Рабочая программа дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга


Министерство образования Российской Федерации
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»
“Утверждаю”
Директор ГБОУ СПО НСХТ
_____________ А. Н. Мачнев
Рабочая программа
дисциплина Основы экономики, менеджмента и маркетинга
(наименование дисциплины)
специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
(код и наименование специальности)
ст. Новотроицкая 2014 г.Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 90631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании МО общеобразовательного цикла зам. директора по УР Новикова Т.С.
Протокол №___ «_____» ________________2014г. «______» ________________________
Председатель МО ________________________ ____________________________
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»
Разработчик:
Малашенко П.А., преподаватель истории и обществознания
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:
знать/понимать:
функции денег,
банковскую систему,
причины различий в уровне оплаты труда,
основные виды налогов,
организационно-правовые формы предпринимательства,
виды ценных бумаг,
факторы экономического роста;
 уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 131 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 131
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 94
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 12
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 37
в том числе: самостоятельная внеаудиторная работа
37
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект). Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Экономика и экономическая наука 11 (10\1) Тема 1.1.
Главные вопросы экономики Содержание учебного материала 1
Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими науками. Роль экономики при подготовке специалистов в современных условиях. Понятие об экономике. Даровые блага. Экономические блага. Факторы производства. 1
1
2
Ограниченность экономических ресурсов
Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с конспектом.
2.Работа с дополнительной литературой. 2 3 Главные вопросы экономики. Факторы производства 2 2
4 Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. 1 2
Практическое занятие №1 «Расчет прибыли и рентабельности продукции» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли»
«Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»
2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Значение экономики для развития общества»
2 Тема 1.2.
Типы экономических систем Содержание учебного материала 1 Типы экономических систем. Организация в условиях рыночной экономики. Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. 2 2
2 Экономические показатели деятельности предприятия. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Экономические кризисы в истории России»
«Россия на рынке технологий»
2.Оформить экономический терминологический словарь 1 Раздел 2. Сущность менеджмента 3 (2\1) Тема 2.1
Школы менеджмента. Содержание учебного материала 1. Школы менеджмента. Сущность и структура менеджмента. Основные школы менеджмента. 1 2
Практическое занятие №2 «Сущность и элементы руководства» 1 2. Основные стратегии маркетинга. Система методов управления. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой 1 Раздел 3.
Рыночная экономика 21 (15\6) Тема 3.1.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие Содержание учебного материала 1.
Спрос.
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. 1
2
2. Предложение
Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночные структуры. 2 2
Практическое занятие №3 «Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия» 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Электронные рынки как феномен мировой экономики»
«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»
2.Оформить экономический терминологический словарь
1 Тема 3.2.
Экономика фирмы: цели, организационные формы Содержание учебного материала 1.
Предприятие (фирма). Управление предприятием.
Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Менеджмент. Маркетинговая служба. 2
2
2. Организационно-правовые формы предприятий. Классификация предприятий. 2 2
Практическое занятие №4 «Сущность и цели маркетинга» 2 3. Производство, производительность труда.
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. 2 2
Практическое занятие №5 «Расчет длительности производственного цикла. Расчет производительности труда» 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Сущность деятельности акционерного общества»
«Формы связей предприятий»
2.Изучение связи предприятий в предпринимательской деятельности 2 Тема 3.3.
Фирма и конкуренция Содержание учебного материала 1.
Собственность.
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. 2
2
2. Конкуренция.
Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. 2
2
3 Антимонопольная политика государства. 1 2
4 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена» 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Мое отношение к монополии»
«Конкуренция – важный аспект развития экономики»
2. Проработка конспектов по разделу 2 «Рыночная экономика» 1 Раздел 4.
Труд и заработная плата 11 (10\1) Тема 4.1.
Труд. Рынок труда. Заработная плата Содержание учебного материала 1.
Труд. Рынок труда.
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. 1
2
2. Заработная плата.
Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Форма оплаты труда. 1 2
3. Организация оплаты труда. 2 2
4. Поощрительные системы оплаты труда. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с дополнительной литературой
2.Составление презентации по теме 1 Практическое занятие №6 «Составление трудового договора» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Формы и системы оплаты труда»
«Материальная заинтересованность работников»
2.Дополнить термины в словарь 2 Тема 4.2.
Безработица. Профсоюзы Содержание учебного материала 1.
