и есть те, которые это делают с большим трудом. Но нет ни одного, который бы не хотел научиться играть и продемонстрировать это публично. Да, работать для этого может не каждый. Как объединить таких разных по способностям и по возрасту детей? Проектная деятельность решает эту задачу.
К концу учебного года вырисовывается определенная картина из выученных произведений. У кого-то это целая программа, а у кого-то 1-2 произведения. Но в данном случае это не принципиально. Главное, что в совокупности у вас в классе набирается целая концертная программа.
Обычно я собираю всех в одно время, и мы начинаем с того, что записываем названия всех выученных произведений. 10 – 15 пьес – не более. Мы создаем этот список, который получает каждый ребенок, и я им даю домашнее задание – сочинить истории, опираясь на названия или характер записанных произведений. Но прежде, мы прорабатываем план наших действий и записываем его. В качестве примера я взяла план проекта «Загадки страны Мультяшек»
-33655195516500С4 «Загадки страны Мультяшек»:
-2540355600000
С5 Итак, наша цель – сочинить сказочную историю и достойно представить её на суд зрителей.
-2019300516382000
С6 Ценностный уровень. Оценка ситуации:
-2019300678497500
С7Что мы имеем?
8 песен из мультфильмов:
-1967865838708000
С8 исполнители – 7 обучающихся, тексты песен, инструменты – фортепиано,
место проведения – гимназия, время на занятия, время на подготовку: месяц,
работа над текстом, совместные репетиции, зрители – гимназисты, учителя.
-254096329500С9 Проблемы:
1) Разделение мнений между создателями сказочной истории.
2) Нехватка времени, иными словами лень.
3) Недостаток художественного воображения у участников.
4) Организация подготовительного периода для успешного показа проекта
29210304609500С10 Способ решения проблем:
Посещение репетиций и своевременное сочинение сказки
Занятия дома
Ожидаемый результат:
удачно исполненный проект с помощью совместного творчества
-2540474154500С11 Практический уровень
Риски
1) Не успеваем выучить произведения.
2) Забыли текст.
3)Неудачное исполнение произведений.
4) Болезнь одного или нескольких участников.
5) Страх перед зрителями.
6) Технические неисправности.
План
1) Выучивание произведений. Ежедневно по 20 минут.
2) Совместное сочинение истории.
3) Творческая группа в составе 7 человек:
4) Слайды для теоретической части, съёмка необходимого материала на видео.
-135255834009000

С12 Чтобы не быть голословной, я подготовила для вас такой укороченный произвольный список из 5 произведений, чтобы мы на практике смогли потренироваться в сочинительстве.
По названиям нам надо выбрать героя или героев, с которыми и будет что-то происходить. У нас есть 3 варианта. Кукла, мотылек, курочка. Давайте выберем главным героем, например, мотылька.
Как любая сказка начинается: жил – был или в некотором царстве… или однажды …. и т.д. Давайте начнем «жил-был». Где? В сказочном лесу, где царила радость жил-был Мотылек (описать мотылька, придумать ему имя, можно нарисовать). И жил он так весело и радостно, что всегда танцевал. (звучит пьеса «Мотылек танцует»). У него была подружка – Курочка (описать курочку). У курочки были цыплятки, с которыми любил играть мотылек. (звучит «Курочка») Однажды они решили пойти в гости к Кукле (придумать имя, описать). Когда они пришли, то увидели, что она заболела (звучит «Болезнь куклы»). Ей срочно нужна была помощь врачей. (придумать как они вызвали волшебную скорую помощь, которая увезла куклу) Друзья очень волновались и скучали без своей подружки (звучит «В разлуке») Но все хорошо закончилось и кукла выздоровела. По этому поводу в сказочном лесу был праздник (описать праздник) (звучит Менуэт).
Вот приблизительно так я учу детей придумывать сюжеты историй. Они дома с родителями записывают каждый свою историю. В следующий раз, когда мы собираемся вместе, мы слушаем эти истории. И выбираем. Чаще всего у нас получается смесь из нескольких сюжетов.
И уже на этой стадии ребята начинают лучше заниматься и тянутся друг за другом. А я им периодически устраиваю совместные прослушивания. Но, чтобы эта история не только игралась но и смотрелась, нужно слайдовое оформление, нужно разыгрывать сюжет на сцене в перерывах между пьесами. Нужны видеосюжеты, видеонарезки из мультфильмов, и. т.п. Для проекта «Загадки страны Мультяшек» мы придумали закрученный сюжет со сном. И этот сон мы разыграли на сцене. А чтобы было понятно, что это сон, нам пришлось снять видео. Это был очень интересный опыт. Дети за этот проект очень сдружились. А участвовали в нем как маленькие, так и большие.
-65405770001000С13 В проекте «Мы сочиняем сказку» ребятам пришлось самим стать героями сюжета, т.к. слишком разные у них получились истории. А я тоже приняла участие в игре, но только в видеозаписи для экономии времени.
Что дал ребятам опыт такой проектной деятельности. Во-первых, они стали более раскрепощенными на сцене. Сейчас они составляют костяк ведущих мероприятий в гимназии. Они умеют выходить из неожиданных ситуаций на сцене по мере необходимости. Умеют общаться с залом. Во- вторых, они успешно закончили фортепианное обучение, несмотря на различные трудности.
Последний проект, который я делала в своём классе, мы показали в прошлом учебном году. Родители, которые увидели работу своих детей, поменяли свое мнение о музыкальных занятиях и стали моими единомышленниками и помощниками. У девочек появился неоценимый опыт работы на сцене в качестве рассказчиков и исполнителей.
И в заключении я бы хотела призвать всех своих коллег внедрять в свою практику полноценную проектную деятельность, больше доверять детям, оставляя себе только координирующую функцию. Поверте моему опыту, и вам и детям станет гораздо интереснее взаимодействовать в образовательном процессе.