Безработица
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. 2
2
2. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. 2 2
3. Профсоюзы
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Роль профсоюзов в защите работников»
«Значение и сущность работы службы занятости в России»
2.Дополнить термины в словарь
3. Проработка конспектов занятий по разделу 3 «Труд и заработная плата» 1 Контрольная работа по разделам «Экономика и экономическая наука», «Сущность менеджмента », «Труд и заработная плата» 1 3
Раздел 5.
Деньги и банки. 12 (12\0) Тема 5.1.
Понятие денег и их роль в экономике Содержание учебного материала 1. Деньги. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. 2 2
2. Денежное обращение. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Денежный запас. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с дополнительной литературой
2.Составление презентации по теме 2 3. Роль денег в экономике. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Возникновение и эволюция денег на Руси»
«Мировые деньги»
2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Деньги» 1 Тема 5.2.
Банковская система. Финансовые институты Содержание учебного материала 1. Понятие банковской системы.
Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. 2 2
2. Финансовые институты Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Банковская реформа России»
«Экономические кризисы в истории России»
«Центральный банк и его роль»
2. Проработка специальной литературы по вопросу «Финансовые институты» 1 Тема 5.3.
Инфляция и ее социальные последствия Содержание учебного материала 1. Инфляция.
Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. 2 2
2. Антиинфляционная политика. Государственная система антиинфляционных мер. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на одну из тем:
«Центральный банк и его роль»
«Финансовый кризис 1998 года в России»
2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Инфляция» 1 Раздел 6.
Государство и экономика 19 (16\3) Тема 6.1.
Роль государства в экономике. Общественные блага Содержание учебного материала 1. Государство как рыночный субъект. 1 2
2. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой 1 3. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»
«Мировой опыт свободных экономических зон»
1 Тема 6.2.
Налоги. Система и функции налоговых органов Содержание учебного материала 1. Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. 1 2
Практическое занятие №7 «Расчет основных видов налогов» 2 Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой 1 2. Система и функции налоговых органов 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Значение налогов в развитии экономики России»
«Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики»
2 Тема 6.3.
Государственный бюджет. Государственный долг Содержание учебного материала 1.
Государственный бюджет
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.
1
2
2. Государственный долг и его структура
Роль государства в кругообороте доходов и расходов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Бюджетный дефицит и концепции его регулирования»
«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»
2 Тема 6.4.
Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы Содержание учебного материала 1. Цели национального производства и состав ВВП.
1
2
Практическое занятие №8 «Выполнение расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП» 1 Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой 2 2. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. Экономический подъем. Экономический спад. Депрессия. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с дополнительной литературой
2.Изучение конспектов 2 3. Неравенство доходов и его измерение. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Проблемы вступления России в ВТО»
«Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»
2. Оформить терминологический словарь
3. Проработка конспектов по разделу 5 «Государство и экономика» 2 Раздел 7.
Международная экономика 13 (13\0) Тема 7.1.
Международная торговля Содержание учебного материала 1.
Международная торговля
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.
2
2
2. Государственная политика в области международной торговли Фритредерство. Таможенная пошлина 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Государственная политика в области международной торговли»
«Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в» 2 Тема 7.2.
Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Содержание учебного материала 1. Валюта
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса 2 2
2 Факторы, определяющие валютные курсы 2 2
3. Глобальные экономические проблемы. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Международные валютно-финансовые организации»
«Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс)»
2. Подготовка к итоговому зачету 2 Тема 7.3.
Особенности современной экономики России Содержание учебного материала 1. Экономические реформы в России. Экономический рост 2 2
2. Инвестиционный климат в современной России. 1 2
3. Россия и мировая экономика 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Электронные рынки как феномен мировой экономики»
«Особенности современной экономики США»
2. Подготовка к итоговому зачету
3. Проработка конспектов по разделу 6 «Международная экономика» 2 Контрольная работа по разделам «Деньги и банки», «Государство и экономика», «Мировая экономика» 2 3
Экзамен по дисциплине
5 3
Всего:
94
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 
Для обучающихся
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.
Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.
Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
 
Для преподавателей
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.
Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение знаний: функции денег Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
банковскую систему Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
причины различий в уровне оплаты труда Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
основные виды налогов Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
организационно-правовые формы предпринимательства Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
виды ценных бумаг Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
факторы экономического роста Тестирование
Устный опрос
Заслушивание рефератов
Освоение умений: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем Практическая работа
Тестирование
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики Практическая работа
Тестирование
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли Практическая работа
Тестирование